Получи документы

Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта (из опыта работы)

Наталья Макушева
Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта (из опыта работы)

Автор опыта работы, свою педагогическую деятельность осуществляет в МБДОУ №12 «Ёлочка» в старшей группе. Дошкольное учреждение работает по Основной общеобразовательной программе МБДОУ детского сада №12, составленной с требованиями ФГОС дошкольного образования на основе содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.

Публикация «Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта (из опыта работы)» размещена в разделах

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Ребенок должен научится рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, последовательности событий.

По проблеме развития связной речи в детском саду проводилось много исследований, в частности, изучались вопросы использования наглядности, а именно, описание с использованием опоры на натюрморт. Именно картины служат прекрасным материалом для этого. О том, как велика роль картин в обучении детей рассказыванию, говорили многие педагоги и психологи: В. И. Яшина, О. С. Ушакова, М. М. Алексеева, М. М. Конина, С. Л. Рубенштейн и др. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни.

В процессе работы с натюрмортами у детей развивается активный словарь, связная речь, умение четко и правильно составлять предложения и т. д. Именно поэтому воспитателям необходимо научить ребенка рассматривать картину и правильно выражать свои впечатления.

Целью инновационного педагогического опыта является : изучение процесса развития описательной речи старших дошкольников на основе использования натюрморта.

Задачи:

1. изучить психолого-педагогический аспект данной проблемы;

2. выявить уровень развития описательной речи старших дошкольников;

3. показать эффективное использование натюрморта с целью развития описательной речи старших дошкольников.

Гипотеза предполагает: что процесс развития описательной речи будет наиболее эффективным, если:

- воспитатель знакомит дошкольников с натюрмортом, как жанром искусства;

- организуется НОД с использованием натюрморта;

В настоящее время работа в ДОУ строится с учетом ФГОС согласно стандарту, содержание проблемы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области: речевое развитие, художественно-эстетическое.

Таким образом, знания основных задач речевого развития необходимо для правильной организации работы в детском саду.

Современные программы воспитания и обучения рассматривают вопросы по обучению детей описательной речи в форме интеграции образовательных областей.

Поэтому целесообразно будет включать области в образовательный процесс, что сделает его более эффективным и приведет к разностороннему развитию личности, а именно повышению словарного запаса, развитию связной речи, лексико-грамматических структур, развитию памяти, внимания, мышления и т. д.

Диапозон опыта представлен единой системой включенных в совместную деятельность педагога с детьми: рассматриванию знакомый детям «Натюрморт с арбузом», с целью выявления уровня описательной речи старших дошкольников, проведена беседа «Знакомство с натюрмортом», как жанром живописи; провели НОД по теме рассматриваниекартины Петрова – Водкина «Утренний натюрморт», «Натюрморт из овощей и фруктов», «Как художник составляет натюрморт».

Для выявления уровня развития описательной речи старших дошкольников мы использовали методику В. И. Яшиной. (Определение уровня раз-я описательной речи старших дошкольников, в которой выделены критерии и уровни развития связной речи.

Результативность опыта. С утверждением ФГОС дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано : ребенок умеет рассказывать: описывать предмет, картину; составляет рассказы по картине.

Начало 2014-2015г (старшая гр)

13 детей Конец 2014-2015г (старшая гр)

13 детей

Высокий уровень- 2 детей -15%, 3детей - 27%

Средний уровень-7детей -54%, 8детей - 64%

Низкий уровень-4детей- 31% 1ребенок - 9%

Таким образом анализ результатов свидетельствует о повышении уровня развития описательной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, НОД по развитию описательной речи старших дошкольников средствами натюрморт, предоставляют большие возможности для разностороннего воздействия на познавательное развитие детей, развитие их речемыслительной деятельности.

Литература

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина - М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 400 с.

2. Гризик, Т. И. Обучение детей описыванию предметов : [Текст]Т. И. Грузик //Дошкольное воспитание. - 1989 - №5. – С. 3-9.

3. Черлинка, Г. К. Натюрморт в советской живописи [Текст] //Искусство. 1988. №5. С. 13.

Публикации по теме:

Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве. Формирование ориентировки.

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами современных нетрадиционных техник изодеятельности Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено.

Адаптация старших дошкольников (из опыта работы) Возможно, это прозвучит довольно странно, но адаптация к детскому саду детей старшего дошкольного возраста проходит гораздо сложнее адаптации.

Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» «Ум ребенка находиться на кончиках его.

Ознакомление старших дошкольников с родным городом и краем (из опыта работы) Полюбуйся полем этим- Славный будет урожай. Краше места нет на свете, Чем знакомый с детства край! В. Нестеренко Щедра и богата кубанская.

Перспективный план работы «Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами исследовательской деятельности» Цель. Формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим их объектам природы; экологического мышления, способного осознавать.

План работы по самообразованию в старшей группе. Развитие связной речи старших дошкольников План работы по самообразованию Морозовой Евгении Сергеевны. Тема: Развитие связной речи старших дошкольников. Цель: развитие связной речи.

Проект по созданию системы работы на тему «Развитие диалогической речи старших дошкольников» КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Диалог – не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения» Л. П. Якубинский Диалог является.

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами бумагопластики Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий,.

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников средствами проектной деятельности Современное общество предъявляет все более высокие требования к подрастающему поколению. Обществу сейчас нужен новый человек – активный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта (из опыта работы)
Опубликовано: 23 января 2016 в 22:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД