МААМ-картинки

Развитие осязания и мелкой моторики в образовательной деятельности у детей с нарушением зрения

Оксана Лавриненко
Развитие осязания и мелкой моторики в образовательной деятельности у детей с нарушением зрения

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

ЦЕЛЬ: повысить интерес родителей к развитию осязания и мелкой моторики детей

Публикация «Развитие осязания и мелкой моторики в образовательной деятельности у детей с нарушением зрения» размещена в разделах

ЗАДАЧИ: Выявить уровень знаний родителей об осязании и мелкой моторике. Создать условия для развития осязания и мелкой моторики в семье.

ОБОРУДОВАНИЕ: картотека пальчиковой гимнастики, шнуровки, бусы, цветные косточки, шестигранный карандаш, игра «волшебный мешочек».

МЕТОДИКА:

Мы рождаем детей, чтобы их любить, воспитывать и готовить к самостоятельной жизни. Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для дальнейшего развития, особенно для детей с нарушением зрения, т. к. в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволяют ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля. Очень трудная задача для маленького человечка, решение которой требует постоянной и систематической помощи со стороны педагогов и родителей. Сегодня мы поговорим о том, как помочь Вам, родители, организовать коррекционную работу, направленную на развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Почему большое значение уделяется развитию этих навыков, зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира. Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает кокой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета при обследовании.

И глаз и рука способны отразить форму, величину направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство- в двигательном поведении.

Практика показывает, что родители детей с нарушением зрения, уделяя внимание его интеллектуальному развитию, не заботятся о развитии его осязания. Многие взрослые, жалея малыша, не дают проявить ему самостоятельность в быту, кормят, одевают их. А ведь социально-бытовые навыки – хорошая основа для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку-молнию, завязывая бантики – дети учатся совершать точные координированные движения.

Необходимо отметить, что слабовидящие дети, как ни покажется это странным для некоторых родителей нуждаются в развитии этих навыков в большей степени, чем слепые! В повседневной жизни такие малыши привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них дефектное, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Поэтому таких деток надо учить рациональному использованию остаточного зрения и осязания.

Таким образом, осязание и мелкая моторика

• помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет

• навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя

• позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх

• способствуют повышению самооценки ребенка, т. к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Что используем мы на занятиях и предлагаем использовать Вам:

• На каждом занятии проводится пальчиковая гимнастика, которая у нас разбита по темам. Она используется для развития мелкой моторики, а также развития речи и движения. Рекомендую при выполнении письменных работ использовать пальчиковые гимнастики.

(показать родителям с помощью детей)

• Также используются для развития мелкой моторики нанизывание бус из геометрических фигур (закрепляя форму, цвет, размер,пуговиц, бусинок.

• Игра «золушка»- сортировка бобовых, круп.

• Шнуровки

• Составление узоров из цветных камешков, косточек, спичек.

• Использование элементов массажа и самомассажа пальцев рук

А) правая рука массирует левую от кончиков пальцев к запястью. Затем левая.

Б) катание шестигранного карандаша между ладошками

Учим детей правильному способу обследования предметов с помощью осязания. «Волшебный мешочек», «Что спрятано». Определение на ощупь качеств и свойств предметов широко используется на математике.

Сенсорные дощечки, с помощью которых дети без зрительного контроля определяют геометрические фигуры, сравнивают по величине, определяют по количеству, ориентируются на листе (используются различные материалы, разные виды бумаги).

К концу года у подготовительной к школе группы должна быть развита на достаточно высоком уровне зрительно-моторная координация (система глаз-рука). Она лежит в основе овладения письмом.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста (из опыта работы)Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у детей раннего возраста (из опыта работы) Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал "Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев,образно говоря,идут.

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка.

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта 4–6 лет Индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта (4-6 лет). Месяц № игр.

Индивидуальная консультация для родителя «Развитие мелкой моторики у ребенка 3-х лет с нарушением зрения» Цель: повышение педагогической компетентности родителя по вопросу развития мелкой моторики ребенка младшего дошкольного возраста с нарушением.

Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зренияРазвитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения С помощью зрения человек постигает не только все многообразие, но и все многоцветие окружающей его действительности. Способность человека.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Обучение дошкольников должно предусматривать не только со-общение знаний, формирование навыков и умений, но, в первую очередь, развитие.

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта Выполнила: учитель-дефектолог МБДОУ ДС №5 г. Челябинск Силантьева Полина Вячеславовна Глава 1. Анализ психолого-педагогической и специальной.

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит.

Развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами изобразительной деятельности Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Этот.

Технологическая карта организованной непосредственной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики детей 2–3 лет Технологическая карта организованной непосредственной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие осязания и мелкой моторики в образовательной деятельности у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 16:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД