Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Галина Сумина
Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Её эффективность во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда со всеми участниками коррекционного процесса и прежде всего учителя-логопеда и воспитателя, а также педагога-психолога.

При выстраивании единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей решаются следующие задачи: выработка общей стратегии воспитания детей, согласование планов работы; организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка; оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитателей; повышение профессионального уровня.

Многолетнее изучение учащихся начальных классов показало, что нарушения устной и письменной речи нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Поэтому дошкольникам с нарушениями речи необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов таких, как восприятие, память, внимание, мышление, пространственная ориентация, развивать навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику, навыки речевого общения.

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка.

На грамотную речь ребенка с ОВЗ оказывает и то как он воспринимает окружающий мир через свою основную модальность. Очень важно развить у будущего первоклассника восприятие окружающего нас мира не только через ведущую модальность.

Первыми опорными точками для будущего творчества ребенка с ОВЗ является то, что он видит, слышит и чувствует. Поэтому главная задача предлагаемой системы игр — развитие восприятия всех органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния, а не только через ведущую модальность. Ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, о конкретных объектах, и тем богаче личный опыт ребенка с ОВЗ.

Очень важно сформировать у детей с ОВЗ представления о своих сенсорных возможностях и о том, как осуществляется сенсорная ориентация с использованием различных анализаторов.

У большинства детей с ОВЗ в необходимой мере развиты и визуальные, и слуховые, и осязательные способности. Но почти всегда остается некоторый процент детей, которые, уже достигнув школьного возраста, испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них является лишь один из каналов. В начале обучения такие дети работают достаточно функционально, хотя и прилагают для этого значительные усилия и время. Любая информация, с которой они имеют дело, должна предварительно перекодироваться в ведущую для них модальность памяти и понимания. Когда информация совпадает с их ведущей модальностью, они прекрасно справляются и запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей для них модальности на другую, ученик вынужден переводить информацию обратно в свою модальность. Такая операция требует временного отключения от внешней реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у такого ребенка появляется серия пробелов в знаниях, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.

Именно поэтому так важно обучать ребенка-дошкольника многосенсорности. Умение пользоваться всеми каналами восприятия и обучение стратегии мышления является тем фундаментом, на который в дальнейшем легко ложится любое обучение. От этого умения зависит также возможность преобразования трудных ситуаций, будь то техническая задача или бытовая проблема.

Для создания единого речевого пространства в работе с детьми с ОВЗ совместно с учителем – логопедом, воспитателем и психологом детского сада была разработана система занятий и составлена картотека данных занятий для работы с детьми с ОВЗ.

Для создания системы занятий нами была использована программа педагога психолога Егоровой Н. “Учитесь фантазировать”. Программа разработана по временам года. В конце каждого времени года проводится итоговое занятие для закрепления и усвоения данный темы. Мы предлагаем конспект НОД.

Конспект НОД: «Волшебная осень».

Цели: Обобщить систематизировать знания об осенних явлениях природы, закрепить формы развития многосенсорности.

Задачи:

1. Развивать восприятие основных органов чувств (сенсорных эталонах).

2. Воспитывать наблюдательность, умение видеть прекрасное в природе.

3. Умение передавать чувства, эмоции в рисунках, движении.

4. Формирование представлений о своих сенсорных возможностях при ориентировке в окружающем мире.

5. Активизировать и разнообразить словарный запас по данной теме.

6. Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Содержание:

Прослушивание музыки Чайковского «Времена года», танцевальные движения под музыку осени

Перед танцем воспитатель читает под музыку стихотворение:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора. (А. С. Пушкин)

После прочтения стихотворения дети танцуют под музыку, изображая осенний листик.

Повторение признаков осени через игру «Да – нет».

Эксперимент с живым и неживым листочком (назвать свойства).

Определить что легче или тяжелее: 5 сухих листьев тополя и5 сухих листьев клёна?

Признаки осени через ведущие каналы восприятия:

- слышу,

- осязаю,

- обоняю.

- вижу.

Изображение осени через краски рисунок «Осени краски».

Изготовление осенней дорожки.

Предварительная работа:

Занятия в течение года по плану «Учитесь фантазировать», чтение познавательной литературы, индивидуальные занятия.

Оборудование: музыка П. И. Чайковского «Времена года», модели «Глаза, уха, носа, ладони», картинки живой и неживой природы, домик «Теремок», отрывки стихов о временах года.

Ход деятельности:

Ребята, вы слышите музыку, давайте услышим осень и потанцуем под её музыку, повторим движения осени.

А теперь давайте вспомним, какая она осень?

Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Игра «Да – нет». Дети срывают листики с загадками времён года с осенней ветки и отгадывают «Осень».

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Лишь ветер злой бушуя воет…

Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей…

Днём и ночью дождик льёт

Грязь и лужи у ворот…

Сошли снега, шумит вода,всё оживает, когда это бывает?

Наступили холода

Обернулась в лёд вода.

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днём и ночью дождик льёт,

Грязь и лужи у ворот.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор - любой пригодится.

Вот рядом с багровым лиловый ложится

Светает рано по утрам проталины и тут и там…

Воспитатель предлагает провести эксперимент (определение свойства живого и неживого листочка)

Определить, что тяжелее или легче: 5 сухих листочков тополя или 5 листочков клёна?

Физкультминутка: координация слова с движением

Листья осенние тихо кружатся, (Плавно кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся, (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движение руками право влево)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются и кружатся)

Дети делятся на группы и выбирают себе волшебника: «Я всё только вижу», «Я всё только слышу», «Я всё только обоняю», «Я всё осязаю»

Волшебник «Я только вижу»: 1. Игра «Я все только вижу»

Материалы: иллюстрации с осенними пейзажами, предметные картинки с изображением различных деревьев, картинки с изображением листьев различных деревьев.

— Закройте глаза и представьте себе осеннюю полянку, осенний лес.

— Может быть, они похожи на эти картинки?

— Может быть, вы видите что-то другое, совсем непохожее?

— Что вы видите? А еще? (Обозначить землю, небо.)

— Какие цвета преобладают на ваших вымышленных картинах? Какие цвета встречаются? На что похожи?

Волшебник «Я только слышу: 1. Игра «Я все только слышу»

Ребята, к нам пришел волшебник «Я все только слышу». И пошел он на нашу осеннюю полянку, в осенний лес, на речку.

— Что он слышал на полянке?

— Жужжание пчел, птичьи голоса? А что? (Тишину, завывание ветра, шелест падающих листьев, стук дождя, курлыканье журавлей в небе.)

— Если бы волшебник мог понимать птичьи голоса, что бы он услышал от журавлей? О чем они говорят? (Куда они улетают? Зачем? Почему? Когда вернутся? Все ли птицы улетают)

Теперь волшебник пошел дальше в лес.

Что слышит? (Кто-то карабкается по коре, цепляясь коготками, — белочка;

шумит лес; деревья гнутся от ветра.)

— А кто так шуршит? (Ежик.)

— О чем говорит ежик? А белочка?

— Ребята, а еще каких-нибудь животных можно услышать — зайчика, лису, медведя, например? (Зайчик и лиса передвигаются бесшумно; медведь косолапый трещит ветками.)

— Давайте пофантазируем, о чем могут осенью говорить заяц, лиса, медведь? (О линьке; подросли дети — живут самостоятельно; наступает скучная, холодная, голодная пора; медведь ищет подходящую берлогу: отъелся за лето — можно и на отдых.)

Волшебник «Я всё обоняю»: 1. Игра «Я чувствую только запахи»

— Давайте закроем глаза, превратимся в волшебника «Я чувствую только запахи» и пройдемся по осеннему лесу.

— Чем пахнет? Цветами? Медом? Чем? (Сырой травой, завядшей сухой листвой, дождем, грибами, свежестью.)

— Это сильные запахи или слабые?

— Резкие или нежные?

— Приятные или неприятные?

— А теперь давайте превратимся в волка. Какие запахи любит волк? Какие не любит?

— Волк лучше улавливает запахи, чем человек или нет? Почему?

— Зачем ему такой чуткий нос?

— Хочется волку в деревню, там вкусные запахи. Давайте и мы пойдем в деревню, зайдем в домик.

— Во дворе домика чем пахнет? (Сеном, вяленой рыбой, курами, поросятами, дровами, дымом от печки.)

— А в домике? Давайте-ка пофантазируем. (Соленой капустой, огурцами, пирогами с яблоками, молоком, семечками, тестом, вареньем.)

Волшебник «Я всё только осязаю». Игра «Я ощущаю только лицом и руками»

— Представьте, что вы можете только чувствовать. Закройте глаза. Сейчас вы оказались на осенней полянке (представили «свою» осеннюю полянку).

— Давайте пробежимся босиком. Хочется? Почему?

— Давайте скинем одежду и поваляемся на травке!

— Кстати, какая на вас одежда? Платьица с коротенькими рукавами? Или шортики с панамкой?

— А теперь мы пойдем на речку. Поиграем в воде, побрызгаемся, а потом ляжем и закопаемся в песок. Что вы чувствуете? Почему?

— Какая трава?

— Как греет солнышко?

— Какой ветер?

— Какая река?

— Какие брызги?

— Какой песок?

Ответы детей в сочетании с игрой «Сравни по ощущениям» (предложить детям карточки с различными тактильными ощущениями).

Например: травинки острые и колючие, как ракушки на море; вода холодная, как лед; песок мокрый и холодный, как. ; ветер неприятный, как будто кто-то ударяет по лицу.

Детям предлагается пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулаки)

Будем листья собирать. (Загибают в ритме каждой строчке по одному пальцу)

Листья берёзы, листья рябины,

Листья осины, листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают т разжимают кулаки)

А теперь ребятки мы нарисуем осенние краски.

Составляется коллективный портрет осенних красок: на большом листе бумаги с помощью акварели и губок дети наносят краски осени …

Составляем осеннюю дорожку из осенних листьев (на длинный лист бумаги накладываем листья деревьев намазанные красками осени)

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения» В настоящее время наблюдается увеличение.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Угадай, кого я выбрал»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Угадай, кого я выбрал» Цель игры: Упражнять в дифференциации звуков Ч – Ш- С – Щ – Сь в словосочетаниях и предложениях. Автоматизировать звук Р. Развивать коммуникативные.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи» Консультация для родителейТема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»Цель: познакомить родителей.

Консультация «Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» Опыт показывает, что рассказы детей с ТНР бедны выразительными средствами, в них часто отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Воспитание звуковой культуры речи - это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны.

План по самообразованию педагога по теме «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Моделирование при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста» “Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем.

Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения.

Развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при работе с фетром В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребёнок. С психологической точки зрения дошкольное.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Зима
  • Весна
Автор публикации:
Развитие модальностей при изучении окружающей природы для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 05:38
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. День сюжетно-ролевой игры на МААМ

Игра является ведущим видом деятельности для детей. А в игре сюжетно-ролевой (на любую тему) как в зеркале, отражаются их представления об окружающем мире, о взаимоотношениях и профессиональных...

24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

Фотоотчет о выставке рисунков и плакатов к 23 февраля
Доброго времени суток, коллеги! 23 февраля в нашей стране отмечается праздник всех мужчин - День защитника Отечества. У этого праздника, как и у любого...
Дидактическая игра по математике «Божья коровка»
Дидактическая игра "Божья коровка" - это игровой комплект для обучения счёту до 10, закреплению понятий "больше" "меньше" "столько же", умению решать...
Фотоотчет занятий для формирования логического мышления во второй младшей группе
Занятия для формирования логического мышления во второй младшей группе. Подготовила и провела воспитатель: Бурнашова Т. А. В дошкольном возрасте ребёнок...