Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта

Полина Силантьева
Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта

Выполнила:

учитель-дефектолог

МБДОУ ДС №5 г. Челябинск

Силантьева Полина Вячеславовна

Глава 1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы

по вопросу исследования

1.1. Понятие «мелкая моторика» в современной психолого-педагогической науке

В последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание. Сенсомоторное развитие - один из ведущих факторов развития ребенка.

Т. А. Власова и М. С. Певзнер определяют моторику, как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику [4].

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [30].

К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека [31].

Л. В. Антакова-Фомина, Т. Ю. Гогберашвили, Е. Г. Гришина, С. Н. Котягина, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики [1,15,37].

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. М. Кольцову, Е. И. Исенину [12].

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Светлова И. Е. выделяет и содержательно характеризует 3 уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий [32].

Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.

Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.

Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений [17].

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук [21].

Л. В. Антакова-Фомина выделяет различные способы развития мелкой моторики, например[1]: игры с мелкими предметами, собирание паззлов, мозаики, конструктора, бусин и т. п. ; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев лепка и т. д.

М. М. Кольцова утверждает, что развитие мелкой моторики руки влияет и на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка, тренируются не только мышцы, но и способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитывается усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, идет развитие эмоционально-волевой сферы ребенка [14].

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии [25].

Таким образом, формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнять пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган.

С возрастом у детей происходит совершенствование движений пальцев рук. Когда движения пальцев достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования всей психической деятельности ребенка [28].

Таким образом, в современной психолого-педагогической литературе под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Основными показателями сформированности мелкой моторики являются: хорошая скоординированность движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы. Занятия по развитию мелкой моторики руки влияют и на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, восприятие пространства.

1.2. Особенности мелкой моторики детей с нарушением интеллекта

Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук [5].

Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов нарушения интеллекта. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у детей с нарушением интеллекта неуклюжи, некоординированные, их точность и темп нарушены[18].

М. М. Кольцова пришла к выводу, что у некоторых дошкольников моторные затруднения могут быть связаны с леворукостью и обусловлены тем, что детей пытались переучивать. Таким детям необходимо пробовать выполнять задания той рукой, которой работать легче, удобнее [15].

У детей с нарушением интеллекта проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Из наблюдений Г. И. Жаренкова видно, что дошкольников затрудняет удержание шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо намеченной линии получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на бумагу [11].

Большие трудности обнаруживаются у детей при работе с ножницами. Они не знают и не придерживаются основных правил этой работы (у большинства наблюдается неправильная хватка ножниц, не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям разметки, часто минуют ее, закрывают лезвие ножниц в процессе резания, не соблюдая правила безопасности работы [8].

Недостаточность ручных умений и навыков у детей проявляются в работе с красками и кисточкой. Ученики берут на кисточку много краски, наносят краску большим слоем. Пользование кистью неумелое – не могут рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ею в разных направлениях, не могут ориентироваться на листе бумаги, тяготение к ритмическим, повторным движениям, не соблюдение равномерности узоров по величине форм, по расстоянию между ними, давать симметрическое расположение узора. Не могут находить красивые сочетания красок в зависимости от фона[20].

Т. М. Головина пришла к выводу, что характерным для детей с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости [8].

Приступая к новому заданию, по мнению Л. В. Занкова, ребенок с нарушением интеллекта долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений [13].

Как считает Б. И. Пинский, отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и пластичности движений [28].

По данным исследованиям И. А. Грошенкова, нарушение моторики у дошкольников с нарушением интеллекта при выполнении работы требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движениям руки он нередко повреждает изделие, то впоследствии, в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это способствует к развитию руки для письма, и соответственно к учебной деятельности [21].

По мнению Т. А. Власовой, М. С. Певзнер данное нарушение связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения с движениями корпуса, управлять сложными движениями. Затруднения вызывает дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного движения на другое [4].

Пинский Б. И. отмечает, что учащимся с интеллектуальной недостаточностью трудно избрать оптимальный темп рабочих движений. Одни начинают работу в ускоренном темпе, что приводит к снижению её качества, к закреплению неправильных движений; другие и после длительной тренировки работают медленно [28].

В исследованиях педагогов было отмечено, что многие учащиеся не могут выполнять такие движения, которые сочетаются с пространственными представлениями и ориентацией [9; 16; 27].

Как считает С. Д. Забрамная, при поступлении в специальное учреждение дошкольники с нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений.

Т. Н. Головина пришла к выводу, что особые затруднения ребята испытывают при необходимости использовать самые простые предметы – орудия. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе [6].

Таким образом, особенности развития мелкой моторики детей с нарушением интеллекта заключаются в том, что у данных дошкольников хуже развита кинестетическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, особенно там, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений.

2. Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушениями интеллекта

2.1. Методы и приемы развития мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта

Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Развитие мелкой моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие [29].

Для развития мелкой моторики на занятиях используют большой набор различных методов и приемов:

1) Пальчиковые игры;

2) Предметно-практическая деятельность;

3) Рисование и раскрашивание картинок;

4) Обведение трафаретов;

5) Графические упражнения;

И так, при работе по совершенствованию ручной моторики и развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации активно применяются методы:

1) Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с ребенком, и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Пальчиковые игры на занятиях могут использоваться:

­ организационный момент – подготовить детей к теме занятия;

­ знакомство с новым материалом через игру;

­ физическая пауза – подготовка к графическим заданиям;

­ закрепление материала – повторить полученные знания;

Персонажи и образы пальчиковых игр – должны соответствовать теме занятия и помогать детям, с удовольствием запоминать необходимый материал. Если речь не развита – эти игры его раскрепощают, и он с удовольствием произносит то, что позволяет его речевое развитие [31].

2) Предметно-практическая деятельность – это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности. Предметно-практическая деятельность обеспечивает рост творческого потенциала, познавательной активности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, достижение определённого результата. В дошкольном возрасте наиболее активно используют следующие виды детской деятельности [34]:

­ лепка;

­ изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов;

­ игры с предметами (мозаика и конструктор);

­ игры с палочками;

­ разнообразное нанизывание отлично развивает руку (пуговицы, бусы, макароны, суки, различные природные материалы и т. п.);

­ застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок;.

­ переборка круп;

Целенаправленная работа по укреплению и развитию мелкой моторики не может осуществляться без выработки графических навыков. Для эффективной работы в этом направлении педагогами активно используются следующие методы [7]:

3) Рисование и раскрашивание картинок – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

4) Обведение трафаретов – способствует развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления.

5) Графические упражнения – развивают ручную ловкость, помогают в подготовке к освоению навыков письма.

Тематика картинок, трафаретов и графических упражнений может быть разнообразной, и подобрана к любой теме календарно-тематического планирования. Данное упражнение хорошо подходит для индивидуальных занятий с детьми.

Всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, позволяет хорошо подготовиться к школе, сделать движения руки более уверенные.

А так же, Е. Г Шумилина, предложила в своём исследовании следующую коррекционную работу по развитию мелкой моторики. Необходимо использовать самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика; вышивание; лепка и перебирание мелких деталей; вязание; склеивание мелких деталей; нанизывание пуговиц и бусин на шнурок [32].

Очень хорошо помогает развивать мелкую моторику методика Г. В. Беззубцевой, Т. Н. Андриевской в которой используются как не заточенные карандаши, так резиновые мячики гладкие и с шипами [20].

Таким образом, работа по развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта – одно из основных направлений коррекционно-педагогического воздействия. В ДОУ данная работа может быть реализована по следующим направлениям: совершенствование ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, совершенствование зрительно-моторной координации и формирование базовых графических навыков.

Заключение

Под нарушением интеллекта понимают стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения ЦНС, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Выделяют четыре степени нарушения интеллекта: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта приводят к недоразвитию всех психических процессов, личности и деятельности, которые особенно усугубляются под влиянием негативной социальной ситуации. В условиях же положительного отношения к ребенку, коррекционно-развивающего обучения в специальной школе появляются позитивные тенденции к компенсации дефекта.

Дети с нарушением интеллекта имеют свои особенности развития мелкой моторики. У данных дошкольников хуже развита кинестетическая чувствительность. Вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений.

Для создания условий по развитию мелкой моторики в свою работу ДОУ выделяют направления: совершенствование ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, совершенствование зрительно-моторной координации и формирование базовых графических навыков.

Использование различных методов на занятиях позволяет корригировать основные недостатки мелкой моторике детей с нарушением интеллекта в легкой и доступной для данной категории детей деятельности.

Список литературы

1. Антакова-Фомина, Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук [Текст] / Л. В. Антакова-Фомина. – М. : Просвещение, 1974.

2. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и медицинских психологов [Текст] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. : МПСИ Модэк, 2006 – 624 с.

3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учебно-методическое пособие [Текст]. – М. : Гном-Пресс, 1999. – 56 с.

4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст]. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 175 с.

5. Воспитание и обучение во вспомогательной школе [Текст] / под ред. В. В. Воронкова. – М. : Школа-ПРЕСС, 1994. – 416 с.

6. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1988. – 500 с.

7. Гаврилина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать : популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. – Ярославль : Академия развития, 1998. – 192с.

8. Головина, Т. Н. Особенности изодеятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. – М. : Педагогика, 1992. – 140 с.

9. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2005. – 272 с.

10. Еникеева, Д. Д. Популярные основы психиатрии [Текст] – Д. : Сталкер, 1997.

11. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] – М. : Просвещение ВЛАДОС, 1995 –112 с.

12. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика [Текст] / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин – Ростов н /Д : МарТ, 2002. – 304 с.

13. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / Л. В. Занков. – М. : Учпедгиз,1988.

14. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 1973. –193 с.

15. Кольцова, М. М. Ребёнок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Сов. Россия, 1973. – 160 с.

16. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1980. –152 с.

17. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии : учебное пособие [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2002. – 480с.

18. Лопухина, И. С. Логопедия – речь, ритм, движение : пособие для логопедов и родителей [Текст] / И. С. Лопухина. – С-Пб. : Дельта, 1997. – 256 с.

19. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок [Текст] / А. Р. Лурия – М., 1996.

20. Любина, Г. Рука развивает мозг [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 4.- С. 32 – 36.

21. Марковская, И. Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР [Текст] / И. Ф. Марковская, Е. А. Екжанова // Дефектология. – 1989. – № 4. – с. 62 – 65.

22. Мастюкова, Е. М. Дети с нарушением умственного развития [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. А. Пермякова. – Иркутск : ИГПИ, 1992 – 159 с.

23. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем [Текст]. – 10-й пересмотр. – Всемирная организация здравоохранения, 1995.

24. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004.

25. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев [Текст] / О. А. Новиковская. – М. : Аст; СПб: Сова, 2006.

26. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М. : Тривола, 1996.

27. Парамонова, Л. Г. Как подготовить ребенка к школе [Текст] / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Дельта, 1997.

28. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1985. – 128 с.

29. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Просвещение, 1987. – 192 с.

30. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М. : АСТ, 2006. – 479 с.

31. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. П. Сваина. – М. : АТС, 1999. – 48 с.

32. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И. Светлова. – М. : АСТ, 2010. – 56 с.

33. Сенсорное воспитание [Текст] / Под ред. Н. Н. Подъякова, В. Н. Аванесовой. – М. : Просвещение, 1981, – 192 с.

34. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: ст. группы : пособие для воспитателя дет. сада [Текст] \ А. И. Сорокина – М. : Просвещение, 1982. – 96 с.

35. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст] / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова, и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2001. – 312 с.

36. Трошин, Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей [Текст] / Г. Я. Трошин. – Ростов н/Д : Феникс, 2000.

37. Цветкова, Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [Текст] / Л. С. Цветкова. – М. : МПСИ, 2006. – 296 с.

Публикации по теме:

Формирование пространственного ориентирования дошкольников с нарушением интеллекта Детей с нарушением интеллекта необходимо научить ориентироваться в пространстве, т. к. адекватное восприятие пространственных свойств предметов.

Индивидуальная консультация для родителя «Развитие мелкой моторики у ребенка 3-х лет с нарушением зрения» Цель: повышение педагогической компетентности родителя по вопросу развития мелкой моторики ребенка младшего дошкольного возраста с нарушением.

Консультация «Методические аспекты развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития» Истоки проблемы развития детей активно начинаются со второй половины девятнадцатого века, и находят своё продолжения в учениях Фридриха.

Коррекция и развитие психомоторики у учащихся с нарушением интеллекта ГКОУ СО «Алапаевская школа-интернат», Свердловская обл. Дамберг Лилия Сергеевна Педагог-психолог, учитель, 1 кв. кат. «Коррекция и развитие.

Развитие мелкой моторики рук дошкольников с использованием пальчикового театра. Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе?.

Развитие мелкой моторики руки у дошкольников (методические рекомендации) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 27 «Зарничка» г. Южно-Сахалинск.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие мелкой моторики у дошкольников на логопедических занятиях. Развитие мелкой моторики у дошкольников на логопедических занятиях Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких.

Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения Дошкольный период – время, когда развивается и формируется «фундамент» личности ребенка. Особенно важен этот период для дошкольника с нарушением.

Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группыВлияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группы Проект "Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей 1 младшей группы. " Тип проекта: Практический,.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Детские писатели
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта
Опубликовано: 2 мая 2017 в 20:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Дидактическая игра «Настроение бывает разным»
Дидактическая игра «Настроение бывает разным» Игра предназначена для эмоционального и интеллектуального развития детей 4-9 лет, развивает произвольное...
Фотоотчет детско-родительских работ «Осенние фантазии» в старшей группе
Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки сбросит, Жёлуди, каштаны. – Соберу и стану Из кусочков пластилина, Камешков и шишек, И семян – делать...
Игровой куб по пожарной безопасности
Игровое пособие "Куб пожарной безопасности". Разработка игрового пособия отвечает требованиям ФГОС ДО: Информативен; Полифункционален ( способствует...