МААМ-картинки

Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров (6 фото)

Оксана Владимировна Руденкова
Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров

Тема «Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров» выбрана мной в связи с ее актуальностью в современных условиях процесса воспитания и обучения детей в ДОУ.

Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Публикация «Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров» размещена в разделах

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Фото №1 Развитие ребенка

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Фото №2 Материалы для педагогов Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров выбрана мной в связи с ее актуальностью в современных условиях процесса воспитания и обучения детей в ДОУ

Итак, малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались мной в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах:

1. на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

2. интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

3. активного включения детей;

4. использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

В процессе работы были замечены такие изменения:

• у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

• у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

В работе с родителями налажена взаимосвязь по использованию в развитии детей малых фольклорных жанров. Проведены консультации для родителей на следующие темы:

- «Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте»

- «Развитие образной речи детей средствами малых форм фольклора»

- «Русский фольклор в раннем возрасте»

Оформлен наглядный стенд с печатными рекомендациями «Разучиваем вместе». В котором периодически меняются буклеты предлагающие родителям подобранные по темам потешки, загадки и т. п. (Для засыпания, умывания и сопровождения других режимных моментов).

В работе с педагогами также ведется работа по данной теме:

1. «Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников».

2. «Обучаем детей связной речи».

3. "Крепка семья - сильна Россия!"

4. «Русский фольклор (ранний возраст)»

5. «Фольклор детского чтения и его значение».

Это замечательно, если родители и воспитатели окружают ребенка добром и лаской, если способны обогатить и сделать ярче среду, в которой он растет.

В воспитании детей раннего возраста особенно важно обращаться в своей речи к пословицам, поговоркам, присказкам, сказкам, потешкам и другим образцам малых фольклорных жанров. Язык описания действий, предметов, а так же морали в потешках, припевках доступен и ясен детям раннего возраста. А интересная, завлекательная форма подачи дает возможность успешному усвоению материала и достижению поставленных, педагогом целей.

Фото №3 Во первых окружающие предметы впервые пробуждающие душу ребенка воспитывающие в нем чувство красоты любознательность должны быть национальными

Воспитатель в течение дня имеет возможность использовать малые фольклорные жанры многократно. Это уникальная форма для восприятия детьми нравственных, моральных эталонов, правил поведения. Потешкам, припевкам, загадкам найдется достойное место и на занятии, и во время режимных моментов, и на прогулке, и во время обеда.

Фото №4 Это поможет детям с самого раннего возраста понять что они часть великого русского народа

Особенно обагощают своим наличием развличения и праздники. Праздничная атмосфера в группе, выполненная в фольклорном стиле всегда порадует малышей, при этомвнося свой вклад в патриотическое воспитание с раннего детства. Расширяя знания детей о своем народе, о его культуре воспитатель решает множество сопутствующих задач. Развитие речи, как раздел образовательной программы не может реализоваться полноценно без использования малых фольклорных жанров. Педагогам необходимо вести совместную работу с родителями малышей. Пополнять информацию в родительских уголках, раздел "Разучиваем вместе" сделать с постоянно обновляющимся материалом. Организовывать совместные тематические досуги.

Фото №5 Публикация Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров размещена в разделах Народная культура фольклор Развитие ребенка
Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи. Кошкин дом Конспект занятия по развитию речи с использованием малых фольклорных форм и с элементами драматизации «Кошкин дом». (2006) ПНДР (3-4года).

Презентация праздника «Яблочный спас — 2012»Презентация праздника «Яблочный спас — 2012» 20 августа в нашем детском саду прошел праздник "Яблочный спас" Цели проведения праздника: формировать чувство причастности к истории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров
Опубликовано: 26 декабря 2012 в 13:41
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД