Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики рук у детей с особенностями в здоровье через дидактические игры

Елена Колесникова
Развитие мелкой моторики рук у детей с особенностями в здоровье через дидактические игры

Развитие мелкой моторики рук у детей с Особенностями В Здоровье через дидактические игры.

Игра-основной вид деятельности детей. Дидактическая игра- одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и имеет две цели: одна- обучающая, которую преследует взрослый, а вторая- игровая, ради которой действует ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный или чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с особенностями в здоровье через дидактические игры» размещена в разделах

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

При отборе дидактических игр прежде всего ставят коррекционные цели, учитываются особенности развития проблемных детей дошкольного возраста. Большинство детей, имеющих особенности в здоровье имеет нарушения или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Они часто не выделяют ведущую руку, движения их несогласованные и неловкие. Недостаточное развитие зрительно- двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки.

Пример: проталкивая геометрические формы в прорези коробки, ребенок не перебирает все отверстия в поисках той, в которую нужно опустить треугольную фигуру, а подносит ее к сходной- полукругу; при сближении он видит отличия и переносит фигуру к треугольной прорези. Примеривание производится и тогда, когда ребенок точно определяет нужную прорезь, но не может правильно развернуть фигуру, начинает ее поворачивать, пытаясь найти нужное положение.

Развитие ручной моторики начинается в младенческом возрасте в процессе действий с предметами. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка. Сначала появляются хватательные движения. Проявляются практически с момента хватания подвешенных над кроваткой предметов, постепенно учась действовать целенаправленно, правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние). Таким образом у него развивается зрительно- двигательная координация и восприятие. Одновременно развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие- двумя руками) Тип хватания- кулаком, щепотью (три пальца, указательным и большим пальцами вместе.

В развитии моторики рук большую роль играют соотносящие действия т е такие действия, при которых нужно совместить два предмета или две части предмета. Ребенок совершенствует ловкость рук, согласованность действий рук, глазомер.

У детей с отклонениями в развитии хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений. С такими дошкольниками необходима длительная систематическая коррекционная работа по развитию зрительно-двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к обучению в школе, к письму.

Дидактические игры способствуют развитию ручной моторики на разных этапах (примеры некоторых игр) :

1 этап Развитие хватания

«Поймай мяч»

Цель: учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа-слева-прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Оборудование: мяч яркого цвета, веревка, лента для подвешивания мяча.

«Попляшем с погремушками»

Цель: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушки, направление движения в пространстве, учить прочно захватывать погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, подражать действиям педагога.

Оборудование: погремушки, разные по величине и форме, по количеству участников.

«Переложи игрушки»

Цель: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы., подносы, высокий прозрачный сосуд.

2 этап- Развитие соотносящих действий.

Примеры дидактических игр этого этапа :

«Посадим грибы»

Цель: учит совмещать предмет с отверстием (соотносить действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева- направо, не пропуская отверстия; предмет держать щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.

Оборудование: столик или подставка с отверстиями, грибы (размер ножки гриба соответствует диаметру отверстия).

«Цветная горка

Цель: развитие внимания, целенаправленных действий, учить соотносить отверстие шарика со стержнем.

Оборудование: Цветная однотонная горка, небольшие подносы по количеству детей.

3 этап «Подражание движениям рук»

Примеры дидактических игр :

«Поезд»

Цель: действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.

«Теневой театр»

Цель: учить изображать разных животных при складывании пальцев рук определенным образом.

Оборудование: экран, настольная лампа,

4 этап «Развитие движений пальцев»

Примеры дидактических игр :

«Построим заборчик»

Цель: продолжать учить правильно брать отдельные предметы и группы мелких предметов, развивать координацию обеих рук, формировать целенаправленность действий, эмоциональное отношение к игре, подражание действиям взрослого.

Оборудование: готовые маленькие домики из конструкторов «Конус» и «Построй поселок», маленькие игрушечные котята.

«Помоги Незнайке»

Цель: продолжать учить детей застегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать положительное эмоциональное отношение к игре и целенаправленность действий с предметами.

Оборудование: на каждого ребенка лист фетра с изображением Незнайки и пришитыми 3-4 пуговицами, 4 тканевых лепестка с крупными петлями или прорезями.

По аналогии дети составляют из частей фигурки животных, кукол.

5 этап «Развитие движений кистей рук»

Примеры дидактических игр :

«Кто ловкий?»

Цель: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование: две картонные коробки, шарики диаметром 2-3 см, сачок для аквариума.

«Погладим сидящую кошку»

Цель: та же.

Оборудование: мягкая игрушка кошка, желательно в сидячем/ лежачем положении.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук и сенсорики Дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ, через занятия декоративно-прикладным творчества» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Таштыпский районный Центр детского творчества» Методическая разработка.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками» Проект: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками. Место проведения: первая.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средствам игры «Шнуровка»Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средствам игры «Шнуровка» С детьми раннего возраста в рамках индивидуальной работы я осуществляю развитие мелкой ручной моторики с помощью специальных игр. Работу.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2–3 лет через дидактические игры, сделанные своими рукамиРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей 2–3 лет через дидактические игры, сделанные своими руками Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время.

Дидактические игры для развития мелкой моторики рукДидактические игры для развития мелкой моторики рук На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Самообразование по теме «Развитие связной речи детей через игры и развитие мелкой моторики» 2017–2018 уг Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Развитие мелкой.

Самообразование «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». Штабеева А. С. Цель самообразования.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». План работы по самообразованию воспитателя группы раннего возраста на 2017-2018 учебный год. Воспитатель: Слащева. К. В. Тема: «Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей с особенностями в здоровье через дидактические игры
Опубликовано: 25 мая 2018 в 20:23
+122Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД