МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности

Черепанова Ирина Сергеевна
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей, и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В этих словах содержится объяснения того, каким образом развивается малыш.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности» размещена в разделах

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неправильно держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика — это способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышение работоспособности ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Знаменитый русский физиолог Иван Петрович Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

По данному направлению работа ведется с целью: создания условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Ознакомления с материалом по развитию мелкой моторики и координации движений детей раннего возраста через различные виды деятельности для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Затем были определены задачи:

улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;

способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;

развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;

совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для развития мелкой моторики;

способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

В своей работе использую такие формы как:

Совместная деятельность с детьми;

Индивидуальная работа;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

А так же использую методы и приемы (объяснение, показ, беседа, игра) через:

массаж кистей рук, самомассаж;

пальчиковые игры и физкультминутки;

лепку из пластилина с использованием природного материала и лепка из соленого теста;

игры с кубиками, конструкторами;

использование нетрадиционных техник рисования;

рисование с использованием шаблонов и трафаретов;

пальчиковый театр;

различные виды аппликаций;

лабиринты;

игры с мелкими предметами;

дидактические игры;

пазлы, мозаика;

игры - шнуровки;

игры с сыпучими материалами;

игры с водой и т. д.

Например:

1. Игры с прищепками – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

2. Конструкторы и наборы строительных материалов – способствуют интеллектуальному развитию детей, развивают моторику рук, развивают наглядно-образное мышление и память.

3. Игры с мозаикой.

4. Побуждать работать пальчиками – одна из важнейших задач занятий по изодеятельности, которая приносит малышам много радости. Использование нетрадиционных техник рисования и аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. В детском саду рисуем ладошками, печатями, губкой, ватными палочками, штампами и т. д.

В лепке используем разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание. Для дополнения образа используем дополнительный материал: горох, семечки, косточки и т. д.

На занятиях по аппликации используем аппликацию из салфеток, обрывную - мозаичную, из крупы и т. д.

5. Игры с крупами не только отличное развивающее занятие для детей, они оказывают еще и успокаивающий эффект.

«Собери бусы»

Макароны – трубочки можно нанизывать на шнурок и делать бусы.

«Узоры на подносе»

Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу какую-нибудь мелкую крупу, больше подойдет манка. Учить ребенка рисовать пальчиками. Пусть изобразит палочку, кружок, квадрат, солнышко, домик с крышей. Таким образом, у ребенка развивается память, воображение, усидчивость, умение рисовать.

6. Игра «Развивайка».

7. Игры на ощупывание предметов «Тактильные дощечки»

Цель обучения с ее использованием – развитие мышления, внимания, воображения, совершенствование мелкой моторики, которая играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.

8. Пальчиковый театр.

Пальчиковый театр – это увлекательное развивающее занятие для малышей. Оно отлично расширяет воображение, укрепляет мелкую моторику.

Для достижения хороших результатов в работе по данной теме помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:

1. Рекомендации родителям в виде памяток и папок – передвижек, такие как:

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

«Игры, в которые мы играем»

«Развиваем малыша. Игры для маленьких ручек и пальчиков»

«Как совместить работу по дому с общением ребенка. Чем можно играть дома?»

«Поиграем с пальчиками»

«Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев»

«Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет»

«Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

2. Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у детей»

3. Мастер-класс для родителей: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

4. Привлечение родителей к оснащению и созданию развивающей среды в группе (игры по мелкой моторике).

5. Организация выставки дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики.

6. Организация выставки детских рисунков (в течение года).

Пальчиковые игры являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух, обогащается словарь детей.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.

Выдающийся педагог М. Монтессори писала: «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев».

Список информационных источников:

1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. : – Астрель, 2009. – 143 с.

2. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. – Екатеринбург: Паритет, 2005. – 204 с.

3. Рожков О. П., Дворова И. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 226 с.

4. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М. : ЭКСМО, 2010. – 234 с.

5. Чиркова С. В. Родительские собрания детском саду: Младшая группа. – М. : ВАКО, 2011. – 240 с.

6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии Цель работы: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи работы: - развивать мелкую.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 13:35
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Черепанова Ирина Сергеевна (УИ 572661) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД