Татьяна Корепанова
Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику.
Приоритетным направлением в работе с детьми я выбрала развитие моторики. Для этого мы с детьми каждый день играем в пальчиковые игры. Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Поэтому я решила развивать общую и мелкую моторику детей, используя пальчиковые игры, тем самым развивая их речь.
Публикация «Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику» размещена в разделах
Кроме развития речи пальчиковая гимнастика:
Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! От этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи. И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать.
Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!
А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Во время пальчикового тренинга выполняем такие упражнения:
- условно статические (удержание пальцами определенной позы);
- динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую);
- расслабляющие (нормализующие мышечный тонус).
Для получения максимального эффекта проводим пальчиковые игры, сочетая сжатие и расслабление кисти рук, а также помогаем детям поставить пальцы в положение, где движения каждого из пальцев изолировано друг от друга. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей (младший возраст – 3-4 года до 5 мин., в среднем и старшем дошкольном возрасте – 10-15 мин.)
Вот некоторые игры, которые я использую.
Маланья
У Маланьи, у старушки Дети хлопают в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой избушке Складывают руки углом, показывая «избушку».
Семь сыновей, Показывают пальцы.
Все без бровей, Очерчивают брови пальцами.
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони подносят к ушам.
Вот с такими носами, Показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, Очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы.
Вот с такой головой, Очерчивают большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показывают руками большую окладистую бороду.
Они не пили, не ели, Одной рукой подносят ко рту «чашку», другой — «ложку».
На Маланью все глядели Держа руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами.
И все делали вот так. Показывают загаданное действие.
У бабы Фроси
У бабы Фроси пяток внучат. Выставляют вперед правую руку. Растопыривают пальцы правой руки. Подносят руки рупором ко рту, громко кричат: «А-а-а!»
Все каши просят.
Все криком кричат.
Акулька в люльке,
Аленка в пеленке,
Аринка на перинке,
Степан на печке,
Иван на крылечке. По очереди сгибают пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отводят большой палец в сторону.
Баба тесто месила, Руки «месят тесто».
Кашу варила, Левая рука «помешивает кашу».
Молоко топила, Руки «ставят корчагу в печь».
Внучат кормила. Руки «раздают миски».
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились. Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.