Елена Бондарева
Развитие наглядно — действенного мышления дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения задачи. Он сразу начинает действовать : что - то тянет, крути, дергает, трясет, стучит. Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобные мышления получило название наглядно - действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. "Мышление руками" не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок.
Публикация «Развитие наглядно — действенного мышления дошкольника,» размещена в разделах
Важность изучения наглядно-действенных форм мышления, по мнению психолога Н. Н. Поддьякова, состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. То есть значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.
В психологических исследованиях А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, В. П. Зинченко, А. Г. Рузской, А. Г. Литвака, Л. И. Солнцевой и других авторов убедительно доказывается огромное значение предметной деятельности в развитии процессов мышления у детей. Речь в наглядно-действенном мышлении участвует в меньшей степени, чем в других видах мышления.
Подлинное наглядно-действенное мышление появляется тогда, когда ребенок, решающий задачу на построение любой конструкции, оказывается в состоянии строить гипотезы и проверять их в процессе непосредственной практической деятельности. Иногда это называют фазой "ручного мышления".
Уже в 3-летнем возрасте ребенок планирует и строит домики из кубиков, собирает из деталей конструктора машины,самолеты; разбирает на части игрушку, пытаясь найти ответы на интересующие его вопросы: из чего состоит, как сделана и т. п.
В старшем дошкольном возрасте получение информации из внешнего мира происходит через экспериментирование, исследовательскую деятельность и приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без развития наглядно-действенного мышления это было бы невозможно.