Развитие мелкой моторики с использованием дидактических игр. План работы по самообразованию

Галина Борискова
Развитие мелкой моторики с использованием дидактических игр. План работы по самообразованию

План работы по самообразованию

«Развитие мелкой моторики с использованием дидактических игр»

2020 _ 2021г. г.

Воспитатель Борискова Г. Н

«Развитие мелкой моторики с использованием дидактических игр»

Воспитатель Борискова Г. Н.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

1. Систематизировать работу по развитию мелкой моторики посредством дидактических игр.

2. Дать знания родителям о значимости дидактических игр на развитие мелкой моторики.

3. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы.

4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Актуальность

В. А.Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Формы работы:

• совместная работа с детьми;

• индивидуальная работа;

• свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемый результат:

• Динамика развития мелкой моторики.

• Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

• Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук;

• Улучшение развития воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность

Создание эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Изучение методической литературы

в течение года.

• Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.Издательство:СПб:, Корона-Век, 2007

• Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007.

• Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

• Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

• Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

• Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

• Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.

• Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.

• Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

• Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

• Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

сроки Содержание работы Практический выход

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ - чтение методической, педагогической литературы по данной теме.

-обмен опытом с коллегами;

Обучение детей игре шнуровка.

д. и. «Гладкий шершавый» Консультация «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Помощь в составлении картотеки пальчиковых игр ноябрь Игры с напольной мозаикой Игры со шнуровкой.

Размещение рекомендаций для родителей на сайте ДОУ.

Игры с напольной мозаикой.

Игры с прищепками.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики с использованием дидактических игр».

Консультация для родителей: «Дети и мелкая моторика рук».

Д. И. «Наряди елочку»

Д. И. «Нарисуй веревочкой».

Дни общения.

Мастер – класс для воспитателей.

Изготовление наглядно-методического пособия для детей «Черепашка» (с различными видами застежек).

Сортировка семян: фасоль и семена арбуза.

Дидактическая игра «Покормим рыбок».

Индивидуальные беседы с родителями.

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Повышение своего уровня знаний.

Игры на развитие тактильного восприятия. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь детей.

Информационное просвещение родителей.

Учить детей собирать из частей целое.

Учить детей действовать с прищепками, учить детей дополнять изображение предмета характерными деталями.

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики. Просвещение родителей по данной теме.

Повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр на развитие мелкой моторики.

Развивать мекую моторику, учить детей застегивать и рвстегивать пуговицы, развивать пространственные представления, развивать навыки счета.

Учить детей выкладывть веревочкой простые узоры. (по карточкам образцам).

Ответы воспитателя на интересующие вопросы для родителей.

Привлечь воспитателей к изготовлению методического пособия для детей. Оснащение предметно – пространственной среды.

Учить детей сортировать мелкие предметы, различные по цвету и форме.

Развивать у детей тактильные ощущения, учить различать и называть цвет, развивать умение считать.

Повысить компетентность

родителей.

Учить детей называть геометрические фигуры, собирать из них различные предметы по образцу.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики с использованием дидактических игр. План работы по самообразованию
Опубликовано: 11 января 2021 в 13:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Мастер-класс к 8 Марта «Ваза с крокусами из атласных лент»
Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс вазы с крокусами из атласных лент. Такой оригинальный подарок можно преподнести любимой маме, бабушке, сестренке на 8...
Мастер-класс по изготовлению масок для подвижных игр и театральной деятельности
Предлагаю идею для создания ярких, оригинальных, простых масок, буквально, на скорую руку! Нам понадобятся: - цветной картон; - карандаш; - линейка; -...
Детский мастер-класс «Тюльпан и подснежник в подарок маме на 8 Марта из пластилиновых...
Назначение мастер-класса: подарок на праздник, работа на выставку или конкурс, для украшения интерьера. Цель: смастерить из пластилиновых шариков...