МААМ-картинки

Развитие нравственности у детей дошкольного возраста, с помощью использования экологических сказок в образовательном процессе

Елизавета Костюк
Развитие нравственности у детей дошкольного возраста, с помощью использования экологических сказок в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – это период, когда ребёнок делает первые шаги «по пути постижения мира природы». На этом этапе своего развития он «открыт» тому, что его окружает, однако прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развить их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников ещё не достаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. Существует необходимость подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за окружающую нас природу, и каждый из нас может сохранить и приумножить её красоту.

Публикация «Развитие нравственности у детей дошкольного возраста, с помощью использования экологических сказок в образовательном процессе» размещена в разделах

Формирование гуманных чувств способствует постепенному осознанию ребенком личностной значимости поступков, соответствующих моральным нормам, а мотивом, побуждающим к ним становится стремление проявить сочувствие к сверстнику, испытывающему эмоциональный дискомфорт, отзывчивость, доброжелательность. В процессе экологического воспитания детей осуществляется формирование гуманных чувств, что позволяет в даль-нейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Педагоги, занимающиеся проблемой формирования гуманных чувств посредством экологических представлений, такие как Г. И. Година, Н. Ф. Виноградова, П. Г. Саморукова, С. А. Веретенникова и др., в своих исследованиях отмечают, что в дошкольном возрасте ребенок, прежде всего, познает окружающий мир. Н. И. Рыжова, Т. А. Шорыгина. А. Лопатина в своих методических исследованиях указывали, что экологические сказки воспитывают чувство любви к природе, содержание сказок способствует воспитанию красоты к родной земле, воспитывают чувство ответственности за окружающий мир. Вместе с тем, как показал анализ теоретических и методических подходов по проблеме формирования гуманных чувств у дошкольников, ее решение в процессе использования экологических сказок рассматривается недостаточно.

Цель исследования: поиск эффективных педагогических условий формирования гуманных чувств у детей 6-го года жизни в процессе использования экологических сказок.

Исследовательская работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 33» г. Воркуты. В исследовании участвовало 20 детей 6-го года жизни. МБДОУ реализует примерную программу дошкольного образования «Детство».

Цель 1 этапа эксперимента: выявить особенности проявления гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни.

В соответствии с целью начального эксперимента нами были выделены следующие задачи:

1. Выявить особенности проявления интереса у детей 6-го года жизни к жанру художественной литературы – экологической сказке, была использована авторская диагностика «Выбор» автор В. И. Логиновой.

у 20% детей наблюдаем низкий интерес к экологической сказке, у 80% детей средний уровень.

2. Выявить особенности представлений о гуманных чувствах к объектам природы у детей 6-го года жизни по методике «Неоконченные предложения» (модификация В. А. Деркунской)

у 10% детей наблюдаем низкий уровень сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы. У 70% детей средний уровень сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы. У 20% детей высокий уровень сформированности представлений.

3. Выявить особенности умений проявлять гуманные чувства к объектам природы у детей 6-го года жизни. Продумал проблемные ситуации:

н-р. Воспитатель вместе с детьми отравились в поход в лес. С собой прихватили много еды. Хорошо и весело провели время. Во время сборов в домой собрали вещи, а отходя собрали в мешок и положили под дерево. Всё ли правильно сделали дети?

25% детей с высоким уровнем отношения к проявлению гуманных чувств к объектам природы. 55% детей со средним уровнем отношения к проявлению гуманных чувств к объектам природы. 20%детей на низком уровне отношения к проявлению гуманных чувств к объектам природы.

4. Выявить особенности сформированности гуманных чувств детей 6-го года жизни в педагогическом процессе ДОУ.

Нами были разработаны критерии анализа экологического пространства «уголка природы» на основе рекомендаций следующих авторов: П. Г. Саморуковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой. Для ознакомления детей с многообразием растительного мира в уголке имеется природоведческая литература, которая соответствует требованиям программы.

Анализ содержания развивающей среды экологической зоны групповой комнаты детей 6-го гад жизни позволил сделать следующий вывод? Уголок природы в групповом помещении требует дополнения природоведческой литературой, материалом о воспитании гуманных чувств к объектам природы.

Анализируя ответы родителей можно констатировать следующее: проблему родители считают актуальной и необходимой. Дошкольный возраст определи оптимальным для формирования гуманных чувств, но при этом важно отметить, что родители не прикладывают ни каких усилий для формирования гуманных чувств детей 6-го года жизни к объектам природы. Поэтому можно отметить, что родители хотя и считают данную проблему актуальной и необходимо, но ее решение возлагают на работу педагогов ДОУ, при этом не прилагая особых усилий.

Результаты исследования, направленные на изучение особенностей проявления интереса к жанру художественной литературы – экологической сказке, сформированности представлений о гуманных чувствах к объектам природы, проявлять гуманные чувства к объектам природы на констатирующем этапе исследования у детей 6-го года жизни свидетельствуют о недостаточно высоких показателях:15% детей с высоким уровнем, 65% детей со средним уровнем 20% детей с низким уровнем проявлением.

Анализ педагогической деятельности позволяет отметить недостаточную системность в работе, по формированию интереса к жанру художественной литературы – экологической сказке, по формированию представлений о гуманных чувствах к объектам природы, проявлению гуманные чувства к объектам природы у детей 6-го года жизни. Именно поэтому возникает необходимость в организации основного этапа работы, направленного на формирование данных чувств.

Цель 2 этапа эксперимента: создать педагогические условия формирования гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни в процессе использования экологических сказок.

В соответствии с целью, на основном этапе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Отобрать экологические сказки, включающие образ природы, главного героя ребенка с растительным миром природы, вызывающие эмоциональный отклик детей 6-го года жизни,

2. Разработать систему работы, обеспечивающую последовательное формирование от представлений о мире природы к осознанному проявлению гуманных чувств и сохранению объектов природы.

Для реализации поставленных задач был разработан перспективный план работы с детьми, в который вошли экскурсии, наблюдения, тематические беседы, познавательные занятия, чтение художественной литературы, развлечения.

Работу по созданию педагогических условий формирования гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни в процессе использования экологических сказок мы разделили на 3 этапа. Каждый из этапов работы отличался друг от друга последовательной работой, в ходе которой мы формировали у дошкольников гуманные чувства к природе, основываясь при это на произведения художественной литературы.

1 этап: эмоциональный

Для реализации запланированной работы, на первом этапе, с детьми были проведены 3 экскурсии в парк, в тундру, в сквер, проведены беседы о формировании представлений о гуманных чувствах, в ходе данного этапа особое внимание уделили чтению экологических сказок.

На этом этапе было проведено 3 занятия, по формированию понятий «сочувствия», «справедливости». Была организована беседа о хороших делах и поступках.

2 этап: эмоционально - действенный

Мероприятия этого этапа мы направили на воспитание у детей гуманных чувств к объектам природы, на материале экологических сказок. С целью воспитания гуманных чувств к объектам природы, с детьми были организованы и проведены тематические занятия. Нами было использованы экологические сказки, которые были соотнесены с тематикой: «Почва», «растения», «лес», «человек и природа»

3 этап: Заключительный

К заключительному этапу, детьми подготовительной группы, совместно с родителями и воспитателями было организовано мероприятие

В качестве заключительного этапа было проведен праздник «День земли».

Цель: обобщить знания детей о взаимосвязи человека с природой, о поведении человека в природе; способствовать созданию радостных чувств от общения с природой, воспитывать ценностное отношение к природе.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что все запланированные и проведенные экскурсии, беседы, наблюдения, занятия и другие формы работы с детьми были направлены на воспитание у них гуманных чувств к природе.

Эффективность нашей работы мы проверили в ходе итогового эксперимента.

Цель 3 эксперимента: выявить эффективность педагогических условий, в рамках основного эксперимента, направленных на формирование гуманных чувств к объектам природы у детей 6-го года жизни.

В соответствии с целью итогового эксперимента нами были выделены следующие задачи:

1. Выявить развитие интереса у детей 6-го года жизни к жанру художественной литературы – экологической сказке.

2. Выявить развитие представлений о гуманных чувствах к объектам природы у детей 6-го года жизни.

3. Выявить развитие умений проявлять гуманные чувства к объектам природы у детей 6-го года жизни.

Для решения поставленных задач контрольного эксперимента, нами были использованы методики, аналогичные 1 этапу исследования.

Результаты итогового эксперимента: 30% детей со средним уровнем, 70% детей с высоким уровнем сформированности гуманных чувств к объектам природы.

Результаты, полученные на итоговом этапе исследования у детей 6-го года жизни, свидетельствуют о положительной динамике формирования гуманных чувств.

Таким образом, можно говорить о том, педагогические условия по формированию представлений о гуманных чувствах к объектам природы, проявлению гуманные чувства к объектам природы у детей 6-го года жизни были определены, верно.

Публикации по теме:

«Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы) Экологическое воспитание – это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, это формирование.

Экологическое воспитание в детском саду Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. (Л. Н. Толстой.) Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие нравственности у детей дошкольного возраста, с помощью использования экологических сказок в образовательном процессе
Опубликовано: 7 апреля 2014 в 14:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие нравственности у детей дошкольного возраста, с помощью использования экологических сказок в образовательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Костюк (УИ 194538) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД