Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников

Ирина Чусовитина
Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников

Составитель: воспитатель

Чусовитина Ирина Васильевна

Публикация «Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.

Дошкольники требуют особого внимания, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с социумом. Именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований, которые детерминируют успех или неуспех личности в дальнейшем.

Одним из условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие ручных умений, или как принято называть, мелкой моторики рук. Учёные, изучая психику и деятельность детского мозга, отметили большое значение функции руки. В своей книге В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Установлено, что уровень развития речи детей зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Чаще всего задержка речевого развития не позволяет ребенку полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира и отягощает эмоционально – психическое состояние, что оказывает негативное влияние на общее развитие ребенка.

В последнее время всё чаще в ДОУ появляются дети с индивидуальными возможностями здоровья, которые требуют более внимательного и коррекционного подхода. В моей группе несколько детей с нарушением речи. Их речь бедна от простых слов и до элементарной фразы Нарушена фонетико-фонематическая база, отсутствует связная речь. Она очень бедна от простых слов и до элементарной фразы. Слова часто искажены и речь малопонятна для окружающих. Дети могут ответить на некоторые вопросы, связанные со знакомыми предметами и игрушками. Есть ребёнок с общим недоразвитием речи, которое характеризуется полным отсутствием речевых средств общения, но при этом он используют мимику и лепетную речь. Такие дети сложно адаптируются к социуму, не читают стихи, не рассказывают, не поют песни.

Общение со сверстниками необходимо для развития навыков адаптации и для последующей социализации, без этого общения даже самый талантливый от природы ребенок не найдет своего места в обществе и в жизни. Однако если вовремя оказать помощь, то эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Наряду с детьми имеющие нарушение речи, есть ещё ребёнок с индивидуальными возможностями здоровья - это ребёнок со сложным астигматизмом. Деятельность зрительного анализатора очень важна для ориентировки человека в пространстве, развития его двигательной сферы, усвоения ребенком социального опыта.

Для ребенка с нарушением зрения осязание - важный фактор для познания окружающего мира, так как посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении. Следовательно, осязание при нарушении зрения выступает как ведущий фактор компенсаторного развития зрительного дефекта.

Роль осязания в усилении компенсаторных процессов при слабовидении теоретически обоснована в трудах М. И. Земцовой, Р. Б. Каффеманаса, Ю. А. Кулагина, А. Г. Литвака, Л. И. Тупоногова, Л. И. Солнцева).

Солнцева Л. И. отмечает, что между чувственным образом одних и тех же предметов, полученных с помощью зрения и осязания, нет принципиальных различий. Только осязательное чувство развито у человека до степени органа, во многих отношениях с органом зрения.

Возможность познания окружающего мира у детей с патологией зрения в большей степени связана с развитием действия рук. Чем более «умелая» рука, чем она более чувствительна и развита, тем тоньше и сложнее ее взаимодействие с окружающими предметами, тем больше мастерства у ребенка. Рука, ощупывая предметы, дает плохо видящему все, что дает зрячему глаз, за исключением окрашенности предметов и чувственности вдаль, за пределы длины руки.

Моя тема «Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей в соответствии с их индивидуальными особенностями не случайна, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, а именно - с самого раннего возраста. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом, мы совершенствуем речевую функцию ребенка, развиваем воображение, осязание, как важный фактор для познания окружающего мира.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Новизна опыта состоит в разработке системы работы с детьми, имеющие индивидуальные возможностями здоровья, в подборе методов, приемов и средств : пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками (выполнение заданий по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); су-джок терапию и Кинезиологические упражнения. Исходя из вышесказанного, определилась цель моей работы: развитие мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Разработать систему работы с детьми с использованием традиционных и нетрадиционных методик.

3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

4. Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

5. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

6. Формировать процесс общения детей с посторонними взрослыми (педагогами, сверстниками.

7. Создать положительно – эмоциональный комфортный климат пребывания ребёнка в ДОУ.

В своей работе я использую следующие приемы:

систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

последовательность – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Работая с детьми от 2 до 4 лет, я проанализировала условия, созданные для развития мелкой моторики. Для этого имеется определенный набор пособий - шнуровки, разные виды мозаики и конструктора, различный дидактический материал. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со сменным воспитателем, родителями.

Для успешной социализации детей, в том числе детей с индивидуальными возможностями здоровья, в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей. Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я прежде всего думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели. Именно родители сделали нам центр песка и воды. Изготовили разнообразные шнуровки, дидактические игры, решётки для продевания ленточек и заплетания косичек и пр.

Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры с мозаикой, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, плетение и. т. д).

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка).

Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи и подготовки руки к письму. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Сюжетные шнуровки дают более широкое поле для фантазии. Пришнуровывая грибы и фрукты к ежику или белочке, мы сочиняем сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед. Или пришнуровывая одежу гномику, сказку о том, как гномик собирался в гости.

Можно использовать счетные палочки, из них мы выкладываем различные фигуры, предметы повседневной жизни, окружающие нас предметы. Например, «построить» из палочек дерево, или домик с заборчиком, солнышко или кораблик. Из счетных палочек можно выкладывать как отдельные предметы, так и целые сюжетные картины. Читая ребенку сказку, например, «Три поросенка», вы можете попросить его, выложить домик одному из поросят, что поможет защитить его от волка.

Игры с предметами домашнего обихода. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Так как дети очень любят завязывать, развязывать, расстегивать, исследовать что-то новое я изготовила для детей развивающие книжки, и развивающий коврик, которые помогают детям научиться навыкам самообслуживания, развивать воображение, речь, мышление и. др. А также они очень удобны в индивидуальной работе с детьми.

Развивающую среду моей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии.

Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Я провожу родительские собрания и консультации на темы: «Рисование пальчиками: зачем и как?», ««Возможности пальчиковых игр», «Развиваем речь играя».

Большой интерес для детей представляет конструирование. В рамках проекта «Уральско-инженерная школа» мы совместно со сменным воспитателем осуществляем свой проект «Маленькие строители». Дети учатся сооружать разнообразные постройки, от простых к более сложным. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие. На занятиях по рисованию дети выполняют рисунки с помощью различных предметов: цветных карандашей, фломастеров, восковых мелков, гуаши, красок. На занятиях лепкой мы с детьми лепим из разных материалов: пластилина, глины, теста. В ходе лепки вместе с развитием мелкой моторики дети знакомятся с качествами того или иного материала, а также с его свойствами с помощью осязания.

Для детей с индивидуальными возможностями здоровья я выбрала индивидуальные и подгрупповые занятия по 10 минут, в середине занятия обязательно проводится физкультминутка или игры с пальчиками. Иногда детей хватает всего на 8 минут и они быстро утомляются. В другой раз бывает, когда всё хорошо получается, что и 15 минут им мало.

Отдельное место - приоритетное, в своей работе уделяю здоровье сберегающим технологиям, на мой взгляд, это очень важно, на что мы должны обратить внимание. Провожу расслабляющие игры для снятия психического и мышечного напряжения, переживаний ребенка негативных эмоций. В таких играх у детей быстрее восстанавливаются физические и психологические функции организма, хорошо помогают снять напряжение и вызывают положительные эмоции. Пальчиковые игры проводятся ежедневно.

Отдельно хотелось бы выделить игры с водой и песком. Дети получают от них большое удовольствие. Вода притягивает как магнит! Они забывают о том, как им грустно без мамы, без дома. Дети, которые не могут найти контакта с окружающими, и привыкшие играть одни, с удовольствием присоединяются к другим детям. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода.

Игры с водой - это эффективный способ самотерапии. Они позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления (способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей).

В чём же состоит их особая ценность для развития ребёнка?

*они существенно усиливают желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;

*развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;

*способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;

*совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивают навыки социального партнёрства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;

*создают благоприятную основу для развития эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Дети любят самостоятельные игры, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок, рисование) до сложных сюжетно-ролевых игр, которые обладают психопрофилактической ценностью. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему все нормы и правила поведения в группе.

В свою очередь для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.

Таким образом, в период адаптации ребенка к жизни в детском саду игра-обучение в песке способствует решению следующих задач:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятна, предсказуема и значима, что укрепляет его «базисное доверие к миру».

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, также испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. Песок: развивает восприятие, мышление, память, внимания, речь, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии; развивает мелкую моторику.

4. Формируют у ребенка представления об окружающей действительности.

Совсем недавно в своей работе я стала использовать нетрадиционные методы развития мелкой моторики, которые полюбились не только мне, но и детям. Это Су-Джок терапия и Кинезиологические упражнения.

В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Эти лечебные системы созданы не человеком - он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

• Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

• Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

• Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

В своей работе я активно использую следующие приемы Су-Джок терапии:

• Массаж специальным шариком.

Прокатывая шарик между ладошками, дети стимулируют биологически активные точки, до их покраснения и появления ощущений тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

В каждом шарике есть «волшебные» колечки.

• Массаж эластичным кольцом.

Кольцо дети надевают и массажируют труднодоступные зоны, соответствующие определенным частям тела, до их покраснения и появления ощущения тепла. Эти процедуры мы повторяем пока только один-два раза в день.

Массажные шарики промываются мыльным раствором в конце дня.

Су-джок терапию нужно проводить поэтапно. Пока мы остановились на 1 этапе, где происходит разучивание основных движений с мячиком и кольцом (прикосновение, постукивание, ощупывание, надавливание, прямолинейные движения, круговые движения, покалывание всех пальцев, опускание кольца от кончика пальца до его основания).

В результате использования Су-Джок терапии:

развивается мелкая моторика, зрительно – моторная координация;

развиваются высшие психические функции и произвольное поведение;

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга.

Таким образом, Су - Джок терапия - это универсальный, доступный, высокоэффективный и абсолютно безопасный метод самоисцеления и самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Второй нетрадиционный метод- это Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Дети, с речевыми нарушениями, а также слабовидящие дети имеют проблемы не только с моторикой, но и с координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве.

Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям, и поэтому я использую ее на своих занятиях.

Вот некоторые из упражнений:

«КОЛЕЧКО». Поочередно и, как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного до мизинца.

«КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ». При положении руки последовательно сменяют друг друга: сжатая в кулак ладонь-ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Повторяем 8-10 раз, постепенно увеличивая темп.

«УХО-НОС». Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью " наоборот".

В заключение хочется сказать, что перечисленные методы, игры и приёмы - это небольшая часть того, что педагог может предложить детям. Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам деятельности.

Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах.

В процессе работы с детьми, имеющими различные возможности здоровья, я пришла к убеждению, что использование нетрадиционных методов коррекции наиболее эффективно в сочетании с традиционными средствами. В процессе такого сочетания ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Для совершенствования работы по данной теме я наметила для себя следующие перспективы:

- продолжить работу над развитием мелкой моторики детей;

- пополнять копилку пальчиковых игр;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

- продолжить работу по изучению пособий, литературы о детях с индивидуальными возможностями здоровья;

- изучать новые методики;

- осуществлять взаимодействие с семьей.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи» Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи». Подготовила: Стрелковская Татьяна Викторовна Цель: •.

Дидактическое пособие как средство развития мелкой моторики рук и речи для детей младшего дошкольного возраста Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Подготовила:.

Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики младших дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ[/b] Аннотация: в статье раскрывается.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста Шаралапова Марина Вячеславовна Воспитатель второй младшей группы. Родительское собрание на тему: «Пальчиковые игры как средство развития.

Проект «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи дошкольников» Проект на тему «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи дошкольников» Цель: Формирование и развитие двигательных и психологических.

Развитие мелкой моторики рук как средство активизации речевой деятельности у младших дошкольниковРазвитие мелкой моторики рук как средство активизации речевой деятельности у младших дошкольников Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической,.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Выпускная квалификационная работа «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму» Тема:Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму Выполнила: Владимирова М. В., студент.

Выступление на семинаре «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей»Выступление на семинаре «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей» Выступление: на тему: «Развитие мелкой моторики как средство развития речи» Подготовила Шишмарёва Ирина Владимировна воспитатель второй.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников
Опубликовано: 6 октября 2019 в 12:43
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД