Развитие математического мышления посредством экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе

Анастасия
Развитие математического мышления посредством экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный, c 16.09 по 29.09

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

В образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, в том числе и в познании математики как науки. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов и на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Хочется видеть детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, быть самостоятельными. Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Этим и обосновывается актуальность выбранной темы.

Цель:

Главной целью работы является познавательное развитие дошкольников по формированию элементарных математических представлений через организацию экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• Формировать умение сравнивать, измерять предметы и различные вещества, самостоятельно находить решения поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.

Развивающие:

Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств.

• Поддержание у детей сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, умения делать выводы.

Воспитательные:

• Воспитывать самостоятельность в решении поставленных задач, как и коллективное взаимодействие друг с другом.

План реализации проекта:

1. Подготовительный:

- разработка плана проекта.

- сотрудничество с родителями.

- разработка конспектов бесед, занятий, подбор методического, дидактического материала.

- создание путей эффективного развития познавательной активности дошкольников. Организация обучающего процесса таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.

2. Основной,организационно-практический:

- Поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения;

- Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе посредством бесед, смс-оповещения, домашних заданий.

- организация экспериментальной деятельности на занятиях в группе детского сада на измерение таких величин, как длина, масса, объем.

- проведение математически-логических игр соревновательного характера «Олимпиада по математике».

3.Заключительный:

- проведение математической викторины и графического диктанта.

Мероприятия:

1.Дидактические игры:

- «Чудесный мешочек»;

- «Назови скорей»;

- «Сложи картинку»;

- «Столько же, больше, меньше»;

- «На сколько больше, на сколько меньше»;

-«Что изменилось».

2. Экспериментальная деятельность:

- измеряем длину;

- измеряем объём;

- измеряем массу, вес.

3. Спортивное мероприятие по математике (спортивные соревнования + решение логически-математических задачек).

4. Математическая викторина.

5. Графический диктант.

Виды экспериментирования, проведённые в группе.

1. Измерение длины предметов. Организуем экспериментальную работу по определению длины предметов путем наложения (приложения) полосок. В ходе экспериментально-практической деятельностиперед детьми ставлю задачу: определить, сколько таких мерных полосок можно положить вдоль длинной стороны стола.

Демонстрация и объяснение:

- нельзя накладывать одну полоску на другую, так как одно и тоже расстояние окажется измеренным несколько раз;

- нельзя оставлять отступ между краями двух полосок, т. к. расстояние между ними остается неизмеренным;

- если полоски укладывать неровно по краю стола, то их можно положить больше, чем нужно, и результат измерения окажется неправильным

Экспериментирование по выкладыванию полосок при измерении длины, ширины и высоты предметов проводится в течение нескольких занятий. На этом этапе полоски являются единицами измерения.Результаты отражаются в речевых высказываниях: «Ширина стола равна шести полоскам».

Исследование с помощью мерки-полоски, передвигая ее вдоль поверхности и фиксируя края мелом или карандашом, можно проводить только тогда, когда, дети поймут, зачем нужно соблюдать все условия измерения, т. е. начнут видеть точку отсчета.

Большое значение для создания положительной мотивации к измерению имеют практические ситуации:

Перед детьми ставится задача: определить, можно ли поставить стол к стене между двумя шкафами, уместиться ли он там? Решением этой проблемы становится опосредованное сравнение длины стола и стены.

Далее организую практическую работу, наглядно это подтверждающую. Например, необходимо определить на глаз расстояние в шагах от окна до двери и проверить свои предположения. Детей подвожу к выводу: чем длиннее шаг, тем меньше шагов надо сделать. Каждый ребенок проговаривает, сколько шагов он делает от окна до двери. Часто оказывается, что вдоль измеряемой поверхности не укладывается равное количество мерок. Вместе с детьми делаем вывод, что измеренная длина содержит столько-то целых мерок и «еще немного».

Затем детейзнакомлю с общепринятыми единицами измерения: сантиметр, метр. На последующих занятиях идет практическая работа с использованием линейки и метра.

2. Измерение объема сыпучих и жидких веществ. В процессе измерения жидких и сыпучих тел формирую знания о том, что от внешней формы сосудов не зависит равенство или неравенство их объемов.

В связи с этим демонстрируется посуда разной формы, но одинаковой вместимости, например, равная по емкости стакан, чашка, бутылка, м стакана в этом случае будет служить эталоном для определения емкости другой посуды. Далее организуется практическая работа по измерению объема различных предметов с помощью условной мерки - стакана. Для этого используется вода (ее можно подкрашивать) или крупа.

Важно,чтобы дети соблюдали правила измерения:

- мерка должна быть полной;

- переливать или пересыпать содержимое нужно аккуратно,

- не разливать воду,

- не рассыпать крупу

Таким образом, в процессе практических действий дети запоминают, что при измерении вместимости посуды они определяют ее объем. Действия по измерению объема каждый ребенок должен проделывать самостоятельно. Дальше предлагаю определить, сколько стаканов или чашек воды уместиться в одной и той же банке. Это дает возможность показать относительный характер числа. В один сосуд может войти 4 стакана или две чашки воды.Дети делают вывод: «Чем больше выбранная мерка, тем меньше их количество уместиться в одном и том же объеме».

Затем можно приступить к выполнению опытно-практических заданий. Вместе с детьми подбираем несколько сосудов разной емкости, например низкий кувшин с широким основанием, высокую и низкую вазу, бутылки разного объема, и предлагаю определить на глаз вместимость каждого из них. После этого все сосуды наполняются водой, их вместимость измеряется стаканом.

3. Измерение массы. Организуем работу, направленную на развитие чувства веса. Барическое чувство (чувство веса) формируется в процессе взвешивания различных предметов на ладонях. Сначала, подбираются контрастные по тяжести предметы, постепенно контрастность уменьшается. Дети учатся обозначать полученные результаты словами «тяжелый и легкий», «тяжелее и легче». Предметно-практическая деятельностьпозволяет показать относительность этих понятий: любой предмет может быть тяжелее одного, но легче другого. Проводим сравнение одинаковых форме и величине, но разных по тяжести предметов, например, кубиков, сделанных из дерева, металла, поролона, или полной и пустой чашек. Независимость массы от размера предметов подчеркивается при сравнении воздушного шара и маленького металлического шарика. Детям объясняю, что для точного определения тяжести используются весы. На практических занятиях дети убеждаются, что чаша с тяжелым предметом опускается вниз с легким - поднимается вверх. Если предметы одинаковые по тяжести, то чашки весов оказываются уравновешенными. Для закрепления исследуемого материала организуются дидактические игры. Например, предлагаю найти в групповой комнате и назвать предметы легче, чем кубик, а затем проверить правильность выполнения задания с помощью весов.

4. Заключение. Методика введения экспериментирования в организованную образовательную деятельность в область «познание» по формированию элементарных математических представлений не представляет особых сложностей. Не должно быть четких границ между всеми составляющими методами и приемами, т. к. эксперимент вводится лишь, как способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Преобразования, которые ребенок производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают речь, мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, восприятие. И, что немаловажно, специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Конспект выборочного занятия.

Ведущий: А как вы думаете, на каком транспорте мы можем попасть в эту страну? (ответы детей) Я предлагаю, отправимся на поезде. Тогда отправляемся в путь (паровозиком).

Приглашаем всех друзей

В путь отправиться скорей!

Ждут вас испытания,

Сложные задания.

Ведущий: Мы прибыли в страну Математика. Мы начнем наши состязания. Делимся на две команды. Предлагаю в первой команде капитаном выбрать Милану, во второй — Максима. Вы согласны (ответы детей).

1. Эстафета «Перекати арбузы». (Слайд 7)

Задание: перекатить «арбузы» на другое место. По сигналу ведущего первые участники хватают мяч и катят его клюшкой между «кочек», затем бросают в корзину и бегут по прямой обратно; становятся в конец колонны, задание выполняет следующий участник и т. д. Побеждает команда, первая выполнившая задание.

Пособия: мелкие мячи, хоккейные клюшки, тазы (корзины) для мячей.

2. Подвижная игра под музыку «Геометрические фигуры». (Слад 8)

Задание: По ковру беспорядочно раскладываются фигуры. Под музыку дети бегают подскоками по залу между фигурами. Ведущий через некоторое время выключает музыку и громко произносит название одной из фигур, например, «квадрат». Побеждает команда, выигравшая большее количество раз в этой игре.

Пособия: блоки из геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) разного цвета.

Ведущий. Прежде чем мы продолжим соревнования, отгадайте,дети загадку:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его?. (Квадрат)

Правильно. И это означает, что на очереди у нас эстафета «Цветные квадраты»

3. Эстафета «Цветные квадраты». (Слайд 10)

Перед каждой командой стоят в один ряд на некотором расстоянии друг от друга 4 кегли. Ведущий объявляет, какая команда будет собирать квадрат. Показать детям на бумаге образец квадрата, сторона которого состоит из 3 маленьких квадратиков. По команде ведущего первые участники бегут вперед «змейкой» между кеглями; добегают до своих обручей, берут один кубик нужного цвета и ставят его в обруч. Возвращаются бегом назад по прямой, отдают эстафетную палочку следующему ребенку, Эстафета заканчивается, когда какая-то из команд первой соберет свой квадрат.

Пособия: 2 набора маленьких кубиков, в каждом наборе по 16 кубиков с разноцветными гранями; 8 кеглей.

Посмотрите к нам пришло еще одно письмо. Давайте посмотрим кто нам его прислал. А чтобы узнать от кого письмо нужно отгадать загадку.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?. (Буратино)

Правильно письмо нам прислал Буратино.Буратино предлагает нам решить веселые задачки:

Четыре спелых груши

На веточке качались.

Две груши снял Павлуша.

Сколько груш осталось? (две)

Мыши кошку испугались,

По углам все разбежались:

Одна в ящик, две за ней.

Сколько было всего мышей? (три)

Сколько хвостов у трех котов (три)

Сколько ушей у двух мышей (четыре)

Сколько пальчиков на руках у мальчиков (десять)

Ведущий: Дети, наша спортивно математическая олимпиада подошла к концу. Ребята, вы сегодня были быстрыми, ловкими, сообразительными.

Дети под музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!». Актуальность технологии. Целью данной технологии.

Развитие ассоциативно-образного и логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества.

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр» Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога.

Презентация «Организация опытно-экспериментальной деятельности посредством кружковой работы в подготовительной группе» Задачи: Обучающие Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость,.

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательно-речевой активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности» В 2018-2019 учебном году мною была изучена тема «Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством.

Проект «Развитие инженерно-математического мышления детей» Краткая аннотация проекта В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным.

Развитие личности дошкольника среднего возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является личностное, умственное развитие.

Развитие математического образования у дошкольников посредством игры «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знаний и деятельности, получение математических знаний – осознанным.

Консультация «Развитие предпосылок инженерного-математического мышления у дошкольников» «Развитие предпосылок инженерного - математического мышления у дошкольников» Цель профессиональной деятельности (или профессионального.

Родительское собрание на тему «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений» Родительское собрание № 2. Тема «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений». Время проведения: февраль.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие математического мышления посредством экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе
Опубликовано: 3 октября 2019 в 14:04
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...

10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...


Горячие темочки