Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством ритмических упражнений для рук

иванова мария петровна
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством ритмических упражнений для рук

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования включают принцип интеграции пяти образовательных областей, среди которых есть и «Коммуникация» - не только и не столько традиционное «Развитие речи» детей дошкольного возраста, сколько развитие общения, в том числе и речевого.

Публикация «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством ритмических упражнений для рук» размещена в разделах

В наше время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Раннее выявление подобных проблем позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из средств преодоления речевых проблем, а именно - к жанру музыкальной пальчиковой игры.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Хочется напомнить слова великого русского певца Ф. Шаляпина: «Хорошо сказанное - наполовину спето».

И это всё сказано верно. Очень много информации осваивает мозг ребенка. И если какая-либо его функция не будет развита вовремя, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно. Для развития мозга просто необходима, чтобы ребенок много двигался, а особенно важно развитие движения пальцев рук. Малыши, которые регулярно играют в пальчиковые игры, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.

На занимательно - игровой основе и построено движение рук. Музыкальные пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики рук у малышей.

Психологи Д. Б Эльконин, В. Разумный считали, что музыкальное творчество детей в форме игры - это прямой путь вовлечения их в музыку. Музыкальными пальчиковыми играми занимались такие известные педагоги и музыканты, как отец и дочь Железновы С. С. и Е. С., Е. А. Поддубная, М. А. Ковалевская.

Цель исследования: педагогические условия, способствующие развитию мелкой моторики детей младшего возраста посредством ритмических упражнений для рук.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Охарактеризовать виды ритмических упражнений.

3. Определить методы и методические приемы развития мелкой моторики детей младшего возраста посредством ритмических упражнений.

4. Организовать экспериментальную работу по апробации условий, обеспечивающих эффективное использование ритмических упражнений с целью развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность исследования обусловлена поиском условий развития мелкой моторики младших дошкольников, которая формируется в процессе ритмических упражнений. Поэтому цель нашего исследования: педагогические условия, способствующие развитию мелкой моторики детей младшего возраста посредством ритмических упражнений для рук.

Объект исследования: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: ритмические упражнения как средство развития мелкой моторики детей.

Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики младшего возраста посредством ритмических упражнений будет успешным при создании следующих педагогических условиях:

- постепенное и систематическое использование ритмических упражнений;

- использование следующих методических приемов: выразительный показ педагога, смена действий по образцу педагога, подпевание в процессе ритмических упражнений.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение; эмпирические методы: наблюдение, беседа; педагогический эксперимент; количественная и качественная обработка результатов исследования.

Экспериментальное исследование проводилось нами в МБДОУ «ЦРР - Дeтский сaд № 7 «Солнышко» с. Сунтaр Сунтaрского улусa Республики Саха (Якутия, где приняли участие 10 детей второй младшей группы, в возрасте 3 года.

Программа экспериментальной работы предусматривала три этапа:

1 этап - констатирующий эксперимент

2 этап - формирующий эксперимент

3 этап - итоговый эксперимент

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Для проведения констатирующего эксперимента мы подобрали ряд методик, с помощью которых выявили уровень развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

На первом этапе диагностического обследования мы использовали методику исследования мелкой моторики Е. И. Рогова «Перебор пальцев»

Воспитанники, выполняя задания испытывали затруднения. Многим была нужна взаимопомощь воспитателя в постановке пальцев и кисти рук, задания выполнялись медленно, и уже неправильно показывали движения с ускорением при повторениях. Низкий уровень развития мелкой моторики был выявлен у 4 детей. У этих детей наблюдается очень низкая координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук, и им было непросто дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи, им не удавалось воспроизводить либо удерживать различные положения пальцев рук, движения с ускорением не всегда выполняют.

На втором этапе диагностики (констатирующего эксперимента) нами была применена методика исследования мелкой моторики Т. В. Кабановой и О. В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет» (приложение Б, с целью выявления уровня развитости кинестетической и кинетической основы движений мелкой моторики рук.

Результаты обследования в экспериментальной группе по методике Т. В. Кабановой и О. В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет» представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Исследование кинестетической и кинетической основы движений мелкой моторики рук у детей на констатирующем этапе исследования по методике Т. В. Кабановой и О. В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет»

по второй методике мы увидели, что у воспитанников в обеих группах, также как и в первой методике преобладает низкий и средний уровень развития мелкой моторики рук у детей. У воспитанников низкий уровень развития показал - 30% (3 детей, средний уровень развития - 40% (4 детей) и высокий уровень развития - 30% (3 детей). На констатирующем этапе исследования в контрольной группе также преобладает низкий уровень развития - 30% (3 детей, средний уровень развития - 50% (5 детей, и мы видим высокий уровень развития -20 %. (2 детей).

Дети при выполнении заданий второй методики с этим уровнем правильно показывали «Козу рогатую», но делали это с ошибками в упражнениях «Ушки зайчика», «Очки» Таким образом мы видим, что детям трудно менять движения пальцев по образцу. Поэтому видна общая моторная неловкость, нарушение ручной моторики, а также заметно общая скованность выполнения движений, замедленность процесса освоения новых движений. Таким образом, мы увидели, что у воспитанников, участвовавших в проведенном нами констатирующем эксперименте уровень развития мелкой моторики рук у детей - низкий и средний. На начало эксперимента у детей преобладает низкий уровень развития мелкой моторики. У многого большинства воспитанников не развиты координация, у них движения мелкой моторики недостаточно развиты.

Формирующий этап, цель формирующего этапа исследования: апробировать выявленные педагогические условия развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста посредством ритмических упражнений.

Реализация педагогических условий осуществлялась поэтапно: подбор комплекса ритмических упражнений и их проведение.

Игровая деятельность была основной формой проведения формирующего этапа и проводилась в свободное от занятий время. Ежедневно добавлялась новая игра, и повторялись до того времени разученные игры. Игра по длительности составляла 5-10 минут ежедневно.

Серия состояла из 3 музыкальных ритмических упражнений (приложение В).

Первым условием является постепенное и систематическое использование ритмических упражнений для рук.

Постепенное - значит разучивание движений ритмических упражнений для рук начинается от простых к более сложным, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Работу над освоением новой игры мы делили на несколько этапов

- показ

- объяснение

- воспроизведение

- закрепление

Показывая упражнения в первый раз мы старались замедлить темп, чтобы дети как следует рассмотрели наши движения и поняли смысл игры. Затем мы показывали и объясняли, как правильно выполняются упражнения. На следующем этапе мы повторяли текст вместе с детьми. Если дети допускали ошибки, мы обязательно указывали на них, обращали внимание на неточности, уделяли внимание выразительности речи, умению правильно предавать эмоции и настроение стихотворения, выбирать правильную интонацию. Игру повторяли на следующий день, добиваясь самостоятельного воспроизведения.

Перед началом упражнения с детьми обсуждали её содержание, при этом отрабатывая необходимые жесты, движения. Каждое новое упражнение в игре нужно выполнять в медленном темпе. Все упражнения в игре должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением, ведь систематическое применение - это значит ежедневно, ведь только при этом условии у дошкольников развивается и закрепляется правильная мелкая моторика рук.

Например в упражнении клавесами «Тук, ток», дети с трудом повторяли движения за педагогом. Но при многократном повторение, дети свободно уже играли и пропивали слова за педагогом. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект.

Очень важна при разучивании ритмических упражнений, это последовательность (от простого к сложному, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Вначале мы с детьми разучили такие упражнения как : «Мээчик», «Утуктаабыт слон» «Ат миинэн», «Мин бэйэм». В этих играх сочетается сжатие, растяжение, расслабление кисти.

Второе педагогическое условие - использование следующих методических приемов: выразительный показ педагога, смена действий по образцу педагога, подпевание в процессе ритмических упражнений.

В самом начале упражнения необходимо пальчики разогреть. И разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла, несколько раз сгибая и разгибая их. Движения пальцами рук нужно начинать с поглаживаний, разминания, потирания ладоней друг о друга, пощипывания, массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги. Именно эти движения составляют основу большинства упражнений для рук.

Произносить тексты воспитатель должен выразительно. Повышая или понижая голос, при этом подчёркивая отдельные слова, а также движения выполнять нужно вместе с текстом. Во время упражнений обязательно следим за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно показать и продемонстрировать собственную увлечённость. Нужно обязательно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, не нужно чтобы воспитанники напрягали мышцы руки. Ритмические упражнения должны приносить радость. Ведь, успех порождает чувство удовлетворения деятельностью и у малыша возникает желание ее повторить. Повышается самооценка ребенка, а также достоинство его личности. В группах младшего возраста текст упражнений проговариваем сами и движения дети выполняют совместно со взрослым.

Ритмические и музыкальные упражнения для рук всегда радует ребенка и поддерживает его интерес. Перед упражнениями нужно продемонстрировать детям все предметы, о которых идёт речь в песенке.

Музыкально ритмическая игра «Мас ынах», цель этой игры состояла в закрепление координации, синхронизации, гибкости и точности движений мелкой моторики рук. Мы старались выработать у детей умения менять движения пальцев рук, координировать действия, выполнять действия по образцу и словесной инструкции, распределять мышечную активность. Воспитывали у детей интерес к игре. Вначале перед игрой детям была проведена небольшая беседа.

В игре мы обращали внимание детей на то, чтобы в начале разучивания они смотрели на педагога, а потом действовали самостоятельно. Объяснение, указание, оценка действий помогает понять основу техники движения, взаимосвязь между отдельными движениями. Это словесные методы обучения, которые выполняют смысловую и эмоциональную функции. Когда мы разучили слова и движения, тогда добавили мелодию. Особенность этой игры заключается в изменении темпа, то есть, начинаем с очень медленного, постепенно ускоряя темп. В данной игре, дети усвоили само понятие «темп» и научились изображать ускорение и замедление.

Для того чтобы скорректировать движение, педагог может использовать как положительную оценку, так и замечание. Одно из условий, определяющих интерес ребенка к ритмическим упражнениям, это значимость информации. Ведь в раннем возрасте, когда словарный запас не велик, потeшки, сопровождающие показ, должны быть понятны детям.

В основе всего, то что делает ребенок собственными руками лежат практические методы. Ведь с помощью их вырабатываются и закрепляются двигательные умения и навыки. В связи с этим используются следующие практические методы: исполнительно подражательные, то есть разучивание в целом, по частям и игровые методы.

Применение исполнительно-подражательного метода основано на том, для того чтоб выполнить движение так, чтобы ребенок сам захотел подражать взрослому.

Можно применять разучивание по частям, однако так чтобы каждая часть воспринималась как целое. Просто большое и важное место в обучении детей младшего возраста занимают игровые методы, они поднимают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

При проведении ритмических упражнений рук с детьми 3 года жизни мы использовали следующие игровые методы:

- обыгрывание ситуации;

- использование сюрпризного момента;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек.

Для проведения ритмических упражнений нужно соблюдать следующим требованиям:

- научная обоснованность;

- соответствие поставленной задаче;

- воспитывающий характер обучения;

- подготовленность детей.

В своей работе мы использовали различные методы и приемы:

- наглядный метод работы - показ, как должны двигаться пальцы, руки при проведении упражнений;

- словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении упражнений; заучивание наизусть стихотворений, потешек;

- практический метод работы: музыкальные ритмические упражнения и игры.

В итоговом эксперименте приняло участие 10 детей младшего дошкольного возраста, цель итогового эксперимента - сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов, уровня развития мелкой моторики рук у дошкольников. Для проведения итогового эксперимента мы воспользовались методиками, которые использовали для проведения констатирующего эксперимента, но при этом мы изменили содержание и свели до минимума помощь оказываемую дошкольнику : Методика Е. И. Рогова «Перебор пальцев».

Цель методики Е. И. Рогова «Перебор пальцев» состояла в следующем: ребенок должен был поочередно прикоснуться большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам (5 серий движений). Прикосновение должно производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2-3 серии движений, каждая серия за 5 секунд, а потом в быстром темпе (5-7 серий движений, каждая серия за 3 секунды).

После проведения экспериментального обучения мы уже увидели значительную динамику развития мелкой моторики рук у детей. Высокий уровень развития вырос в 5 раза, низкий уровень развития после коррекционной работы не выявлен у детей. У всех детей прослеживается положительная динамика развития мелкой моторики рук. На итоговом этапе исследования низкий уровень развития показал - 0%, средний уровень развития - 40% (4 детей, а высокий уровень развития - 60% (6 детей).

Для того чтобы наглядно убедиться в эффективности формирующего этапа мы сравнили результаты, на конец опытно-экспериментальной работы

Анализ результатов показал нам, что показатели развития мелкой моторики стали на много выше, в результате создания педагогических условий и применения комплекса специальных подобранных музыкальных-ритмических упражнений проведенных в игровой форме в произошли значительные изменения у детей в развитии мелкой моторики рук.

По результатам проведения диагностики, направленной на выявление уровня развития мелкой моторик рук детей младшего дошкольного возраста посредством ритмических упражнений можно сделать вывод, что проведенная работа была успешной.

Таким образом мы видим, что образная, яркая, весёлая музыка способствовала развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создала благоприятную атмосферу для занятий.

Помимо развития общих музыкальных способностей, благодаря использованию ритмических игр, мы отметили следующие результаты, такие как повысился общий уровень организации мышления и воображения у воспитанников, создалась благоприятная атмосфера во время занятий в группе, дети освоили большое количество стихов.

Преодолеть у детей скованность помогли ритмические упражнения. Дети стали более эмоциональны, научились владеть мимикой.

Таким образом, проведенная нами исследовательская работа дала положительные результаты, выраженные в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, но в тоже время нами установлено было, что степень развития мелкой моторики у некоторых детей осталась недостаточной. На наш взгляд это связано с тем, что развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, это достаточно длительный процесс. Полученные положительные результаты в ходе экспериментальной работы подтверждают правильность и верность выдвинутой нами гипотезы.

Результаты экспериментальной работы нам позволили сделать следующие выводы: в ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что у большинства детей младшего дошкольного возраста уровень развития мелкой моторики находится на среднем и низком уровне развития. В контакт с воспитателем некоторые дети практически не вступали, а также не хотели выполнять предложенные движения, им они казались не интересными. Дети со средним уровнем быстро устанавливали контакты со взрослыми и с интересом выполняли движения. У этих детей наблюдалась низкая координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук, детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к помощи воспитателя, им не всегда удавалась воспроизводить и удерживать различные положения пальцев рук.

В ходе экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы педагогические условия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством ритмических упражнений, они позволяют развить у ребенка координацию движений, также играют большую роль в развитии умственной деятельности ребенка. Побуждая детей к игровой деятельности под ритм, мы воспитываем и развиваем у детей музыкальный слух. Ведь музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

В ходе реализации педагогических условий нами было установлено, что в процессе развития мелкой моторики детей младшего возраста посредством ритмических упражнений, изменялся их уровень развития, повысился интерес к музыкальной деятельности.

Таким образом, данные, полученные в результате проведения исследовательской работы, подтвердили эффективность создаваемых нами педагогических условий.

На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме нами были сделаны следующие выводы:

- в ходе экспериментальной работы нами были выявлены и научно обоснованы педагогические условия развития мелкой моторики детей младшего возраста. Они будут успешно развиваться посредством ритмических упражнений для рук, если будет используется специальная методика и специально разработанные комплексы ритмических упражнений.

- в ходе реализации педагогических условий нами было установлено, что в процессе развития мелкой моторики изменялся и их уровень в соответствии с определенными показателями, повысился интерес к музыкальной деятельности.

Таким образом можно сделать вывод, что упражнения для рук под ритм радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Оказывают благоприятное воздействие на:

- физическое развитие ребенка;

- формирование умения распределять внимание в процессе деятельности;

- гармоничное эмоциональное развитие ребенка;

- развитие воображения и творческой фантазии;

- формирование благоприятного эмоционального микроклимата в группе;

- формирование музыкальных способностей.

В ходе проведенного контрольного эксперимента было установлено, что у детей произошла определенная положительная динамика. Преобладает средний и высокий уровни развития мелкой моторики рук младшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальные проблемы дошкольного образования : основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: сб. матер. XIV международной науч. -практ. конф. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. – С. 12-17.

1. Артемьева, А. В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет : методическое пособие / А. В. Артемьева. - М. : ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. (Библиотека Логопеда)

2. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук : игры и упражнения. 2-е изд., испр. - М., 2016.

3. Быханова, К. Н. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников средней группы / К. Н. Быханова, О. В. Каданцева // Молодой ученый. - 2018. – № 47. – С. 38-40.

4. Дашивец, И. В. Развитие мелкой моторики младших дошкольников при введении ФГОС [Электронный ресурс] / И. В. Дашивец // Теория и методика дошкольного образования. – 2014. – URL : https://interactive-plus.ru/e-articles/epub-20141127/epub-20141127-5075.pdf ( дата обращения: 14.10.2024).

5. Коваль, А. Н. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч. -практ. конф. № 9(46).

6. Козлова, Н. В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта

работы) [Электронный ресурс] / Н. В. Козлова. – URL : https://festival.1september.ru/articles/57307 ( дата обращения: 17.09.2024).

7. Логоша, Г. Е. Развитие мелкой моторики у малышей / Г. Е. Логоша, Е. С. Симонова // Молодой ученый. - 2017. - № 46 (180). - С. 29-32.

8. Михалева, О. И. О некоторых принципах организации образовательной среды дошкольной образовательной организации / О. И. Михалева, Т. Е. Слепцова // Народное образование Якутии. - 2019. - № 2.

- 28 с.

9. Мулюкова О. В. Мастер класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей дома посредством предметов, которые нас окружают» [Электронный ресурс] / О. В. Мулюкова. – URL : https://edu-time.ru/pub/118718 ( дата обращения: 05.09.2024).

10. Носачева Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения / Н. В. Носачева, Е. С. Шанина

// Молодой ученый. - 2017. – № 11. – С. 44-47.

11. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. А. Смирнова – СПб. : Детство-Пресс, 2013. – URL : https://search.rsl.ru/ru/record/01006565226 ( дата обращения: 15.10.2024).

12. Теплова И. С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации / И. С. Теплова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 4. – С. 18-25.

13. Тихомирова Н. В. Сенсорный и двигательный компоненты тонкой моторики рук у дошкольников / Н. В. Тихомирова. - Нижний Новгород: МИР, 2017. - 80 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 / Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. - М. : Национальное образование, 2016. - 696 с.

15. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – URL : https://rused.ru/irk-mdou180/wp-content/uploads/sites ( дата обращения: 15.10.2024).

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игрРазвитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игр Каталог авторских игр по развитию мелкой моторики. Главная цель применения в практике совместной деятельности с детьми игр на развитие моторики.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством ритмических упражнений для рук
Опубликовано: 23 марта 2025 в 13:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством ритмических упражнений для рук» (включая файлы) размещена пользователем иванова мария петровна (УИ 3013981) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 апреля 2025 суббота
Всемирный день первоцветов!
Подснежник
Одуванчик
Ландыши
В этот день Иван Федоров начал работу над первой отечественной печатной книгой «Апостол».
Типография для детей
История книги в России
День памяти о геноциде советского народа
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОв
Устраиваем большую стирку!
Праздник цирка!
20 апреля 2025 воскресенье
Праздник Светлой Пасхи!
Национальный день донора в России
Акулинин день



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД