Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой. Самообразование

Синарик Мкртчян
Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой. Самообразование

1. Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Публикация «Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой, Самообразование» размещена в разделах

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.

Для этого я выстроила работу в следующих направлениях:

1. организация игр-упражнений для развития мелких движений пальцев рук с речевым сопровождением и без него;

2. формирование моторики в специально созданных ситуациях (продуктивной и изобразительной деятельности, графических упражнениях, оригами);

3. работа с мелкими предметами (крупа, семена, пуговицы, мелко резаная нить и др.);

4. обучение детей умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания, посильная помощь членам семьи.

5. обучение детей технике торцевания (контурное, объемное, многослойное)

6. обучение детей технике работы с гофротрубочками (нетрадиционная техника аппликации)

2. План работы по самообразованию.

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Провести консультацию для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь»

5. Консультация для воспитателей «Салфеточная аппликация как один из приемов развития мелкой моторики дошкольника»

6. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики руки посредством работы с гофрированной бумагой»

7. Мастер-класс для воспитателей «Изготовление картины техникой торцевания».

3. НОВИЗНА

Новизна состоит в разработке системы работы по развитию речи детей, в подборе методов, приемов и средств : пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты); работу с мелко нарезанной нитью (аппликация); ниткографию и в разработке конспектов этих мероприятий.

В группе предполагается создать условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, оригами, и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Это меня и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию речи детей, приобщая их с деятельности с мелкими предметами в продуктивной деятельности.

Изучив возможности и интересы родителей, я пришла к выводу, что они владеют различными технологиями продуктивной деятельности (вышивка, бисероплетение, вязание, тестопластика, обладают развитым, богатым воображением, заинтересованы в работе с детьми, проявляют активность в посещениях всевозможных городских выставок, мастер- классов. Такое понимание, творческий потенциал родителей вдохновили меня на работу, которая включает специально организованные занятия по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование, самостоятельную продуктивную деятельность детей, совместную работу с родителями. Результатом работы в этом направлении станут традиционные выставки в группе, ДОУ, участие в городских семейных конкурсах.

Работа с гофрированной бумагой положительно сказывается и на творческом развитии ребенка, развивает его вкус, пространственное мышление и чувство цвета. А также, всё это способствует гармоничному развитию личности. Творчество способствует развитию эмоциональной сферы, учит ребёнка выражать свои чувства справляться с ними. Творя своими руками, ребёнок не только реализует потребности в познании мира и самоутверждения, но ещё и растёт как личность. Работа с гофрированной бумагой одновременно является и работой по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Можно говорить о том, что работа с гофрированной бумагой стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Бумага является хорошим пластичным материалом. А изделия из разноцветной бумаги получаются яркими, интересными, выразительными.

Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышает возможностей детей дошкольного возраста.

Разработаны следующие методики работы с гофрированной бумагой:

1) Бумагопластика (позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счёт объема выглядят как настоящие произведения искусства).

2) Бумагокручение (бумагу можно перекручивать, закручивать, растягивать в поперечном направлении).

3) Торцевание на бумаге (позволяет создать объёмную махровую картинку):

- контурное (выкладывание торцовок по контуру изображения);

- плоскостное (выкладывание торцовок плотно друг к другу по всей поверхности);

- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона);

- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

4) Торцевание на пластилине (выполненная из пластилина поделка заторцовывается по цвету и дополняется деталями).

5) Гофротрубочки (скручивание гофрированной бумаги в одинарные или двойные трубочки).

Все эти методики дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам.

Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете — ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное — счастливым! Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. Первые шаги в работе с гофрированной бумагой настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвет, мнет, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы. А задача педагога состоит в том, чтобы направить действия ребёнка для получения красивой работы, которая приносила бы чувство удовлетворения и гордости за свой труд. Всё это возможно, если правильно организовать коллективное, подгрупповое или индивидуальное творчество детей.

Таким образом, работа с гофрированной бумагой является неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики руки и уровня развития личности ребёнка в целом.

Использование техники «торцевание на бумаге»

Для этого понадобиться гофрированная бумага, ножницы, альбомный лист, карандаш, клей – карандаш, стержень от шариковой ручки.

Сначала дети нарезают много квадратиков нужных цветов со стороной 1 см.

Полученные квадратики раскладываются на разные подносики.

Затем берем альбомный лист и наносим на него контур будущего рисунка. Затем выкладываем узор.

Дети кладут перед собой квадратики гофрированной бумаги и лист с рисунком. Затем берут квадратик бумаги и обворачивают его вокруг стержня. Получается «трубочка». Затем наносим клей на торец трубочки и приклеиваем. Таким же образом выкладываем весь рисунок. Детям очень понравилось работать таким способом. Вот что в итоге у нас получилось:

. Самый простой способ – торцевание в пластилин.

Алгоритм:

- выбираем простой рисунок (мячик, жучок, яблоко, наносим на картон;

- заполняем контуры рисунка пластилином;

-нарезаем гофрированную бумагу соответствующих цветов на квадратики примерно 1см. на 1 см. ;

- накручиваем квадратики на кончик стержня и ставим на пластилин в соответствии с цветом плотно друг к другу.

Полюбуйтесь вместе с ребёнком на то, что у вас получилось.

. Аппликация из гофротрубочек для детей раннего дошкольного возраста на тему: «Островок»

Назначение: оформление группы детского сада, поделка на выставку, подарок.

Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей, воспитывает у детей терпение, усидчивость и фантазию.

Задачи:

• Развивать мелкую моторику пальцев рук.

• Сенсорное восприятие, глазомер;

• Логическое воображение;

• Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.);

• Художественные способности и эстетический вкус.

• Способствовать формированию добрых чувств, и дать возможность выразить эти чувства, ведь аппликация из гофротрубочек позволяет сделать подарок своими руками;

• Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги, или разноцветных салфеток.

Настя представляет вашему вниманию панно сделанное из гофрированных трубочек.

Необходимый материал:

1. лист картона

2. цветные салфетки

3. клей ПВА

4. карандаш

5. гуашь и кисточка

6. шпажка 1 шт

Пошаговый процесс работы:

Воспитатель готовит всё необходимое для работы, прежде чем ребёнок начнёт делать аппликацию, воспитатель делает гофрированные трубочки из салфеток. Брём салфетки и шпажку. С самого конца салфетки положить шпажку и намотать на неё салфетку. С двух сторон одновременно сжать салфетку. Так делаем заготовки из разных цветов салфеток, получаются вот такие «червячки». И теперь выбрать 5 трубочек, свернуть их по спирали и конец приклеить клеем. На картоне нарисовать пальму, остров, куда ребёнок будет приклеивать гофрированные трубочки. Теперь начинать приклеивать сначала цветы, воспитатель наносит клей и ребёнок приклеивает каждый цветок, при этом прижимает салфеткой. И так все 5 цветков и одно солнышко. Теперь приклеим волны, берём голубые трубочки и начинаем приклеивать. Напоминать ребёнку, что надо аккуратно прижимать, далее клеим травку на нашем острове и солнышко. Переходим к пальме, ствол пальмы состоит из двух рядов трубочек, клеятся прямо, и ветки пальмы ребёнок с большим удовольствием наклеивает самостоятельно. Теперь жёлтыми трубочками наклеиваем рамку для нашей картины. Картина почти готова, теперь педагог вместе с ребёнком закрашивает фон, для этого нам понадобится краска. Наша цветочная поляна готова. Теперь красим фон для моря.

Все эти методики дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам.

Таким образом, работа с гофрированной бумагой является неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики руки и уровня развития личности ребёнка в целом.

Использованная литература:

1. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. – Спб: Питер, Изд. : Детство-Пресс, 2010.

2. Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. – Спб: Питер, Изд. : АСТ, 2010.

3. Беззубцева В. Г. Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребёнка,готовим её к рисованию и письму. М., Изд. :«ГНОМ и Д», 2003.

4. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание. 1989. № 10.

5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций головного мозга ребёнка. - М., Изд: Педагогика, 1973.

6. Бумага гофрированная/Страна Мастеров [Электронный ресурс] URL: http:// stranamasterov.ru/

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие мелкой моторики руки посредством работы

с гофрированной бумагой»

1. Для чего мы развиваем мелкую моторику

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать в дальнейшем негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В процессе развития мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, общественным трудом в духовную жизнь ребёнка». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

2. Как нам поможет гофрированная бумага

Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании и преобразовании. Работа с гофрированной бумагой, как один из видов изобразительного искусства, открывает перед нами возможность не только развивать мелкую моторику руки, но и формировать умственные, творческие способности дошкольника, а также художественный вкус.

Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром.

Процесс создания работы состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. Большая роль принадлежит цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на ребёнка, увлекая его красочностью и яркостью.

Особенно красивыработы из гофрированной бумаги в технике торцевания. Самый простой способ – торцевание в пластилин. Попробуйте создать с ребёнком какую-либо не сложную поделку.

Алгоритм:

- выбираем простой рисунок (мячик, жучок, яблоко, наносим на картон;

- заполняем контуры рисунка пластилином;

-нарезаем гофрированную бумагу соответствующих цветов на квадратики примерно 1см. на 1 см. ;

- накручиваем квадратики на кончик стержня и ставим на пластилин в соответствии с цветом плотно друг к другу.

Полюбуйтесь вместе с ребёнком на то, что у вас получилось. Предложите ребёнку подарить свою работу, тем самым, вы воспитываете бережное отношение к близким людям, любовь и уважение к ним.

Список использованной литературы

1. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в ДОУ– М. : Владос, 2004.

2. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2009.

3. Конощук С. В. Фантазии круглый год - М. : Обруч, 2011.

4. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. –Спб: Питер, Изд. : Детство-Пресс, 2010.

5. Работа с родителями[Электронный ресурс] URL: http://sad-104.ru›Rabota_s_roditelyami/1250467_Rabota_s…

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и игрушек Рассказова Н. С., воспитатель, МБДОУ «Детский сад №31" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Развитие.

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации 3 слайд «Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования» Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры. Разнообразные методы и приёмы, нетрадиционные подходы. Подготовка руки к письму Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Многие родители знают, что с помощью игр пальчиками.

Детско-родительская встреча. Развитие у детей мелкой моторики руки и пространственного восприятия Конспект детско-родительской встречи в комплексной социально-реабилитационной программе детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Опыт работы «Комплексный подход в развитии мелкой моторики руки детей с учетом здоровьесберегающих технологий» Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной.

Развитие мелкой моторики руки через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (техника граттаж).Развитие мелкой моторики руки через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (техника граттаж). Как известно, мелкая моторика – это взаимодействие мышечной, нервной, костной и зрительной систем во время выполнения движений кистями рук.

Самообразование «Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника» Тема: Самообразование «Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника». Анохина Ирина Владимировна. Понятие «мелкая.

Семинар-практикум для воспитателей «Умные руки — умный ребенок. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Выступление «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных приемов» Выступление на тему Развитие мелкой моторики через нетрадиционные приемы. «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский Со.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики руки посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой. Самообразование
Опубликовано: 18 мая 2016 в 13:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД