Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью ручного труда

Марина Безрукова
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью ручного труда

Содержание:

• Введение

• Теоретические основы

Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Что развивает ручной труд.

• Описание собственного опыта работы

• Заключение

• Используемая литература

Введение.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятий аппликацией, лепкой, конструированием, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей становится недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Исходя из этого,была определена цель работы: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста через ручной труд.

В работе поставлены следующие задачи:

Развивать и улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук.

• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

• Улучшить общую двигательную активность;

• Содействовать нормализации речевой функции;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Чтобы достигнуть желаемого результата, работа должна быть регулярной.Образовательная деятельность строится в соответствии с 2 блоками:

1 блок - совместная деятельность:

• НОД ;

• Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах (игровые ситуации, проблемные ситуации, развлечения);

2 блок – самостоятельная деятельность детей (игры: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно- ролевые)

Для развития мелкой моторикии координации движений использовались следующие методы и приемы:

• Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

• Массаж кистей рук.

• Дидактические игры.

• Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д., пластиллинография.

Нетрадиционные техники аппликации: шерсть, вата, крупа, мозаика.

Конструирование: из бумаги в технике оригами, из природного материала, из бросового материала, из строительного материала.

• Художественный ручной труд: из природного материала, из бумаги, из ткани.

• Игры с мелкими предметами

• Паззлы, мозаика

Теоретические основы.

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторикиотносится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? В головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположенные очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно значительно ускорить.

Параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма.

Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. К 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, в том числе и навыка письма. Рука ребенка – дошкольникафизиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Ребенку-дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, что подразумевает под собой быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. Нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В этом и поможет рисование, аппликация, конструирование и ручной труд.

Занимая ребёнка ручным трудом мы помогаем ему в развитии мелкой моторики рук. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. Ручной труд развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывает привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивает творческое воображение и художественный вкус.

Публикации по теме:

«Доктор Пилюлькина советует!» Беседа с детьми о здоровом образе жизни«Доктор Пилюлькина советует!» Беседа с детьми о здоровом образе жизни «Доктор Пилюлькина советует!» Беседа с детьми о здоровом образе жизни. Задачи: формировать понимание необходимости заботиться.

Дидактическое пособие «Ловкие пальчики»Дидактическое пособие «Ловкие пальчики» Цель: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая задача. Закрепление знаний детей о.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Весна
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью ручного труда
Опубликовано: 18 марта 2015 в 16:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

26 октября. Международный день школьных библиотек

С 1999 года по инициативе ЮНЕСКО в четвертый понедельник октября отмечается Всемирный день школьных библиотек. Главное событие этого праздника в России – Форум школьных библиотекарей, который проходит в...

Сценарий оздоровительно-игровой программы «Весёлый праздник с Витаминкой» для детей...
Описание материала: сценарий оздоровительно - игровой программы «Весёлый праздник с Витаминкой» предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
Фотоотчёт и видеоотчёт об участии детей в онлайн акции «Читаем М. Лермонтова вместе»
Фотоотчёт и видео об участии детей в онлайн акции «Читаем М. Лермонтова вместе» 15 октября 1814 года в Москве родился один из самых известных русских...
Отчет о педагогическом проекте «Волшебный песок» (вторая младшая группа)
Хотим поделиться проведенным проектом "Волшебный песок" Цели: • Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. • Развитие...