МААМ-картинки

Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста как средства совершенствования речи

Елена Серкова
Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста как средства совершенствования речи

Серкова Е. С.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 88» г. Братск

Проблема развития общей и мелкой моторики детей до-школьного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Публикация «Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста как средства совершенствования речи» размещена в разделах

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка нахо-дится на кончиках его пальцев».

А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом вы-полнять их.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

Дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Введение игр, упражнений на развитие общей и мелкой моторики во все виды непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах, предусмотренные программой. Обогащение предметно-развивающей среды.

Основные направления работы с детьми на занятиях – это использование системы «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей начала с обучения приёмам самомассажа.

Пальчиковые игры, которые сопровождаются чтением народных стихов – потешек. Эти игры создают хорошую тренировку пальцев, учат улавливать ритм речи. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Оптимальный вариант развития общей моторики – это использование физкультминуток. Физкультминутку, как элемент двигательной активности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие..

Ещё одним из приёмов развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуальная служит двум целям: развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме; совершенствованию фонетика – фонетической сферы.

Овладевая видами продуктивной деятельности (леп-ка,рисование, ребёнок не научиться писать. Но всё это делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

С развитием двигательных навыков тесно связано звуко-произношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а так же мимики, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.

Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и способностям. Воспитатель находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя её в соответствии с детскими интересами.

Список литературы:.

1 Галигузова Л. Н. Мещерякова С. Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте.

2 Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов.

3 Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2002. – 312

4 Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. – М. : Просвещение, 2007.

5 Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007

6 Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010

7 Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родни-чок», 1999

Публикации по теме:

Презентация Актуальность Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста как средства совершенствования речи
Опубликовано: 7 марта 2014 в 12:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД