татьяна горинова
Развитие мелкой моторики руки и подготовка её к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики руки и подготовка ее к письму.
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы»- считал известный русский психолог Л. С. Выготский.
Развитие точных движений (тонкой моторики) -это один из важнейших навыков, который должен быть сформирован у детей к тому времени, когда они пойдут в школу.
Публикация «Развитие мелкой моторики руки и подготовка её к письму» размещена в разделах
Но все чаще отмечается, неподготовленность руки к письму, что представляет большую проблему в школе.
Выделяют две причины такой неподготовленности :
1. Недостаточное развитие мелких мышц руки («физиологическая неготовность»)
2. Несформированность навыка выполнения графических движений («психологическая неготовность»).
Процесс формирования навыка письма длительный и сложный. Начинается с двух-трех лет и продолжается до семилетнего возраста, когда дети идут в первый класс.
Важно знать разницу между подготовкой к письму и обучением писать. В дошкольном возрасте полноценное письмо невозможно в силу возрастных особенностей строения нервной системы. На этом этапе упор делается на общем физическом развитии и укреплении мышц кисти, на вырабатывание усидчивости, координации движений тела, концентрации внимания, зрительной ориентации.
Ещё с младенческого возраста совместно с общим физическим развитием идет и целенаправленное развитие мелкой моторики. Это и пальчиковые игры, и упражнения, массаж пальчиков и кистей рук, рисование: пальчиками, карандашами, кистью, перебирание мелких предметов, бизиборды, шнуровки.
Но именно возраст 6-7 лет ученые выделяют как наиболее благоприятный для развития тонких движений кисти рук, необходимых для овладения графомоторными навыками для письма. Мышцы окрепли, нужные системы сформированы. Организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно улучшить мелкую моторику и сделать движения рук более точными, свободными, уверенными и согласованными.
Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:
1. Развитие ручной умелости.
Ручная умелость- это способность выполнять руками определенные движения. Она не является безусловным рефлексом, таким как ходьба, бег, поэтому требует специального развития.
Занятия, способствующие развитию мелкой моторики :
- конструирование из бумаги, картона, из мелких деталей, из конструкторов;
- оригами;
- изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование, в том числе декоративное);
-пальчиковые игры;
- выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики, счетных палочек;
- игры- шнуровки;
-шитье и вышивка;
-изготовление поделок из проволоки, теста, природного материала;
- задания с линейками, трафаретами;
-раскрашивание;
-игры с пуговицами, прищепками, резинками;
-трудовые навыки (умение одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, наливать воду в стакан, вытирать тряпочкой стол, поливать цветы, помогать в приготовлении простых блюд и т. д.)
- физические упражнения (лазание по лестнице, висение на перекладинах и т. д).
2. Развитие у детей чувства ритма, как одно из направлений подготовки руки к письму.
Для развития этого навыка используются пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, а также ритмическая гимнастика.
Весь материал предлагается в стихотворной форме, лучше усваивается, даёт возможность войти в ритм движения. А также способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
3. Следующее направление- это графические умения.
Графомоторные навыки- это умение правильно расположить и двигать рукой для письма и рисунков. Чтобы начать формировать данный навык нужно определить уровень готовности руки к письму, ведущую руку и научить соблюдать гигиенические правила письма : правильный захват карандаша, правильное положение кисти рук при письме или выполнении графических заданий и правильную посадку.
Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения, как:
- рисование линий, фигурных дорожек,
-рисование по контурам,
-штриховка,
-рисование по точкам,
-раскрашивание,
-обводка.
Следует помнить, что для наилучшего результата лучше использовать карандаш, чем фломастер, так как работа с карандашом требует от ребенка мышечных усилий.
4. Следующее направление –это ориентация в пространстве.
Ребенку легко будет ориентироваться в тетради или на листке, если он будет владеть такими понятиями как право-лево, верх-низ, сбоку, по центру, в углу.
Развитие этого навыка происходит и в ходе проведения специальных упражнений, в дидактических и подвижных играх, в физических упражнениях. А также в использовании графического диктанта и методического пособия «Цветные клетки» (А. Морозовой) и др.
Следуя этим направлениям можно решить причины неподготовленности руки ребенка к письму, а также сформировать у него художественный вкус, развить речь и мышление.
Это также подтверждает И. Е. Светлова, которая пишет: «Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения».