МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста посредствам динамической песочницы (5 фото)

Людмила Стахова
Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста посредствам динамической песочницы
▼ Скачать + Заказать документы

Программа по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста посредствам динамической песочницы с элементами пальчиковой и йоговской гимнастики.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на непосредственной образовательной деятельности.

Публикация «Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста посредствам динамической песочницы» размещена в разделах

Таким образом возможности освоения мира этими детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступным сверстникам. Это прежде всего влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку.

С течением времени уровень развития сложно координированных движений рук у детей оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

При подготовке детей к школе необходимо учитывать не только их уровень знаний и умений, но и функциональное состояние мелкой моторики пальцев рук, а также особенности общего психического развития каждого ребёнка.

Вместе с тем для мелко моторного и интеллектуального развития ребёнка обучение только на общеобразовательной деятельности недостаточно – необходимо проведение специальных (коррекционных) воздействий со стороны педагога – психолога.

Основой построения программы является её ориентация на самостоятельность ребёнка. То есть вместе со взрослым ребёнок делает только то, что не может выполнить самостоятельно. Но через некоторое время движения его становятся более точными и совершенными. Он начинает выполнять упражнения сам, без помощи взрослого.

В его осанке можно заметить достоинство независимого и уверенного в себе человека. Понятно, что и предметы, с которыми работает ребёнок, предполагают возможность такой самостоятельности.

Наши материалы для развития мелкой моторики имеют собственную историю. Базируется на тщательных психологических экспериментах: как дети применяли эти различные средства, какие чувства они вызывали, как часто они использовали эти предметы и, прежде всего, какое развитие в мелкой моторике с их помощью было возможным.

Специальный материал состоит из системы предметов упорядоченных в соответствии с их физическими свойствами, такими, как: песок Динамическая песочница, пробки, зерно, крупа, семечки, пластилин, ленты, шнуровки, массажные мячи, игрушки с разнообразными наполнителями, палочки, карандаши, прищепки, стукалки, замочки, «пристегушки», ракушки, камушки, тонкие верёвочки.

Нельзя сказать, что в современной психолого – педагогической практике не придумано дидактических материалов, помогающих развитию мелкой моторике детей. Напротив, их создано великое множество, однако нет чёткой системы заданий и упражнений,созданных в единое целое. В единую коррекционную систему обучения и образования ребёнка дошкольника.

*Дидактическое пособие должно быть авто дидактическим, то есть приспособленным к самостоятельной работе ребёнка без участия взрослого. Взрослый только однажды (когда ребёнок берёт его впервые) даёт эталон действия с тем или иным предметом.

*Все материалы должны быть эстетичными. Обычно материалы собраны в отдельных коробочках, корзинках, лежат на специальных полках.

*Большинство предметов, входящих в дидактический материал, - это игрушки, реально встречающиеся в жизни вещи, а так же песок, пластилин, масса для лепки, подобранные специальным образом для конкретного ребёнка отдельно учитывая его те, или иные недостатки в развитии мелкой моторике.

*У каждого материала должна быть заведомо понятная, по шаговая выстроенная, точная и осмысленная взрослым презентация. Ребёнку должно быть в высшей степени легко работать с материалом после такой презентации самостоятельно.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем его использовать в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что делает её прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Эти упражнения имеют огромное значение для психики детей. Тактильные упражнения создают защитную, комфортную обстановку, переносят в волшебную атмосферу.

Основные принципы организации игр на песке

*Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

* «Оживление» абстрактных символов, рисование на песке.

*Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций.

Учитывая, что программа строится на использовании разнообразных игр, практически исключается умственная перегрузка.

Настоящая программа опирается на основополагающее положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.

Реализуемые задачи: :

*создание коррекционных условий для развития мелкой моторики и личностных особенностей;

*осуществление развития мелкой моторики в процессе освоения содержательных видов деятельности;

*развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, воображения;

*развитие внимания, формирование динамических характеристик внимания, устойчивости;

*формирование механизмов волевой регуляции и саморегуляции в процессе осуществления заданной деятельности, развитие работоспособности, умения сосредотачиваться на учебном действии;

*воспитание самостоятельности при выполнении учебных заданий, умение доводить начатое действие до конца.

Для непосредственной образовательной коррекционной деятельности с детьми можно дать следующие рекомендации:

*Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начинать с того уровня упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие.

*Выполнение упражнений должно быть регулярным.

*Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребёнка дошкольного возраста быстро иссякают.

*Желательно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.

*Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.

*Ребёнку всегда предлагается инструкция. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

Курс программы рассчитан на учебный год, в период с ноября по апрель, всего 23 занятия. При проведении занятий 1 раз в неделю. Число участников не должно превышать 4х человек. Возраст участников может варьироваться в пределах от 3х до 7 лет. Все занятия носят под групповой и индивидуальный характер.

Учитывая особенности детей дошкольного возраста, коррекционно -развивающие занятия проводятся в игровой форме, с использованием любимых пальчиковых игр, в сопровождении музыки, что вносит в занятия дополнительную эмоциональную окраску и раскрепощённость. Музыкальное сопровождение игр ведёт к ещё более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребёнка.

Поэтому данная программа составлена с опорой на ведущую деятельность детей дошкольного возраста - игру.

Данная программа психологического тренинга разделена на три части. Первая часть программы состоит из психокоррекционных упражнений и игр, направлена на сближение и доброжелательный настрой к друг другу, а также социальную адаптацию в обществе и развитие умения коммуникативного взаимодействия.

Главная цель этой части – мобилизация психики, снятие психологических барьеров общения. Данная часть программы содержит психокоррекционные упражнения и позволяет психологу осуществлять коррекционную психологическую работу по снятию коммуникативных барьеров.

Вторая часть программы – развивающая, состоит из работы над развитием пальцевой моторики используя пальчиковую гимнастику по средствам игровых приёмов. На данном этапе дети работают с разнообразными материалами: работа с зерном, пробками, шнуровками, стучалками, орехами, ракушками, палочками, веточками, прищепками, и т. д. Тренируем межполушарное взаимодействие, развиваем точную координацию. Учим ребенка отвечать на вопросы развернуто, а также включаем в процесс элементы творчества (дописывание, дорисовывание, штриховка, закрашивание, придумывание, сочинение, групповое взаимодействие.

Третья часть -практическая. Данный раздел программы направлен на преодоление психологических барьеров, само раскрытие внутренних потенциалов, само расслабление, активизацию психики и гармонизацию личности ребенка, посредством метода пескотерапии и йоговской гимнастики для малышей. Продолжаем развивать творческие способности, воображение, фантазию, совершенствуют внимание и наблюдательность.

Практическая значимость данной программы состоит в том, что специально разработанные занятия для детей, в основе которых пескотерапия, пальчиковая и йоговская гимнастика для малышей создают не только благоприятные условия для развития мелкой моторики пальцев рук, но и активизируют речь. Результатами исследования могут воспользоваться специалисты, работающие с детьми в детских садах компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста посредствам динамической песочницы
Фото №1 Развитие ребенка

Список литературы, использованной при разработке программы:

1. Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева

«Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры». Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО – ПРЕСС» ,2002.

2. Елена Хилтунен

«Помоги мне стать самостоятельным». Практическая Монтессори – педагогика. Москва, ЮНИОН – паблик, АЛЬТА –ПРИНТ, 2005.

3. Елена Хилтунен

«Воспитание чувств». Практическая Монтессори – педагогика

Москва, ЮНИОН –паблик, АЛЬТА –ПРИНТ, 2005.

4. М. Ю. Картушина

«Сценарии оздоровительных досугов для детей» Москва, 2004.

5. М. А. Касицина

«Рисующий гномик». Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. Москва, 2007г.

6. Е. А. Стребелева

«Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Москва, ВЛАДОС, 2008.

7. Т. Н. Щербакова

«Кулачки — ладошки» Издательский дом «Карапуз», 2011.

8. Т. Н. Щербакова

«Мой мизинчик, где ты был?» Издательский дом «Карапуз», 2011.

9. Е. Железнова

«Развивалочки» С/д Пальчиковые песенки — игры для сенсорно — моторного развития

Москва, 2008.

10. Екатерина и Сергей Железновы

«Развивалочки» С/д Пальчиковые песенки — игры Москва, 2008.

11. С. Е. Большакова

«Формирование мелкой моторики рук» (игры и упражнения)

Москва «Сфера», 2008

Фото №2 Материалы для педагогов развитию мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста посредствам динамической песочницы с элементами пальчиковой и йоговской гимнастики Фото №3 Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку карандаш не могут застёгивать пуговицы шнуровать ботинки Фото №4 Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора работать с пазлами счётными палочками мозаикой
Публикации по теме:

Игра для развития мелкой моторики и тактильных ощущений «Чудесный цветочек»Игра для развития мелкой моторики и тактильных ощущений «Чудесный цветочек» Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных.

Первые шагиПервые шаги В детском саду я работаю более 30 лет. Последние 6 лет – в группе компенсирующей направленности (логопедической) Известно, что движение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста посредствам динамической песочницы
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 14:49
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей дошкольного возраста посредствам динамической песочницы» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Стахова (УИ 309089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД