Екатерина Нейсина(Недбало)
Развитие мелкой моторики рук детей первой младшей группы посредством использования крупы
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области образования. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей первой младшей группы посредством использования крупы» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики рук – дело крайне полезное и необходимое, начиная с самого раннего возраста. Один из отличных способов ее развития – это игры с крупами, фасолью, макаронами. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача педагогов и родителей превратить обучение в увлекательную игру.
Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Одним из важных аспектов развития дошкольника, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Значимость развития мелкой моторики пальцев рук получила научное обоснование. Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.
Работа с крупами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи, способствует концентрации внимания. Мелкая моторика рук непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который формируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук посредством работы с крупами.
Задачи:
1. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.
2. Развивать внимание, память.
3. Расширять коммуникативные способности детей.
Интеграция образовательных областей
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие»,
«Речевое развитие».
Формы работы:
• индивидуальная;
• коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе).
Непосредственная работа
Первое что надо сделать – познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы : фасоль, горох, греча, пшено, манка. Ребенок будет трогать крупу, просыпать ее сквозь пальчики. Это хорошо развивает тактильные ощущения.
Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.
Предлагаю несколько игровых упражнений.
1. Насыпать в ёмкость гречку, ребенок опускает в нее свои ручки и пальчиками перетирает крупинки, зажимает поочередно в кулачки. Отличный массаж пальчиков. Так же можно пересыпать гречку из одной ладошки в другую.
2. Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, например из киндера, и предложить отыскать «клад».
3. Смешать, например две крупы в одной миске и дать задание ребенку разделить их и разложить по своим тарелочкам.
4. Насыпать в мелкую тарелочку, можно использовать небольшой поднос, манку и предложить ребенку что-нибудь нарисовать. Детям очень нравится данное упражнение, их фантазии просто нет предела.
5. Насыпать в мешочки крупу разного вида. Дети наощупь должны определить что за крупа спрятана в мешочке, и показать ее образец, лежащий перед ними на столе.
Играя в эти игры, у детей развивается мелкая моторика рук, значит, развивается речь, память, внимание.
Пальчиковая гимнастика.
Игра с горошком.
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
-Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
Теперь хочу предложить несколько самых простых примеров использования крупы для творческой деятельности, в результате которой, развивается мелкая моторика рук :
«Яблочко»
Вырезать круг из картона, приклеить трафарет яблочка. Размазать пластилин, снять трафарет. Можно украшать крупами.
«Грибок»
Распечатать картинку грибочка. Нанести на рисунок клей и украсит крупами.
Получается замечательный грибок, и такая работа очень нравится детям.
«Ветка мимозы»
На распечатанный рисунок мимозы нанести клей, насыпать гречку и раскрасить поделку гуашью.
Аналогичным способом выполняются другие работы, например: «Снеговик», «Цыпленок», «Подсолнух», «Жираф», «Вини пух», «Морковка», «Солнышко и туча», «Варежка», «Зимний вечер» и др.
В результате этой работы у детей совершенствуется ручная умелость, что является стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Дети, быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.