Папки-передвижки

Консультация «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей посредством ознакомления с неживой природой»

Татьяна Ефимова
Консультация «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей посредством ознакомления с неживой природой»

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полное и правильное представление, как о внешних свойствах явлений неживой природы, так и о некоторых внутренних связях и отношениях. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных,научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания. Начинать знакомить детей с явлениями неживой природы необходимо с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в поле их зрения в быту.

Публикация «Консультация „Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей посредством ознакомления с неживой природой“» размещена в разделах

С природой и её явлениями дети знакомы с младшей группы. Они знают, что «светит солнышко», «идет дождь», «падает снег», летом «тепло», а зимой «холодно». В средней группе, в беседе о природе, я дала детям понятие живой и неживой природы. Дети поняли, что живая природа - это растения, животные, человек. Они питаются, растут, имеют деток и, через некоторое время, умирают. К неживой природе относятся : солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь,снег. Во всех своих наблюдениях за живыми и неживыми объектами, мы подчеркиваем их отношения к живой и неживой природе путем сравнения.

Первым объектом неживой природы, которое решили наблюдать- стало солнце. Летом, когда выходили на прогулку, задавала вопрос: «Тепло или холодно?». Дети отвечали: «Тепло или жарко». «Почему жарко?» - «Сильно светит солнце». «Хорошо это или плохо?» «Хорошо» - отвечали дети. «Почему?» «Потому, что не надо много одевать одежды, можно загорать, купаться, играть в песке». После непродолжительной игры дети подходили ко мне и просили пить, стараясь спрятаться в тень, в беседку. Я спрашивала:«Почему вы хотите пить?», «Нам жарко», «А почему?», «Солнце сильно греет» - отвечал Алеша. «Так солнце - это хорошо или плохо?», «Плохо» ответили дети. Тогда я предложила детям представить, а что будет, если солнца не будет долго. «Будет ночь» «А если ночь будет продолжаться не один день, а целую неделю или больше, то что будет с нами?» - продолжала я. «Мы не сможем загорать, купаться, ходить в платьях» - отвечала Яна. «Значит, наступят холода и нас некому будет греть». «А что станет с растениями?». «Они погибнут». В группе мы провели эксперимент с луком. Один лук в стакане поставили на окно, другой в шкаф. Дети сделали вывод, что с гибелью растений погибнем и мы - люди, т. к. растения при помощи солнца вырабатывают кислород, которым мы дышим. После очередного вопроса: «Солнце - хорошо или плохо?», дети уже без сомнения отвечали: «Если солнце светит, это очень хорошо!». После нескольких наблюдений я подвела детей к выводу : «Солнце освещает и согревает Землю, оно дает тепло и свет, которые необходимы для жизни растений, животных и человека".

В старшей группе расширила представление детей о солнце. На прогулках спрашивала: «Солнце - это живая природа или неживая «Почему люди летом ходят в солнечных очках?» «Потому

что солнце яркое, и смотреть глазам больно» - отвечали дети. Предлагаю проделать опыт, некоторым детям одеть сильно тёмные очки и посмотреть на солнце. «На что похоже солнце?», «На небольшой круг» Из чтения энциклопедий дети сделали вывод, что солнце не плоский круг, а огромнейший огненный шар. Солнце больше Земли в 109 раз. Почему же солнце кажется нам небольшим? Ответить нам на этот вопрос помог приём «противоречия». Чем дальше какой-нибудь предмет от нас, тем меньше по величине он кажется. Когда мы видим голубя на земле, он кажется нам маленьким. Но вот он взлетел ввысь и стал едва заметной точкой в голубом небе. Солнце находится от Земли на очень далеком расстоянии, поэтому и кажется нам небольшим.

В жаркие солнечные дни некоторые дети не приносили панамки из дома. Тогда я не разрешала долго играть на солнце. Спрашивала, почему летом нужно носить лёгкий головной убор? «Чтобы не было солнечного удара». «А как вы представляете солнечный удар?». Дети сравнивали с мультиком «Ну, погоди», когда солнышко кулаком стукнуло волка по голове, и тот потерял сознание. Конечно, дети понимали, что это шутка, но после беседы, в следующие дни панамки надевали. Много смотрели картинок, изображающих солнце, в книгах: «Азбука природы», «Наука и человечество», а также в детских книжках. При чтении сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце», спросила детей : «Может ли крокодил на самом деле проглотить солнце?», «Конечно, нет!» - отвечали дети. Я поясняла, что это сказка, но на самом деле бывает в природе такое явление, когда среди белого дня наступает ночь. Это явление называется - солнечное затмение. Оно бывает очень, очень редко и длится всего 8 минут, но наводит ужас на людей и животных. А потом опять приходит просветление и все рады солнышку, как в сказке. После чтения книжки «Солнечный зайчик», на участке давала детям маленькие зеркала и учила направлять солнечные зайчики в разные указанные места. При этом объясняла, как образуются солнечные зайчики: солнечные лучики попадают на зеркало и отражаются от него. Солнечного зайчика можно поймать, только направляя зеркало в сторону солнца. Детям очень нравилось ловить солнечных зайчиков.

Когда дети познакомились с глобусом, как с моделью Земли, представилась возможность объяснить, отчего бывают день и ночь. Глобус - Земля,настольная лампа - Солнце. При зажженной лампе одна сторона глобуса,обращенная к лампе, освещена, а другая находится в тени. Если повернуть глобус на половину оборота, то сторона, которая была освещена лампой, теперь окажется в тени. Земной шар постоянно вращается. На той стороне, которая обращена к Солнцу - день, а на другой - ночь. В ходе наблюдений сделали вывод, что солнце освещает Землю в течение года неодинаково, поэтому происходит смена времен года.

Руководствуясь «Программой», знакомство с воздухом начинала с младшей группы, когда детей знакомила с зелеными растениями. К средней группе дети хорошо усвоили, что зеленые растения дают нам воздух, без которого немыслима жизнь на земле. На прогулке спрашивала: «Есть ветер или нет, как вы определили?» Дети определяли ветер по верхушкам деревьев, по листочкам. Дети поняли, что ветер - это движение воздуха. Ветер бывает сильный и слабый значит, воздух движется с разной скоростью. Также обращала внимание на «плывущие» облака. «Почему они движутся?», «Их гонит ветер» - отвечали дети.

Заучивали стихотворение А. С. Пушкина:

«Ветер по морю гуляет. "

Из просмотра энциклопедий сделали выводы: воздух может перемещаться. Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер,колеблются ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях и океанах. Показывала картинки с изображением ветряной мельницы,парусного судна, парашютиста с пояснением, как всё приводится в движение ветром. При знакомстве со свойствами воздуха реализовывала и другие задачи, например,дала представление о том, что воздух - это вещество, но газообразное. Ознакомление со свойствами воздуха связано с рядом трудностей, ребенок воздуха не видит, не может потрогать руками, не может с ним манипулировать. И если ему помочь увидеть ранее не наблюдаемое, ощутить то, что было вне поля зрения, произведя ряд преобразований с этим новым объектом наблюдения, это будет уже новая ступень в его умственном развитии. Для этой цели проводился ряд опытов на темы : «Воздух, как его обнаружить», «Сжимаемость воздуха. Вес воздуха», «Свойства воздуха».

Оставило свой след во всестороннем развитии детей и зимнее время года. Зимой природа как бы замирает, но и в эту пору можно дать детям достаточно обширный объем знаний о явлениях живой и неживой природы, найти в окружающем много полезного для развития кругозора, для воспитания любви и интереса к родной природе, бережного отношения к ней. В течение зимы вместе с детьми наблюдали за снегом. Отметили, что с наступлением морозов снег не тает. С помощью специально заготовленных деревянных палочек, ребята измеряли глубину снежного покрова и сами делали вывод: больше снега накапливается у забора, построек, т. е. там, где есть какая-либо преграда. Обратила внимание детей на то, что снег состоит из отдельных снежинок. При рассматривании ребята обнаружили, что снежинки имеют определенную форму, все они разные, похожи на звёздочки. В середине зимы начала проводить наблюдение за характером падающего снега, причем учила связывать это явление с состоянием погоды: в тихую морозную погоду снежинки кружатся плавно и спокойно; при холодном ветре снег похож на белую крупу, которая катится по земле; в тихую теплую погоду он падает хлопьями. В течение зимы познакомила детей с такими понятиями, как «снегопад», «метель», «оттепель», «позёмка», «вьюга», - всё это явления неживой природы. На прогулках учила не только наблюдать за снегом, но и отличать его свойства. Дети поняли, что снег - это не что иное как дождь, только в твердом состоянии. На собственном опыте ребята убедились, что в мороз снег рассыпчатый, плохо лепится. Во время оттепели он становится мокрым и плотным, при этом каждый раз задавала вопрос: «Снег - это хорошо или плохо?».

На прогулках знакомила детей с твердым и жидким состоянием воды.

Во время экспериментов выносили на участок воду и замораживали её, а затем вносили

лёд в помещение, и он превращался в воду. Провели следующий опыт : набрали в две одинаковые бутылки тёплую воду и вынесли на участок. Одну бутылку дети закопали в снег, другую поставили на открытое место. В конце прогулки, сравнив температуру воды в обеих бутылках, ребята отметили: под снегом она остывает медленнее. Этот опыт помог доказать, что травам, деревьям и кустарникам зимовать под снегом теплее. Дети поняли, что живая природа полностью зависит от неживой, они взаимосвязаны. Некоторые дети зимой пытаются есть снег. Чтобы объяснить им, почему этого делать нельзя, провела несложный опыт : набрала в тарелку снега и внесла его в помещение. Ребята сами увидели, сколько грязи осталось на дне тарелки, когда снег растаял. На всех прогулках дети давали оценку наблюдаемым явлениям, широко использовав стихи, пословицы, поговорки, загадки, дидактические игры: «Живое - неживое», «Хорошо - плохо», «Что изменилось в природе.

В подготовительной группе я уже стала конкретизировать явления неживой природы научными фактами и статьями из энциклопедий серии «Всё обо всём». Дети узнали, что люди изучают повадки ветров и даже составляют карту ветров, по которой определяют предстоящую погоду. Во время тумана я ставила проблемную ситуацию «Туман хорошо или плохо». Из наблюдений дети делали заключение, что туман состоит из мельчайших водных капелек. Туман «плохо» он является причиной гибели многих судов, автомобилей. Спросила детей, чем полезен туман? Это дополнительные осадки. К концу года дети научились разгадывать кроссворды: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

В результате опытно-экспериментальной деятельности у детей возрастают познавательная активность и интерес к занятиям; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощёнными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.

Публикации по теме:

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Вы слыхали о воде?» для детей старшей группы Тема «Вы слыхали о воде?» Старшая группа Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойством воздуха» ЗАДАЧИ. Обучающие: продолжать знакомить с понятием «воздух», знать, что воздух есть вокруг нас, есть не только в комнате, но и в воде, сахаре,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы «Магниты-волшебники» Тема: «Магниты-волшебники» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с магнитами. Задачи: 1. Познакомить с.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Снеговик в гостях у детей» Программное содержание. Продолжать знакомить детей со свойствами снега: в тепле снег тает, превращается в воду; снег становится липким и.

Консультация «Детская любознательность и эмоционально-познавательный опыт через ознакомление дошкольников с природой» Любознательность ребёнка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. Любопытство.

Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой. Жизнь в эпоху научно-технического.

НОД с элементами опытно — экспериментальной деятельности для детей 6–7 лет «По четырем стихиям: в поисках Василисы» Авторы: Вафина Е. Ю., Соколова О. А. Цель: закрепить знания о четырех природных стихиях Задачи: закрепить знания детей о свойствах воды опытным.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет Тема: «Свойства воды» Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4-5 лет Тема: «Свойства воды» Цель деятельности: дать представление о воде; познакомить.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Поиграем с водой» (для детей 3–4 лет)ПАСПОРТ ПРОЕКТА Актуальность проектаАктуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует.

Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей посредством ознакомления с неживой природой»
Опубликовано: 24 августа 2015 в 16:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД