Татьяна Таратина
Развитие любознательности дошкольников средствами экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Детей обычно интересует, откуда всё берется. Взрослых – куда все девается. Опыты – как раз та область знания, где можно получить ответы на оба этих вопроса.
Опыты бывают непродолжительными по времени, когда результат виден сразу, например: "Растворяется-не растворяется". Иногда, чтобы увидеть результат опыта, нужно понаблюдать за явлением некоторое время, от нескольких часов или даже дней, например, как в опыте "Сила пузырьков" (опыт с дрожжами).
Публикация «Развитие любознательности дошкольников средствами экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Конечно, детям хочется всего и сразу. Чем меньше возраст детей, тем менее продолжительными должны быть опыты. Эксперименты, где сразу виден результат, им особенно по душе, это своего рода фокусы, нечто волшебное. Но продолжительные по времени опыты полезны для развития наблюдательности, терпения, умения фиксировать промежуточные результаты на каждом из этапов, поэтому должны проводиться, начиная со старшей группы.
Приведем пример одного из длительных экспериментов, который проводился нами с детьми подготовительной группы.
Экспериментирование в подготовительной группе "Опыт по выращиванию хлебной плесени"
Цель: вырастить грибок под названием хлебная плесень.
Задачи: познакомить детей с внешним видом хлебной плесени, рассказать о её свойствах и о вреде для человека, воспитывать бережное отношение к хлебу, осознанное отношение к качеству продуктов питания.
Материал: лотки с кусочками заплесневелового хлеба, лупы, макет гриба, сыр с плесенью, увеличенные изображения плесневелых грибков, батон, у которого маленькое пятно плесени, нож.
Предварительная работа: знакомство детей с грибами.
Организация пространства: разделить групповое помещение на 2 зоны – опытно-экспериментальная и видео- (или теле-)-зона.
Рассказ о ходе экспериментальной деятельности:
В: Ребята, давайте вспомним, что мы с вами сделали с хлебом несколько дней назад?
Дети: взяли кусочки батона, намочили водой из пипетки, положили в пакет, завязали, поставили в темное, теплое место.
В: Давайте рассмотрим, что случилось с хлебом. Что видим?
Дети: Появились черные некрасивые пятна, выросло что-то страшное, похожее на волосы.
В: Как вы думаете, что это? На что похоже? Давайте возьмем лупы, рассмотрим поближе.
Рассматривают сначала через лупу, затем воспитатель обращает внимание на фото.
В: Что вам напоминает эта фотография? (при затруднениях показывает макет гриба)
Дети: Маленький гриб.
В: У нас с вами на хлебе вырос необычный гриб, называется он плесень. Давайте вспомним, что мы знаем про грибы и сравним наш грибок с ними.
• Дети: растут в лесу, много после дождя.
Этот вырос на хлебе, в пакете было влажно и тепло.
• Бывают съедобные и ядовитые.
Как вы думаете, можно есть, такой хлеб? (нет) Плесень портит вид и запах продуктов, человек может заболеть, съев такой хлеб. Плесень бывает не только на хлебе, но и на других продуктах (рассматривание фотографий)
• У грибов есть грибница
У плесени тоже есть мельчайшие ниточки, которые мы не видим глазами, их видно только с помощью специальных приборов. Поэтому нельзя есть батон, у которого появилось только пятнышко плесени, даже если мы срежем, грибница все равно останется внутри. (Воспитатель показывает батон, срезает кусок)
В: Ребята, а откуда на хлебе берется плесень?
(версии детей)
• Давайте вспомним, что такое споры. Правильно, это маленькие клетки гриба, похожие на семена, они высыпаются из гриба, и вырастают новые грибы.
У плесени тоже есть очень-очень маленькие и очень летучие споры. Они есть везде, в воздухе, на мебели, на продуктах, на человеке, они невидимы. Нам они не опасны, но только до тех пор, пока их мало. Но если мы будем грязнулями, не будем делать уборку, проветривать помещение, вовремя выкидывать испорченные продукты, то из этих спор может очень быстро вырасти плесень, которая попадет в наш организм, и мы можем заболеть. Поэтому наши лотки закрыты пленкой, чтобы споры плесени не разлетелись, чтобы мы их не вдыхали.
В: А знаете ли вы, что так же как грибы бывают съедобными, то и от плесени бывает польза?
Например, из некоторых видов грибка ученые научились делать лекарства.
А еще бывает сыр с плесенью. Некоторые виды плесени используются в производстве сыров, они придают им особый вкус. Можно посмотреть, понюхать этот кусочек. А если найдется смелый, кто захочет попробовать, то я обязательно угощу, но только с разрешения мамы или папы вечером.
Итоги:
В: А теперь, давайте вспомним,
• Что мы нового сегодня узнали, о чем вы расскажете своим родителям, братьям и сестрам, своим друзьям?
• Как обезопасить себя от вредной плесени?
• Бывает ли плесень полезной?
• Что мы сделаем с испорченным хлебом?
• Подумайте, что можно сделать, чтобы у нас в холодильнике и на кухне не появлялись испорченные продукты? (Покупать столько, сколько сможем съесть)
Воспитатель предлагает детям сделать фоторепортаж о плесени и поместить его в информационном уголке для родителей. После обсуждения с родителями фотографии хранятся в уголке экспериментирования.