Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста

Олейник Елена Николаевна
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.

В последние годы всё у большего количества детей раннего возраста появляется проблема слабых пальцев рук, что говорит о задержке моторного развития, которая, к сожалению, перестала быть редкостью. Современные дети не без труда овладевают способностью самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки на обуви. Но ведь именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Под термином «мелкая моторика» понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Важность развития мелкой моторики.

Во-первых, мелкая моторика тесно связана с нервной системой, а также имеет прямое отношение к памяти ребёнка, его вниманию, зрению и восприятию. Развивая мелкую моторику, ребёнок развивает не только пальчики.

Во-вторых, одним из показателей психического здоровья ребёнка, его готовности к обучению, является уровень развития мелкой моторики.

В-третьих, развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.

В-четвёртых, стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Таким образом формируя навыки мелкой моторики, можно повлиять на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, понимание и т. д.

И, наконец, в-пятых, ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и крайне положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития детей.

Особенности развития мелкой моторики для детей раннего возраста.

Ранний возраст ребёнка характеризуется значительной интенсивностью физического и психического развития – повышается активность, причём эта активность становится более целенаправленной, что является наиболее важным достижением этого возраста. Движения становятся разнообразными и координированными, в том числе и мелкая моторика рук. Резко увеличивается любознательность ребёнка, в следствие чего увеличивает его словарный запас, появляются элементарные виды суждений об окружающем мире. Также появляются простейшие навыки самообслуживания – ребёнка учат самостоятельно есть, одеваться, выполнять гигиенические процедуры.

Благодаря наглядно-образной форме мышления, которая преобладает у детей в данном возрасте, ребёнок может не только объединить предметы по внешнему сходству, но и усвоить общепринятые представления о группах предметов, например - животные, одежда, мебель.

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается не только на становлении речи, но также повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Виды игр для развития мелкой моторики.

Мелкую моторику рук обычно развивают при помощи таких видов игр,как:

• Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку, а также из разнофактурных материалов (обязательно под контролем взрослых).

• Игры с пальчиками, где необходимо выполнять разнообразные последовательности.

• Рисование карандашами, фломастерами, красками, мелками.

• Застегивание-расстегивание пуговиц или молний, одевание и раздевание.

Также необходимо развивать мелкую моторику рук при помощи физических упражнений. Например, лазание и висы (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребёнка, развивают мышцы. Дети, которым позволяют лазать и висеть, лучше осваивают упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Также массаж пальчиков и кистей рук очень полезен маленькому ребёнку.Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом. Массаж необходимо делать аккуратно, тёплыми руками, плавными, равномерными движенями.

Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики рук можно придумать очень много, причём,из подручных материалов:

Изготовление коллажей и поделок – с вырезанием мелких деталей и составлением узоров или аппликаций.

Лепка – из глины или пластилина, главное, чтобы процесс захватывал ребёнка.

Подбирать крышки к банкам – главное, чтобы ёмкости были пластиковыми и разной формы – круглые, плоские, квадратные и прочие.

Игра в куклы - ребёнок одевает-раздевает «дочку» или «сына», совершает много мелких движений пальчиками.

Конструктор – размер основывается на возрасте, то есть от крупных мягких кубиков до мелких конструкторов Лего (под присмотром взрослых).

Игра в Золушку – смешать в тарелке или миске, например, фасоль и рис, а ребёнок должен достать всю фасоль.

Игры-шнуровки – пришнуровать мелкую деталь к детали побольше, например, яблоко к ёжику.

Изготовление бус – нанизывать на нитку сушки, макароны, большие бусины – упрощённая версия бисероплетения.

Прививание навыков и развитие пальчиков – расстёгивать и застёгивать молнии, пуговицы, развязывать и завязывать шнуровку, щёлкать кнопочки и т. д.

Пересыпание, переливание – необходимо насыпать в ёмкость крупу, а задача ребёнка состоит в том, чтобы по щепотке пересыпать эту крупу в другую ёмкость. Также можно при переливании воды использовать чайную ложку для удобства.

Работа с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.При занятии родителей с детьми необходимо соблюдать следующие правила:

1. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей и пальчиков ребёнка.

2. Упражнения для развития мелкой моторики необходимо проводить в комплексе, начиная с младенчества.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Пока ребёнок не освоит движения, взрослому необходимо выполнять их руками ребёнка, помогать фиксировать положение пальчиков, показывать правильность выполнения упражнения.

5. Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным.

6. Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.

7. Проводить занятия необходимо активно, хвалить ребёнка за успехи, при этом отмечая его настроение и физическое состояние.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 января 2021 в 21:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День экономии электричества

Очередной тематический день посвящен экономии электроэнергии. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку об электричестве и о необходимости экономно...

5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

Коллективная работа по аппликации в технике оригами «Поляна с подснежниками» в...
Цель: создание объёмной аппликации в технике оригами «Поляна с подснежниками». Задачи: - развивать умение складывать из бумажных листов цветов и...
Поздравление коллег с Международным женским Днём
Ведущая: Здравствуйте, наши дорогие гостьи! Снова наступает удивительный праздник, когда солнце светит ярче, и улыбок больше, и капель звонче. Мы рады...
Фотоотчет выставки детских рисунков к 8 марта «Для самых милых и любимых»!
Приближается всеми любимый нами праздник 8 Марта. Сегодня почти вся планета отмечает 8 Марта как день поклонения настоящей женщине, ее красоте, мудрости и...