Лучший педагог года

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики»

НАТАЛЬЯ СОТНИКОВА
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики»

консультация для родителей

Наталья Сотникова

Семинар-практикум с родителями детей младшего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей»

Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах

Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе с детьми, способствующей развитию мелкой моторики рук детей.

Задачи:

установление доверительных отношений с родителями;

формирование у родителей положительного отношения к детскому саду;

способствование сплочению коллектива родителей;

активизация творческого потенциала родителей;

формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук;

обучение родителей играм и упражнениям для самостоятельной работы с детьми, способствующей развитию мелкой моторики детей;

закрепление знаний и умений родителей работать с детьми, подбирать и самостоятельно изготавливать атрибуты для игр на развитие мелкой моторики рук детей.

Ожидаемый результат:

Повышение знаний и компетенций родителей относительно значения развития у детей мелкой моторики рук;

Активизация работы родителей по заданной тематике;

Улучшение показателей развития у детей мелкой моторики через самостоятельную работу с ними родителей.

Участники: воспитатель, родители детей группы раннего возраста

Предполагаемое время: 40 минут

Оборудование: проектор, презентация, атрибуты для развития мелкой моторики (массажный мячик, мячик-ёжик, грецкие орехи, карандаши, зубные щётки, миски с бобовыми, трафареты, прищепки, игры со шнурочками, манка, воздушные шары, маркеры, коллекция игрушек, листки, ручки, памятки.

Ход мероприятия:

Заранее подготовлен «круглый стол», за который сядут родители. На каждого родителя на столе лежит лист с ручкой. Посередине стола лежат массажный мячик, мячик-ёжик, грецкие орехи, карандаши, зубные щётки. Подготовлена коллекция игрушек, способствующая развитию мелкой моторики рук детей. Подготовлен проектор для показа презентации.

Приветствие с родителями

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада приветствовать вас на этом родительском собрании!

Прежде чем перейти непосредственно к теме нашей с вами встречи сегодня, предлагаю вам выполнить следующее упражнение. Оно поможет нам расслабиться и мысленно вернуться в свое беззаботное и светлое детство!

Занятие для разрядки обстановки

Упражнение «Глаза в глаза».

Участники разбиваются на пары и в течение 3-5 минут внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь представить, каким этот человек был в детстве. Затем все делятся впечатлениями и проверяют свои догадки.

Цель: Установление межличностного контакта участников тренинга, получение обратной связи, возвращение к детским воспоминаниям, некоторые из которых могли стать причиной затруднений в настоящий момент.

Вопросы к родителям

Уважаемые родители, как вы думаете, почему на столе лежат именно эти предметы?

(Ответы родителей)

Какое отношение они могут иметь к развитию ваших детей?

(Ответы родителей)

А что вы знаете о мелкой моторике?

(Ответы родителей)

Теоретическая часть (показ презентации + рассказ)

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5%. Это связано с тем, что менялся окружающий детей мир, в том числе предметы обихода и элементы одежды. Еще в ХХ веке не было обуви и одежды на липучках. Однако были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики. Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. Сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает.

Что же представляет собой мелкая моторика?

Мелкая моторика рук - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Таким образом, как мы видим, развитие мелкой моторики с раннего возраста имеет колоссальное значение для ребенка.

Сегодня мы с вами рассмотрим многочисленные способы ее развития как в виде массажа, так и в игровой форме, ведь, как известно, игра – основной вид деятельности дошкольников, в процессе которого он познает мир и развивается умственно и физически. Кроме того, сегодня мы попробуем самостоятельно изготовить полезную игрушку для ребенка. Итак, начнем.

Практическая часть

Занятие № 1.

В последнее время многие педагоги внедряют массаж пальцев рук. Даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев рук ребенка, вдвое ускоряет процесс овладения им речью.

Можно проводить массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (массажным мячиком, мячиком-ёжиком, воздушным шариком с наполнителем, грецкими орехами, карандашами, сенсорными подушечками, зубными щётками и т. д.)

Для наглядности я покажу вам, как это делается. Параллельно вы будете делать это самостоятельно. Возьмите ваше «орудие» (карандаш, массажный шарик и пр., зажмите его между ладонями и катайте, приговаривая, например, если это карандаш, следующий стишок:

Карандаш в руке катаю,

Я ладошки растираю.

Я ладошки разотру,

Рисовать потом пойду.

Если это грецкий орех, то можно такую приговорку:

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Хорошо, молодцы, родители! Данное упражнение совсем несложное в исполнении, поэтому и с малышами проблем не возникнет.

Занятие №2.

Также популярным методом развития мелкой моторики рук выступают игры-потешки. Дети с удовольствием выполняют упражнения таких игр. Наиболее известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Итак, сейчас я продемонстрирую, а вы потренируетесь вместе со мной. Загибаем поочередно пальцы рук, приговаривая:

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

Можно этот же стишок использовать для легкого массажа ручки. Растираем тихонько каждый пальчик от основания вверх, вот так (воспитатель демонстрирует).

Занятие №3.

Интерес также представляют игры с крупами. Для проведения таких игр используются предметы еды, которые есть в каждом доме – крупы или бобовые. Кроме того, можно изготовить массу усложненных вариантов игр, например, разукрасить фасоль в разные цвета и просить детей выложить из нее узоры или раскладывать в разные миски в соответствии с цветом. Такая игра будет решать сразу несколько задач обучения – развитие мелкой моторики, распознавание цветов, улучшение памяти и творческих способностей.

Итак, переходим к упражнениям. Данное упражнение называется «Кто в домике живет?». У меня в руках миска с сухим горохом. Внутри нее спрятана маленькая игрушка. Можно попросить ребенка найти там данную игрушку. Попробуйте сделать это сами. Летом можно прятать игрушки, например, в песке.

Хорошим упражнением является также упражнение на рассортировку нескольких видов круп из одной миски. Называется оно «Угощение для птиц». У меня в руках миска с фасолью и горохом. Нужно рассортировать крупы по двум разным мискам. Попробуйте сделать это сейчас.

Занятие №4.

Очень интересными и полезными для развития мелкой моторики являются игры с прищепками. Таким играм дети обучаются постепенно: дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом надевать.

Одной из самых распространенных игр с прищепками является игра «Ежик» или «Солнышко». Для проведения данной игры заранее изготавливается картонный трафарет туловища ежика (можно изготовить несколько разных цветов, соответствующих цвету прищепок).

Итак, у меня в руках такой трафарет. Просим детишек нанизывать «колючки» ежика, приговаривая:

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

Важно, чтобы дети правильно держали прищепки, не всей рукой, а двумя пальчиками. Родители, возьмите в руки трафарет и попробуйте сами.

Очень простой и подходящей даже самым маленьким является игра «Щип-щип». Возьмите прищепку и пощипайте малыша за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также поможет изучить с крохой части тела.

Занятие №5.

Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой. Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов:

1. Шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика, к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.

2. Пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.

3. Изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

Демонстрация развивающих игрушек

Ну вот мы и ознакомились с некоторыми видами игр и способами их использования. Как вы понимаете, это неисчерпывающий перечень игрушек, способствующих развитию мелкой моторики рук детей.

Позвольте продемонстрировать игрушки, находящиеся в наличии в нашей группе. Среди них есть как игрушки фабричного производства, так и самодельные.

Воспитатель демонстрирует родителям игрушки, сопровождая их комментариями.

• Строительный набор. Ребенок осваивает понятие «большой», «маленький». Разнообразные конструкторы способствуют развитию мышления, фантазии и мелкой моторики.

• Игрушки с прорезями. Подобные игры учат ребенка соотносить форму, размер и цвет, развивает познавательные навыки, моторику рук.

• Лото для самых маленьких. Ребенок запоминает объект, слово.

• Мозаика. Развивает тонкие движения пальцев. Закрепляет знания цветов.

• Игры со шнуровкой (ботинок, пуговица) учат ребенка навыкам самообслуживания.

Изготовление игрушки

Воспитатель: - А теперь мы попробуем самостоятельно изготовить простую, но полезную и интересную для детей игрушку, состоящую из двух компонентов – воздушного шара и наполнителя – манки. Обратите внимание, что шар должен быть сделан из прочного латекса.

Воспитатель демонстрирует и комментирует работу. Родители повторяют действия за воспитателем.

Воспитатель: - Все просто: нужно слегка надуть шарик и всыпать в него содержимое. Затем туго завязать. Перманентным маркером можно нарисовать смешные рожицы. Перебирать, мять и что-то лепить из получившихся шаров – одно удовольствие!

Вопросы родителей

Воспитатель: - Ну вот и подходит к концу наше родительское собрание. Если у вас остались какие-либо вопросы, задавайте, я с удовольствием на них отвечу!

Родители задают вопросы.

Итог

Воспитатель: - А теперь, будьте добры, ответьте на вопросы о нашем занятии. Перед вами лежат листочки и ручки. Напишите, пожалуйста, что бы вы хотели воплотить в жизнь из приобретенных знаний, умений; что вам понравилось больше всего из нашей встречи сегодня.

Родители пишут на листочках и кладут в сумку, воспитатель зачитывает.

Воспитатель: - Уважаемые родители, мне было очень приятно с вами сегодня работать! Напоследок хотелось бы обобщить и систематизировать полученные вами знания с помощью этих памяток.

Воспитатель раздает родителям памятки «Правила проведения упражнения для развития мелкой моторики»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?» При некоторых речевых нарушениях у детей можно.

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики дома» Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики дома» Цель: 1. Ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика»; 2. Дать рекомендации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук изучалась с давних пор. Этой проблемой занимался ряд педагогов и психологов.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дошкольников» Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук» Консультация для родителей «Игры на кончиках пальцев» Уже всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей с помощью тестопластики»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей с помощью тестопластики» Все родители хотят видеть своего ребёнка здоровым, счастливы, активным, умным, и делают для этого всё необходимое. Кормят его здоровой пищей,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Каждый малыш младшего дошкольного возраста должен иметь полноценное развитие. Чтобы интеллект и психофизическое состояние ребенка было развитым,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» Каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики»
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 18:52
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД