МААМ-картинки

Развитие мыслительных операций у дошкольников посредством обучающих и развивающих компьютерных игр

Альбина Борзова
Развитие мыслительных операций у дошкольников посредством обучающих и развивающих компьютерных игр

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере, то, что будет «недобрано» в дошкольные годы, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно -логического мышления.

Публикация «Развитие мыслительных операций у дошкольников посредством обучающих и развивающих компьютерных игр» размещена в разделах

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых вариативных программ, новых форм, направленных на развитие мыслительных процессов проблемного ребенка.

Один из эффективных форм – использование современных информационных компьютерных технологий, в частности развивающих и обучающих компьютерных игр, программ, мультимедийных презентаций, которое носит полифункциональный характер. Оно способствует не только развитию мыслительных операций детей дошкольного возраста, но и развитию возможностей ребенка, преодоление

каких- либо, если таковые имеются, отклонений в развитии ребенка.

Об эффективности использования современных компьютерных информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе говорят труды таких ученых, как Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленская, Е. И. Машбиц, О. И. Кукушкина, И. А. Филатова, Л. Р. Лизунова. Они утверждают, что использование мультимедийных продуктов и комплекса компьютерных развивающих и обучающих игр способствует развитию таких важных мыслительных операций детей дошкольного возраста как классификация, обобщение, анализ, синтез, а также значительно ускорит темп развития и повысит качество формирования наглядно-действенного мышления у данной категории детей, что позволит создать базу для становления наглядно-образного мышления и элементов словесно-логического мышления, что в конечном итоге повлечет за собой интенсивное развитие познавательной активности (восприятия, памяти, произвольного внимания, речи, развитие произвольной регуляции деятельности дошкольников.

Для планомерного и последовательного овладения мыслительными операциями детьми дошкольного возраста мною был разработан и реализован проект «Занимательная логика». Основная цель данного проекта - максимально доступное развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих и обучающих компьютерных игр, программ и мультимедийных презентаций.

Была анализирована имеющаяся литература по этому вопросу, как отечественная, так и зарубежная, передовой опыт педагогов-новаторов по данной проблеме и сделан вывод: использование компьютерных развивающих и обучающих игр ребенком оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития, в том числе и на развитие мыслительных операций.

Был выявлен исходный уровень сформированности мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития мыслительных операций использовались :

методика Р. С. Немова, методика Н. А. Бернштейна, методика «Четвертый лишний».

Обследование уровня сформированности операций логического мышления проводилось индивидуально с каждым ребенком.

Результаты диагностики показали, что ни один ребенок не владеет логическими приемами мышления на высоком уровне, 30% детей (3 человека) – владеют на среднем уровне, у остальных 7 человек (70%) логические приемы мышления развиты ниже среднего уровня.

Анкетирование родителей показало, что 80% родителей не проводят в семье работу по развитию логических операций у детей, в основном надеются на работу детского учреждения.

Далее было проанализировано состояние рынка общедоступных обучающих программ для детей дошкольного возраста. Здесь можно увидеть пестрый калейдоскоп игр от таких издателей и фирм-производителей как «Новый диск», «Медиа Хауз», «Руссобит – М» и др. в лицензионных и нелицензионных версиях.

Анализ компьютерных развивающих программ показал, что существуют разные компьютерные программы, в которых перед ребенком ставят те или иные игровые или обучающие задачи. Одни из них относятся к задачам открытого типа (имеют несколько вариантов решений, другие – к задачам закрытого типа (имеют только одно решение). Те и другие программы могут быть игровыми,обучающими, познавательными, способствующими развитию специальных качеств мышления детей.

Только на основе проведенной работы была разработана система работы по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса развивающих и обучающих компьютерных игр, авторских мультимедийных презентаций.

Была составлена подборка компьютерных игр, игровых заданий, направленная на развитие процесса восприятия :

- развитие зрительного восприятия и внимания: «Перевернутые изображения», «Посади бабочку на свой цветок», «Разложи кубики по цветам», «Наложенные изображения», «Спрятанные изображения», «Расставь игрушки по величине»;

- формирование целостного образа предметов: «Собери картинку», «Поставь заплатку», «Собери вазу», «Сложи узор»;

- умение воспринимать пространственные отношения: «На какой полке зайка?», «Куда летит ракета?», «Куда двигается?», «Компьютерные прятки», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Найди спрятанный предмет»;

- группировку предметов по заданному признаку (форма, цвет, величин) : «Размести игрушки в свой домик», «Собери все предметы круглой формы», «Угадай овощ» и т. д.

Все игры были подобраны по принципу постепенного усложнения дидактической задачи.

По мере освоение детьми систем сенсорных эталонов, работа плавно перешла к развитию мыслительных процессов : операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, умения анализировать проблемно-практические задачи и находить пути их решения. Для этой цели был создан банк компьютерных развивающих и обучающих игр по развитию всех основных мыслительных операций («Смайлики», «Думаем по правилам», «Магический квадрат для дошколят» и т. д., мультимедийных дидактических и развивающих материалов («Парные картинки», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Часть и целое», «Подбери четвертую фигуру», «Четвертый лишний», «Найди в каждом ряду лишний предмет» и т. д., подборка компьютерных программ («Размышлялки», «Алик - скоро в школу», «Маленький искатель», «Рекс в детском саду», «Учимся анализировать», «Математика. Хитрые задачки», которые в веселой и ненавязчивой форме развивают все мыслительные процессы и обогащают знания ребенка, доставляют ребенку огромную радость. Благодаря оригинальным заданиям и красочной анимации процесс обучения происходит легко и незаметно.

Были разработаны авторские мультимедийные презентации на решение проблемной ситуации: н/р, игра «Достань грушу», «Что сначала, что потом» и т. д.

Особое внимание было уделено игровым заданиям на коррекцию и развитие умения рассуждать : «Бывает - не бывает» или «Нелепицы,

«Зачем и почему?», «Причина-следствие», «Рассказ по алгоритму», загадки; занимательные логические задачи и т. д.

К подборке компьютерных игр подходила разумно, избирательно и, конечно, творчески, учитывала их соответствие возрастным психофизиологическим и индивидуальным возможностям детей с ЗПР, их обеспечение дальнейшей перспективы развития детей. Прежде, чем предложить игру детям, тщательно изучала ее цели и содержание, для удобства использования при планировании коррекционной работы с ребенком составила каталог с аннотациями игр.

Все компьютерные игры расписывались по месяцам с подгруппой детей или индивидуально с каждым ребенком в соответствии с индивидуальными потребностями и уровнем развития ребёнка.

Использование различных компьютерных игр в развитии мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста действительно показало эффективность их применения:

- использование компьютерных игр дает возможность педагогу подбирать материал в игровой форме разной степени сложности, учитывая индивидуальный маршрут развития ребенка.

- предъявляемый ребенку материал красочно оформлен, привлекает ребенка. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным.

- с помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного» ребенка;

- компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения;

- ребенок учится правильно выполнять задание, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;

- глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы, он получает одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

- при необходимости, ребенок может самостоятельно вернуться к той части материала, которую не усвоил или выполнять одно и то же задание многократно, пока не усвоит.

Выводы:

В результате использования компьютерных игр у детей :

- ускорился темп развития зрительного, слухового восприятия;

- качественно изменился и ускорился уровень развития логических операций (обобщение, классификация, сравнение). Дети с легкостью объединяют предметы в группы по определённым признакам, выстраивают логический ряд из определённой группы фигур или предметов, выделяют предмет в группах, не подходящий к общим признакам, выстраивают последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам, самостоятельно решают логические задачи, сравнивают предметы друг с другом, выявляют несоответствие между ними, подбирают подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу, самостоятельно применяют знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач.

- сформировалось умение делать правильные умозаключения и рассуждения, что способствовало повышению уровня интеллектуального, социально-личностного, речевого развития детей с разным уровнем развития;

- сформировался начальный уровень оценочной деятельности, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе.

- повысился интерес к занятиям, изменилась мотивация обучения и его результативность.

- родители воспитанников группы научились использовать обучающие и развивающие компьютерные игры для развития и воспитания своих детей, а не как средство времяпровождения.

Публикации по теме:

Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры Автор: Кокшаева Баина Владимировна, воспитатель МКДОУ ДС «Буратино», г. Лагань Республика Калмыкия. Младший дошкольный возраст очень важный.

Консультация для воспитателей «Развитие мыслительных операций посредством дидактических игр» "Развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет посредством дидактических игр» На современном этапе развития российской системы образования.

Особенности развития мыслительных операций у дошкольников. Особенности развития мыслительных операций. Взаимозависимость формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора LEGO Познавательное развитие дошкольников посредством конструктора LEGO. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельностиРазвитие креативного потенциала дошкольников посредством театрализованной деятельности Волшебный мир театра дает детям возможность преодолеть стереотипы мышления, различные комплексы и пробудить их индивидуальные творческие.

Развитие логического мышления посредством развивающих игр «Кубики для всех» Никитина В основе интеллекта лежит развитое логическое мышление. Этот процесс развития методически состоит в формировании и развитии обобщенных приёмов.

Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр Вашему вниманию представлен проект: Развитие математических способностей дошкольников посредством интеллектуальных игр. Актуальность данного.

Технология развития ЭМП дошкольников с нарушениями зрения посредством развивающих игр (с применением ИКТ)Технология развития ЭМП дошкольников с нарушениями зрения посредством развивающих игр (с применением ИКТ) Технология развития математических способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством развивающих.

Экологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мыслительных операций у дошкольников посредством обучающих и развивающих компьютерных игр
Опубликовано: 24 января 2016 в 21:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД