Чужова Анастасия
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Чужова А. И.
Воспитатель
Среднее-профессиональное
(образование)
(стаж педагогической работы)
Сентябрь 2024 г.
(дата начала работы над темой)
2025 г.
(предполагаемая дата окончания работы)
Маркс
Актуальность.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки и так далее.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшать координацию и точность движений рук, гибкость рук; мелкую моторику пальцев, кистей рук и общую двигательную активность;
2. Содействовать нормализации речевой функции;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
5. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
6. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы;
7. Разработать перспективный план работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
• Развитие мелкой моторики рук у детей;
• Формирование речевых навыков;
• Интеллектуальное развитие детей;
• Повышение любознательности.
Сроки реализации: 01.10.2024 г. – 30.04.2025 г
План работы по самообразованию.
№ Сроки Содержание работы Практический выход Отметка о выполнении
1. Сентябрь Изучение литературы по выбранной теме
Создание тренажера для тактильных ощущений Заметки о прочитанном
Тренажер
2. Октябрь Формировать умения выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и узнавать и называть виды круп.
Разучивание пальчиковой гимнастики Игра с крупами «Разложи по тарелочкам»
Пальчиковая гимнастика «Дом»
3. Ноябрь Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне»
Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, сжимать и разжимать ее. Д/и «Сухой бассейн»
Д/и «Прищепки»
Работа с родителями:
Подготовить (провести) консультацию для родителей на тему: «Развиваем мелкую моторику рук» Оформление информационно-наглядного материала в родительский уголок по данной теме
4. Декабрь Развивать координацию движений пальцев ведущей руки
Развивать мелкую моторику рук, формировать навыки в выразительности и пластичности в движении рук. Настольная игра «Мозаика»
Самомассаж «Ёжик»
5. Январь Игра на развитие тактильных ощущений
Упражнять детей выкладывать из
счетных палочек по образцу. Д/и «Чудесный мешочек»
Конструирование из палочек «Заборчик около дома», «Дорожка в огороде».
6. Февраль Развивать сенсомоторную координация, мелкую моторику рук.
Рисование пальчиками Игра «Веселая шнуровка»
«Раскрась овощи»
Работа с родителями: оформить и раздать памятки на тему: «Пальчиковые игры для малышей» Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
7. Март Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.
Развивать умения правильно держать карандаш. Застегивание и расстегивание пуговиц (Бизиборд)
Рисование «Дорисуй дождь»
С педагогами: Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей Оформление стенда
8. Апрель Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.
Развивать чувствительность и ловкость пальчиков Игра «Собери бусы»
Игра и макаронами «Разложи по цвету»
Форма отчетности Подготовить отчет о результате работы
Результат работы
У детей стала более развита мелкая моторика рук, пространственные представления. Также проделанная работа поспособствовала совершенствованию активной речи, словарного запаса; мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия и навыков учебной деятельности.
Используемая литература
1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2020 – 48 с.
2. Решетник Т., Е. Анисина и др. «Энциклопедия развивалок» - М. :ООО «ЭКСМО», 2021 – 240 с.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2006 – 43 с.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литература», 2023 – 32 с.
5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Принт, 2021 – 32 с.