Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Евгения Нечаева
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Обобщение педагогического опыта: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие музыкальных способностей у детей напрямую влияет на умение приобретать необходимые умения, знания и навыки в будущем. Не секрет, что люди, обладающие музыкальным слухом, быстрее изучают иностранные языки. Чтение стихов и обучение вокалу способствует развитию памяти. Танец дает общее физическое развитие ребенка, заставляет думать, развивает навыки взаимодействия с другими детьми.

Человек не рождается с готовыми способностями, у каждого имеются разные задатки. И для развития способностей необходимо предоставить возможность проявлять себя в разных видах деятельности: танцах, пении, играх и т. д.

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте. Успех музыкального воспитания зависит от того, насколько интересно построена работа по музыкально-эстетическому развитию детей.

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой.

Возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

В процессе наблюдения за деятельностью детей дошкольного возраста я сделала вывод, что дети проявляют малый интерес к театрализованной деятельности: они скованны, не уверенны в правильности выбранных движений, им трудно совмещать речь или пение с движением, трудно владеют мимикой и пантомимой. Я решила использовать театрализованную деятельность во всех видах музыкальной деятельности.

Целью данной работы является - создание среды для выявления и развития музыкальных способностей у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Исходя из цели работы, мною были поставлены задачи:

1. Изучение и анализ научно-методической литературы по теме театрализации.

2. Создание среды, способствующей развитию музыкальных способностей у дошкольников (пополнение РППС музыкального зала, контроль за наполняемостью театрального уголка в групповых комнатах).

3. Календарно-тематическое планирование СОД по театрализации у детей младшего дошкольного возраста.

4. Перспективное планирование театрализованной деятельности у детей подготовительных групп в рамках СОД.

5. Включение совместной деятельности детей и взрослых по театрализации в перспективный план работы с родителями.

В своей работе я активно использую разные виды театрализованной деятельности:

- театрализованных игры, где дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Они вводятся с группы раннего возраста. В гости к малышам обязательно приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок и др. Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией. Все песни и попевки обыгрываем куклами, другими игрушками.

Театрализованные игры на музыкальных занятиях начинаю вводить в младших группах, формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных): птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут и другие. Всё занятие строится на каком-нибудь сюжете. Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Каждый ребенок старается показать себя, тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование.

- игры-драматизации. Здесь ребёнок играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Такой вид деятельности активно использую в старшем возрасте, он даёт детям возможность проявить творчество и фантазию. Дети сами ищут выразительные приёмы для создания игрового образа: придумывают характерные движения героев, мимику, разную интонацию, жесты. К играм-драматизациям относятся: игры с пальчиками, игры с куклами би-ба-бо и др.

Так же в работе использую такие виды театрализации как:

• Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• Ролевые диалоги на основе текста;

• Инсценировки произведений;

• Постановки спектаклей;

• Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

• Режиссерские игры, в которых «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный.

Особую роль в развитии музыкальных способностей детей играет мьюзикл. Это уникальная среда, способствующая раскрытию и приумножению детских творческих способностей. Важную роль играет атмосфера, которая сопровождает как репетиции к мюзиклам, так и момент выступления. Немало значимы декорации. Ведь именно то, что окружает ребенка, способствует раскрытию его потенциала. Декорации к мюзиклам, где дети предстают в роли артистов, являются важной составляющей наряду с музыкальной тканью, литературным сюжетом, танцевальным оформлением. Желательно, чтобы декорации описывали те места и ситуации, в которые попадают герои мюзикла, чтобы дети, исполняющие роли, были полностью погружены в атмосферу творчества.

Результаты, которые показал мониторинг уровня музыкального развития детей (в частности выпускной группы, после регулярной работы с использованием различных средств и видов театрализованной деятельности:

1) Дети стали более раскрепощенными, перевоплощение в роли и работа над словом стали занимать значительно меньше времени. Они могут заниматься работой над текстом самостоятельно дома, приходится меньше времени тратить на беседы об особенностях характера каждого персонажа, о том, какой образ нужно создать;

2) дети стали с большим желанием и активностью принимать участие в НОД и СОД с музыкальным руководителем.

3) возросла ответственность в работе над ролями. Возникавший эмоциональный барьер стеснения был преодолен благодаря погружению в роли. Стеснение отходило на второй план, и контакт становился свободным и непринужденным;

4) в ходе репетиций по подготовке к выступлению у детей начали развиваться такие качества как взаимопомощь и взаимоподдержка;

5) пение стало более эмоциональным, дети выражали желание исполнять произведения сольно;

6) важно также, что дети стали лучше ориентироваться в пространстве сцены, свободнее себя чувствовать. Сцена перестала вызывать стеснение и зажимы.

Таким образом, театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития музыкальных способностей детей, а также развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Публикации по теме:

Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Актуальность темы: Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр. С детьми нужно «играть».

Развитие музыкальных и творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности Методическая разработка на тему «Развитие музыкальных и творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности». Выполнила:.

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности «Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 21 октября 2019 в 03:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
22 ноября. День психолога

Свой профессиональный праздник 22 ноября отмечают все российские психологи. Дата празднования была установлена в 2000 году в честь Учредительного съезда Российского психологического сообщества,...

21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

Конспект прогулки «Наблюдение за осенним тополем» в подготовительной группе
Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на территории детского сада. Задачи: Способствовать закреплению знаний о дереве тополь. Учить выделять...
Фото отчет «Всемирный день ребенка» в подготовительной группе
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. Генеральная...
Музыкальное занятие в подготовительной группе «Весна. Красота родной природы» в...
Программное содержание: воспитывать художественно-эстетический вкус, познавательный интерес к природе, чувство прекрасного. Формировать у детей обобщенные...