Виктория Черныш
Развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики
ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ.
2. Письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности, скоординированности движений кисти ведущей руки.
3. Задачи самомассажа:
- реабилитация тонких движений пальцев;
- развивающе - оздоровительное средство;
- коррекция каллиграфических навыков.
Публикация «Развитие мелкой моторики» размещена в разделах
4. Существует немало конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и т. д. для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей.
Рекомендуется также с этой целью использовать игровой самомассаж.
5. Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
6. Самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.
7. Помимо этого игровой самомассаж кистей рук - важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.
8. Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развивается межполушарное взаимодействие, синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающие между собой отдельные участки одного и того же полушария.
9. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
10. Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира. Игровой самомасаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно - моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.
Игровой самомассаж содействует двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.
11. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
12. Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного пятиминутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях в детском саду.
13. Примеры массажных движений
14. Массаж шариками Су - джок.
Ходит ежик, без дорожек,
Не бежит ни от кого,
с головы до ножек,
весь в иголках ежик,
как же взять его!
15. Поглаживание:
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев - это "лучи солнца".
Солнышко лучами
гладит нас, нас ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
16. Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев.
Свистели метели,
Летели снега.
Стелила постели
Большая пурга,
Стелила постели
Морозам она,
И было метелям
Совсем не до сна.
17. Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
Во дворе у Толика
Маленькие кролики.
Беленькие кролики,
целых восемь штук.
По утрам мы с Толиком
Кормим наших кроликов,
И едят морковку
Кролики из рук.
18. Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца.
Толстушка - ползушка,
Дом - завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.
19. Самомассаж ладоней ипликатором Кузнецова или пластмассовым ковриком "Травка".
(на каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями.)
Гладила мама - ежиха ежат:
"Что за пригожие детки лежат!"
20. "Щелчки". Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем палец опускают, и он со стуком резко падает на стол.
Поднял ушки бурундук.
Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук,
Тук да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, -
Сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук,
И без крыльев, и без рук
Ищет он, где спрятан жук,-
Вот и слышен перестук!
21. "Китайские шары" Ребенку дается по паре каучуковых мячиков (или грецких орехов). Он кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого.
Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
22. Самомассаж с прищепками. На ударные слоги стиха поочередно "кусаем" ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно.
Кусается сильно котенок - глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою, малыш!
- А будешь кусаться - скажу тебе "кыш!".
23. Пиление ладони ребром ладони противоположной руки.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб.
24. Пунктирование пальцами (игра на пианино)
Кто там топает по крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли
кап-кап-кап.
Может, кошек подковали?
кап-кап-кап.
25. Зигзагообразное поглаживание
Дунул ветер на березку,
разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
улетел, не извинился.
26. Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев другой руки.
Диво дивное - паук,
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек,
выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.
27. Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками.