Папки-передвижки

Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Елена Сычёва
Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Память можно определить, как запоминание, сохранение, воспроизведение (забывание) прошлого опыта. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений. Их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа.

Публикация «Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Образная память — прямое следствие эволюции. Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Таким образом, образная память развилась у человека в процессе естественного отбора. В дальнейшем развитие человека определялось уже развитием словесной памяти.

Каждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь все до таких глубин, твоей мысли доступно всё, такая резкость и ясность воображения. И так бледно и тускло выглядит всё это, когда переводишь в слова. Вообразить вилку легко, а чтобы описать ее словами, следует потрудиться. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять,потом- подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутренние произведения искусства. А уж к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшать память — надо все время специально учиться и тренироваться. Уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией — большей частью не нужной — и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят уже бесполезные без памяти способности.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает события, цифры, буквы, слова путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление — это схема. И образы вставляются в нее как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно : вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали.

Что дает нам образная память? Определенный круг слов и понятий объединяется вокруг определенной сферы профессиональной деятельности- относительно замкнутой части реального мира. Для того, чтобы подготовить детей к восприятию и занятиям, необходимо восстановить разрушенное детское целостное, яркое, образное восприятие мира.

Особенности развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Развитие памяти в детском возрасте меньше всего можно представить как процесс постепенного количественного роста или созревания.

В своем развитии память претерпевает драматическую историю, полную глубоких качественных перестроек и принципиальных изменений как ее структуры, так и взаимоотношений с другими психическими процессами.

Есть много оснований предполагать, что способность запечатлевать и сохранять следы в первые годы жизни не слабее, а даже сильнее, чем в последующие, и что наглядная память развита у ребенка гораздо больше, чем у взрослого; Л. Н. Толстой неоднократно говорил, что едва ли не половина всех воспоминаний, которыми он располагал, сложились у него в первые годы жизни.

Однако память ребенка третьего и четвертого года жизни наряду с силой имеет и свои слабости: ее трудно организовать, сделать избирательной, она еще ни в какой мере не является произвольной памятью, для которой возможно целенаправленно запоминать нужное, отбирая запечатлеваемые следы из всех остальных.

Такой противоречивый характер развития, некоторое уменьшение возможности непосредственной наглядно-образной памяти вместе с возрастанием управляемости мнестических процессов является первой отличительной чертой развития памяти в детском возрасте.

Другой отличительной чертой развития памяти является постепенное развитие опосредованного запоминания и переход от непосредственных, естественных к опосредованным, вербально-логическим формам памяти.

Этот основной факт развития памяти был в свое время детально изучен Л. С. Выгодским и его сотрудниками (А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым).

Опыты Выготского позволили установить, что запоминание ребенка дошкольного возраста в своей преобладающей части носит еще не произвольный (а потому трудно управляемый) характер. Иная картина открылась, когда исследователи проводили те же опыты над младшими, а затем и над старшими школьниками. Дети этого возраста, естественно, лучше управляли процессами своего запоминания и поэтому лучше выполняли опыт с непосредственным запоминанием предложенного им ряда слов. Однако наиболее существенный сдвиг, наблюдавшийся в школьном возрасте, заключался в том, что дети оказывались теперь в состоянии использовать для процесса запоминания внешние вспомогательные средства, устанавливать вспомогательные связи, которые давали им возможность использовать картинки как опорные знаки для запоминания нужного слова.

Опыты наглядно показывали, что школьный возраст являлся этапом, когда на ряду с непосредственной памятью у ребенка складываются процессы опосредованного запоминания, и переход к исследованию памяти старших школьников и взрослых позволял описать следующий этап ее развития.

Процесс развития памяти в детском возрасте оказывается, таким образом, процессом коренных психологических перестроек, суть которых сводится к тому, что естественные непосредственные формы запоминания превращаются в сложные, социальные по своему происхождению «высшие психологические процессы», решающим образом отличающие психологические процессы человека от психологических процессов животного.

Рассмотрим основные положения теории П. П. Блонского о развитии основных видов памяти в онтогенезе. Основным в этой концепции является положение о том,что 4 вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности. Образная память есть более ранний и низкий уровень развития памяти по сравнению со словесной (вербальной).

Самый ранний вид — моторная или двигательная память начальное свое выражение находит в первых, двигательных условных рефлексах детей, прежде всего в той своеобразной условной реакции, которая наступает, когда ребенка берут на руки в положении кормления. Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения. Начало эмоциональной или аффективной реакции до непосредственного действия, вызывающего ее стимула, П. П. Блонский относит к первому полугодию жизни ребенка.

Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, по словам Блонского, пожалуй, было бы осторожнее всего связывать начало образной памяти, относится им ко второму году жизни. Вместе с тем указывают и другие данные, говорящие о возможности более раннего или, наоборот, более позднего появления образной памяти. Так, если допустить участие образов в так называемой «связной» памяти, когда ребенок припоминает что-либо ассоциированное с наличным стимулом, то началом этого участия надо считать возраст с 6 месяцев. Наоборот, если исходить из изучения сновидений ребенка и одним из объективных показателей их считать так называемый «ночной страх» детей, можно предположить, что образы, по крайней мере в сновидениях, имеются начиная с двухлетнего возраста. Сроки, указываемые Блонским, не противоречат друг другу, поскольку речь идет о разных показателях наличия образов. Однако разница между сроками все же весьма существенна, а какой из указанных показателей является достаточно надежным, остается не ясным. Поэтому следует признать в известной мере правильным утверждение Блонского, что мы еще не знаем, когда появляются у детей образы. Осторожнее всего будет при таких условиях сделать следующий вывод: образная память появляется несколько раньше словесно-логической, но значительно позже двигательной и эмоциональной.

Более раннее появление образной памяти не означает ее последующего исчезновения и замены словесной памятью. Однако образная память, по мнению Блонского, продолжает оставаться более низким уровнем памяти по сравнению с вербальной. Это относится и к наиболее развитым — зрительным образам памяти, возникающим легче всего тогда, когда сознание человека находится на более низком уровне, чем при полном, совершенном бодрствовании. По мнению Блонского, в связи с относительной бедностью зрительной памяти несравненно полезнее для ребенка другой, более высокий вид памяти — память-рассказ.

Память-рассказ и представляет собой, согласно П. П. Блонскому, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала.

Представляя собой высший уровень памяти, память-рассказ, в сою очередь, не сразу выступает в наиболее совершенных формах. Она проходит путь, характеризующийся основными стадиями развития рассказа. Первоначально рассказ- это только словесное сопровождение действия, далее это слова, сопровождаемые действием, и лишь затем словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение.

Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов образную память. По сути, именно образная память остается ведущим видом памяти в дошкольном возрасте вообще и в старшем дошкольном возрасте в частности. Представления памяти у детей старшего дошкольного возраста очень живы и наглядны, часто дети почти с фотографической точностью могут описывать виденные ими картины, обстановку комнат, игрушки и т. п. У взрослых образы памяти обычно менее ярки и менее устойчивы, что связано с преобладанием у них второй сигнальной системы.

Ряд работ отечественных психологов посвящен изучению запоминания проблемно-образного и словесного материала.

Эффективные пути организации проведения наблюдения природы на прогулке в развитии образной памяти в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные осуждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Особую роль здесь призвана играть прогулка, которая позволяет наблюдать за природой в естественных условиях, не искажая ее естественного хода.

Малыши трудятся в цветнике- сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость, изменчивость, ритм и динамика- все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Со старшими детьми два раза в неделю могут проводится целевые прогулки за пределами участка- на другие улицы, в парк или в лес. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать.

Важнейшим условием эстетического восприятия природных объектов и развития образной памяти является обогащения процесса наблюдения за природой путем задействования различных органов чувств. Важно дать возможность ребенку внимательно рассмотреть окружающие объекты, прикоснуться к ним, ощутить их запах. Необходимо следить за эмоциональным отношением детей к природным объектам, способствовать проявлению у них чувств радости или огорчения. Нужно поощрять детей проявлять то или иное отношение к каждому объекту, учиться описывать его психологическое состояние (солнышко ласковое, тучи хмурые, ручеек радостный и т. д.).

Далее, развитию у детей образной памяти способствует использование в процессе наблюдений образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в поэтических произведениях. Яркие поэтические строчки можно подобрать ко многим предметам и картинам природы, которая вдохновляла творчество многих поэтов и писателей. Не менее важным средством образной памяти является использование загадок. При этом анализировать каждую загадку, обращать внимание детей на используемые эпитеты, задавать вопросы.

Воспитатель должен основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге. То, что по-настоящему взволнует детей, обязательно отразится в их играх, рисунках, рассказах.

Таким образом, прогулка является важным режимным моментом в ДОУ, обеспечивающим возможности развития образной памяти дошкольников. На основе целенаправленного наблюдения явлений природы и переработки полученных представлений накапливается активный образный материал. Развитие образной памяти должно опираться на практически-действенную основу путем постоянного повторения эстетических переживаний, создания у детей фиксированной установки на восприятие эстетически выразительных форм и явлений природы.

Публикации по теме:

Формирование образной речи детей дошкольного возраста через игру Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. В жизни.

Коммуникативные умения и их развитие у детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности. С раннего возраста.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Мастер класс для воспитателей «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Цель мастер- класса: ознакомление педагогов.

Мастер-класс «Развитие памяти детей дошкольного возраста через дидактические игры» Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу вашему вниманию представить свои мастер класс «Развитие памяти через дидактические игры»..

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Все родители хотят, чтобы ребёнок хорошо учился в школе и при этом не испытывал трудности при обучении письму. Но если у ребёнка нарушен.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.

Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития Памятью - называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. Цель работы: осветить особенности овладения словарём детьми старшего дошкольного возраста.

Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста Введение Актуальность исследования. Проблема развития связной монологической речи в широком понимании входит в проблему становления словесного.

Система работы по формированию свойств памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 октября 2017 в 15:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД