Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами пальчиковых игр

Ирина Константиновна Горина
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами пальчиковых игр

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком различных видов деятельности и развития личности. Для этого возраста характерно активное экспериментирование малыша с миром предметов. Именно в раннем детстве происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами пальчиковых игр» размещена в разделах

Ранний возраст характеризуется еще и тем, что ребенок начинает ходить, бегать, взбираться на горку, лесенку, овладевает простыми способами действия с предметами. Речевая деятельность расширяет связи ребенка с окружающим миром и оказывает существенное влияние на развитие его центральной нервной системы. Действуя с предметами, малыши могут хорошо ориентироваться в таких свойствах, как форма, величина и цвет. Происходит существенная перестройка в характере предметной деятельности ребенка. Он уже не только действует с предметами, но и использует их как средство достижения определенной цели (ложкой кормит куклу, из кубиков строит гараж и т. д.). Под влиянием накопленного опыта предметной и игровой деятельности происходит расширение ориентировки ребенка в окружающей действительности, обогащение его сенсорного опыта, развиваются наглядно действительное мышление, речь.

Незаменимым средством воспитания детей раннего возраста является игра. По-другому этот возраст называют возрастом игры. Игровая форма обучения - ведущая на ступени раннего детства.

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему так происходит? Родители мало разговаривают с детьми, потому что многие из них постоянно заняты работой. Да и сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, заняты современными гаджетами.

Всё чаще педагоги детского сада отмечают недостаточный уровень развития у детей мелкой моторики. Такой результат диктует сама современная действительность. Если ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее, то сейчас всё это уже в прошлом! Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились заклёпками и молниями. Да, всё это очень удобно, но это препятствие для развития мелкой моторики наших детей.

Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, затем учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся разнообразными и сложными. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они не могут делать успехи в рисовании, лепке и аппликации.

Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Эти упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и мгновенно переключают внимание малыша с капризов и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше ничем не хочет заняться. Просто прикасаетесь к пальчику и говорите :

Здравствуй, пальчик, выходи,

На Андрюшу (называете имя ребенка) посмотри.

Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка.

(Касаетесь пальчиком ладошки.)

Bот твоя ладошка — поднимайся, крошка.

(Выпрямляете пальчик.)

Затем берем следующий пальчик и повторяем то же самое.

Вскоре мы заметим, как ребенок начнет «помогать» нам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр.

Такие игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, когда станет скучно. Вместо уговоров и воспитательных мер мягко постучите по плечу или спинке малыша и спросите:

Тук – тук, тук – тук – тук,

Что за странный перестук?

Это пальчики стучат

Поиграть они хотят

С Машенькой

(назовите имя ребенка).

Это не просто развлечение, но и полезная зарядка. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если для его пальчиков изготовите бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача воспитателя - превратить обучение в увлекательную игру!

Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Сопровождая упражнения короткими стихотворными строчками, ребёнок овладевает более чёткой, ритмичной, яркой речью.

• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому.

Развивается восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

• Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

• У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать» руками целые истории.

• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Правила проведения пальчиковых игр

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые).

2. Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; разжатие; расслабление.

3. Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

4. Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

5. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

6. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, например, показывать движения и произносить текст. Объем внимания у детей ограничен, и трудная задача может погасить интерес к игре.

7. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

8. Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Принципы организации пальчиковых игр

1. Принцип доступности и индивидуальности. Каждый ребёнок приходит в детский сад со своим багажом умений и навыков, у каждого свой индивидуальный уровень развития. Необходимо понять личностные особенности каждого ребёнка, подбирать методы индивидуальной работы с каждым из них.

2. Принцип последовательности и систематичности. Наличие системы придаёт воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. Формирование умений должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

3. Принцип связи с жизненным опытом. Существенным фактором обучения в игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: в режимных моментах, на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры, самообслуживания.

4. Принцип наглядности. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, весь наглядный материал в группе должен иметь привлекательный внешний вид.

Формы работы

1. Традиционные:

-самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание и разминание);

-игры с пальчиками без речевого сопровождения;

-игры с пальчиками с речевым сопровождением;

-предметная деятельность (игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование);

-дидактические игры (мозайки, конструкторы, шнуровки, складывание разрезных картинок);

- игры с вкладышами, складывание матрешек;

-кукольные театры (пальчиковый, варежковый);

-игры на развитие тактильного восприятия («Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»).

2. Нетрадиционные:

-самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными шариками.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с са-мого раннего.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Развитие мелкой моторики рук у детей необходимо начинать уже с пеленок. Давно известно, что на кончиках пальцев находится много нервных.

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр». подготовила старший воспитатель МКДОУ.

Презентация опыта работы «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений» АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА.

Практикум для родителей «Развитие мелкой моторики средствами игр из подручного материала» Практикум для родителей «Развитие мелкой моторики средствами игр из подручного материала» Цель: вызвать у родителей интерес к применению.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игрРазвитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Пальцы делают зарядку. Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке, Будут буковки писать.

Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста Мелкая моторика начинает формироваться на первом году жизни и имеет большое значение на развитие ребенка. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности Педагогический проект. Воспитатель: 1 категорий. Койло Ольга Николаевна. МБДОУ Детского сада № 3 общеразвивающего вида г. Исилькуль Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами пальчиковых игр
Опубликовано: 23 октября 2018 в 08:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД