Светлана Шитова
Развитие математических способностей детей посредством пособий В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
С. Н. Чудова воспитатель
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №182» (г. Иваново)
Развитие математических способностей детей посредством пособий В. В. Воскобовича
В современном мире востребованы такие качества, как умение логически мыслить, решать нестандартные задачи, анализировать, строить суждения и умозаключения. Совершенствование этих качеств тесно связано с развитием математических способностей. Развивать данные способности необходимо с дошкольного детства. В данной статье рассматривается наш опыт работы применения игровой технологии для развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в нашем детском саду.
Публикация «Развитие математических способностей детей посредством пособий В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие математических представлений детей предусматривается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования.
Эффективным средством развития математических способностей является игра, так как в дошкольном детстве данный вид деятельности вызывает большой интерес у детей, следовательно, мотивацию к занятиям с применением игр. Именно игровая технология лежит в основе комплекса «Сказочные лабиринты игры», который включает в себя несколько игровых пособий. В своей работе мы применяем такие игровые пособия, как «Фиолетовый лес», «Коврограф «Ларчик», «Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Чудо крестики» и «Чудо соты». Автором данных игровых пособий является наш современник В. В. Воскобович. По образованию инженер-физик, свои знания и навыки в сфере точных наук он применил в создании пособий, которые уже много лет с успехом применяются педагогами в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Мы в своей работе применяем эти пособия в течение нескольких лет с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
В результате применения данных игровых пособий мы выявили для себя их основные особенности, они же достоинства.
Прежде всего, главная особенность пособий состоит в том, что в их основе находится игра. В пособиях присутствуют игровых персонажи, игровые сюжеты, что является увлекательным для детей. Мы обратили внимание, что занятия с применением этих пособий очень нравятся детям, в течение короткого времени в рамках занятия можно решить несколько дидактических задач.
Другой особенностью данных пособий является то, что они позволяют развивать детей во всех образовательных областях, но прежде всего в области «Познавательное развитие», в частности, позволяют развивать математические представления и способности. Работая с этими пособиями, мы учим детей операциям сложения, вычитания и деления, учим ориентироваться на плоскости, знакомим с понятиями «слева», «справа», «вверху», «внизу». Дети узнают особенности каждой геометрической фигуры, учатся составлять целое из частей, производить операции сравнения, классификации и т. д.
На наш взгляд, ценным достоинством этих игровых пособий является то, что они помогают детям не только изучить математические понятия и способы действий, но самое главное – научить логически мыслить, решать сложные творческие задачи. Во время занятий с пособиями дети встречаются с игровыми заданиями, которые являются трудными и одновременно интересными, что развивает интеллект, творческие и математические способности.
Также, на наш взгляд, среди достоинств данных игровых пособий В. В. Воскобовича то, что задания в них рассчитаны на разный уровень сложности, это позволяет нам формировать математические представления у детей разного возраста и изначального уровня подготовки.
Ценно также и то, что в ходе занятия с каждым игровым пособием имеется возможность одновременно решать несколько образовательных задач, в том числе счет, знакомство с цветовой гаммой, цифрами, алфавитом, геометрическими фигурами.
В качестве примера нашей работы с пособиями В. В. Воскобовича рассмотрим подробнее обучение детей графическому диктанту с применением «Коврографа «Ларчик». Это пособие крупное, функциональное, эстетически оформленное, что позволяет нам проводить графические диктанты, которые вызывают интерес у детей. Проведение графических диктантов позволяет нам готовить детей к обучению в школе, у детей развиваются способности считать, ориентироваться в пространстве, развиваются внимательность, память, слуховое и зрительное восприятие. Во время графического диктанта дети последовательно создают на плоскости (закрепленном на стене поле игрового пособия) схематические изображения фигур и предметов, ориентируясь на словесные инструкции педагога.
Детям нравятся графические диктанты на коврографе, так как он большой, красивый, удобный (игровое поле разделено на 100 квадратов). Кроме того, предусмотрены игровые персонажи (гномы, кружочки и квадраты, разноцветные веревочки и т. д. В каждый графический диктант мы включаем игровые задачи: например, детям предлагается нарисовать домик для гнома или цветок для пчелки. Для решения игровой задачи ребенок должен построить объект во время графического диктанта. Такой игровой способ деятельности мотивирует детей к активному участию на занятиях.
Работу с применением коврографа мы проводим в следующей последовательности. Сначала знакомим детей с игровым пособием. Для этого рассказываем детям сказочную историю. Например, дети представляют, что клетки, на которые разделено игровое поле, являются волшебными дорожками на поляне, на них живут гномы. На данной поляне происходят разнообразные сказочные события, с которыми детям предстоит соприкоснуться.
Далее предлагаем детям поиграть с игровым полем и предметами на нем, показываем, как правильно прикреплять к игровому полю веревочки, как зафиксировать угол, как необходимо удерживать разноцветные веревочки в руках и т. д.
Сначала мы проводим с детьми простые графические диктанты (например, предлагаем составить изображения домика, несложные геометрические фигуры). Все объекты, которые дети создают на «Коврографе «Ларичик», являются частью общего игрового сюжета. Например, создаем бабочку, которая полетела к своим детям в лес, рисуем домик для гномика, которому нужно согреться зимой и т. д.
Интересные возможности для математического развития детей предоставляет игровое пособие «Волшебная восьмерка». Оно представляет собой комплект разноцветных дощечек, из которых сложена цифра 8. Каждая дощечка зашифрована – она названа по имени гнома. Мы предлагаем детям разнообразные задания. Например, произносим считалку с названиями гномов в определенной последовательности, дети мысленно составляют дощечки по считалке и определяют, какую цифру загадал педагог. Затем мы убираем одно или два слова (имена гномов) из считалки, следовательно, загаданная нами цифра меняется, ребенок должен отгадать, что это за цифра. Так у детей формируются навыки выполнения математических операций в уме с опорой на словесную инструкцию.
Для развития пространственного мышления дошкольников применяем игровое пособие «Геоконт». Дети учатся конструировать контуры фигур по шифру или образцу, учатся ориентироваться на координатной плоскости. Например, мы предлагаем детям выложить из веревочек месяц по шифру или солнце по показу (замкнутой паутинкой из квадрата). С помощью данного пособия мы обучаем детей ориентироваться в пространстве, развиваем у них творческое воображение, знакомим с понятием симметрии, пропорциями геометрических фигур. Дети понимают, что из простых фигур можно создать сложные графические объекты.
Знакомить детей с простыми и сложными геометрическими фигурами, их особенностями, составными частями помогает игровое пособие «Чудо соты». Оно является головоломкой, плоскостным конструктором для решения геометрических задач на логику. Данное пособие является основой, на которой пять отверстий (не сквозных, а в них – геометрические вкладыши-соты. Дети собирают соты на основе, на столе, а также собирают разнообразные фигуры по своему замыслу, по образцу и по нашей инструкции. Чтобы детям было интересно, мы стараемся включить в каждое занятие с пособием «Чудо соты» игровой сюжет. Например, предлагаем детям создать из геометрических фигур пособия поезд. Дети составляют поезд и называют, из каких вагонов он состоит (какого цвета вагоны, из каких геометрических фигур они созданы).
Занятия с применением рассмотренных игровых пособий мы проводим с детьми как индивидуально, так и в небольших подгруппах по 3-6 детей.
Таким образом, игровые пособия В. В. Воскобовича, которые мы применяем в своей педагогической работе с детьми дошкольного возраста, показывают свою результативность для развития математических способностей детей. Наши наблюдения показывают, что у детей развиваются навыки решения сложных логических задач, расширяются математические представления о счете, составе числа, геометрических фигурах, пространстве, цвете и форме. Самое главное – данные пособия построены на игровой технологии, что позволяет детям погружаться в сказку, проявить свое творчество, воображение, принимать участие в занятиях с интересом.
Список источников и литературы
1. Воскобович В. В., Вакуленко Л. С. Развивающие игры Воскобовича. – М: Сфера, 2015. – 128 с.
2. Габова М. А. Развитие пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет. – М. : Юрайт, 2023. – 151 с.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : Сфера, 2023. – 208 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265.