Черепанова Ирина Сергеевна
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей, и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В этих словах содержится объяснения того, каким образом развивается малыш.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности» размещена в разделах
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неправильно держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — это способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышение работоспособности ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Знаменитый русский физиолог Иван Петрович Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
По данному направлению работа ведется с целью: создания условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Ознакомления с материалом по развитию мелкой моторики и координации движений детей раннего возраста через различные виды деятельности для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.
Затем были определены задачи:
улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для развития мелкой моторики;
способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
В своей работе использую такие формы как:
Совместная деятельность с детьми;
Индивидуальная работа;
Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
А так же использую методы и приемы (объяснение, показ, беседа, игра) через:
массаж кистей рук, самомассаж;
пальчиковые игры и физкультминутки;
лепку из пластилина с использованием природного материала и лепка из соленого теста;
игры с кубиками, конструкторами;
использование нетрадиционных техник рисования;
рисование с использованием шаблонов и трафаретов;
пальчиковый театр;
различные виды аппликаций;
лабиринты;
игры с мелкими предметами;
дидактические игры;
пазлы, мозаика;
игры - шнуровки;
игры с сыпучими материалами;
игры с водой и т. д.
Например:
1. Игры с прищепками – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
2. Конструкторы и наборы строительных материалов – способствуют интеллектуальному развитию детей, развивают моторику рук, развивают наглядно-образное мышление и память.
3. Игры с мозаикой.
4. Побуждать работать пальчиками – одна из важнейших задач занятий по изодеятельности, которая приносит малышам много радости. Использование нетрадиционных техник рисования и аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. В детском саду рисуем ладошками, печатями, губкой, ватными палочками, штампами и т. д.
В лепке используем разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание. Для дополнения образа используем дополнительный материал: горох, семечки, косточки и т. д.
На занятиях по аппликации используем аппликацию из салфеток, обрывную - мозаичную, из крупы и т. д.
5. Игры с крупами не только отличное развивающее занятие для детей, они оказывают еще и успокаивающий эффект.
«Собери бусы»
Макароны – трубочки можно нанизывать на шнурок и делать бусы.
«Узоры на подносе»
Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу какую-нибудь мелкую крупу, больше подойдет манка. Учить ребенка рисовать пальчиками. Пусть изобразит палочку, кружок, квадрат, солнышко, домик с крышей. Таким образом, у ребенка развивается память, воображение, усидчивость, умение рисовать.
6. Игра «Развивайка».
7. Игры на ощупывание предметов «Тактильные дощечки»
Цель обучения с ее использованием – развитие мышления, внимания, воображения, совершенствование мелкой моторики, которая играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.
8. Пальчиковый театр.
Пальчиковый театр – это увлекательное развивающее занятие для малышей. Оно отлично расширяет воображение, укрепляет мелкую моторику.
Для достижения хороших результатов в работе по данной теме помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:
1. Рекомендации родителям в виде памяток и папок – передвижек, такие как:
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
«Игры, в которые мы играем»
«Развиваем малыша. Игры для маленьких ручек и пальчиков»
«Как совместить работу по дому с общением ребенка. Чем можно играть дома?»
«Поиграем с пальчиками»
«Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев»
«Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет»
«Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
2. Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у детей»
3. Мастер-класс для родителей: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
4. Привлечение родителей к оснащению и созданию развивающей среды в группе (игры по мелкой моторике).
5. Организация выставки дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики.
6. Организация выставки детских рисунков (в течение года).
Пальчиковые игры являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух, обогащается словарь детей.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.
Выдающийся педагог М. Монтессори писала: «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев».
Список информационных источников:
1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. : – Астрель, 2009. – 143 с.
2. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. – Екатеринбург: Паритет, 2005. – 204 с.
3. Рожков О. П., Дворова И. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 226 с.
4. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М. : ЭКСМО, 2010. – 234 с.
5. Чиркова С. В. Родительские собрания детском саду: Младшая группа. – М. : ВАКО, 2011. – 240 с.
6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). – М. : Мозаика – Синтез, 2010.