МААМ-картинки

Развитие памяти, творческого воображения в процессе обучения рассказыванию с помощью схем и символов

Валентина Маркович
Развитие памяти, творческого воображения в процессе обучения рассказыванию с помощью схем и символов
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из основных задач логопедических дошкольных учреждений является обучение детей связной речи, то есть умению четко и последовательно излагать свои мысли, имея при этом достаточный словарный запас.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, памяти, несовершенством логического мышления.

Публикация «Развитие памяти, творческого воображения в процессе обучения рассказыванию с помощью схем и символов» размещена в разделах

Одним из факторов, помогающих составлению процесса связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Вторым вспомогательным фактором является составление плана высказывания.

У детей с недоразвитием речи особые затруднения возникают при составлении рассказов описательного характера.

Основными из них являются:

- самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

- установить последовательность изложения выявленных признаков;

- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

Чтобы помочь детям в решении этих непростых задач, я решила предлагать им схемы, где последовательно изображены все основные этапы описания предметов, событий, объектов.

Так как необходимым условием в обучении рассказыванию является развитие памяти, то этой стороне деятельности я уделяю особое значение.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид памяти – фотографический.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

В начале своей работы по развитию памяти я использовала элементы мнемотехники. Этот вид деятельности интересен для детей, не утомителен и дает хорошие результаты. В ходе занятий мнемотехникой дети учились устанавливать логические связи, увеличивался объем памяти, но возникали трудности в последовательном изложении событий, составлении описательных рассказов. Тогда возникла идея «записывать» ход событий с помощью знаков-символов.

В ходе работы по обучению рассказыванию с помощью знаков-символов преследуются цели:

1. Развитие слуховой памяти и зрительной памяти на основе образного мышления.

2. Развитие речи:

- расширение словарного запаса;

- развитие навыков составления плана рассказа;

- развитие умения выделять основные признаки объекта, находить другие объекты с аналогичными признаками;

- развитие умения рассказывать и рассуждать вслух.

3. Развитие воображения:

- научить оперировать различными заменителями предметов;

- развивать творческое воображение.

В основе программы лежит метод обучения рассказыванию с помощью знаком и символов.

Методы:

- зарисовка слов;

- метод ассоциативных цепочек;

- метод опор на изображения-символы.

Приемы:

- аналогия;

- схематизация (изображение или описание чего-либо в основных чертах);

- смысловые соотношения (соотношение запоминаемой информации по смыслу с какой-либо другой, уже знакомой, информацией);

- составление плана, то есть выделение и фиксация опорных пунктов (например, ключевых моментов сюжета).

Формы работы:

1. Работа с открытками:

а) открытка – слово;

б) составление сюжета:

- при воспроизведении дети вспоминают слово по содержанию открытки;

- игры со словами (аналогично играм с открытками);

- игры с предметами (аналогично играм с открытками).

2. Работа с мнемотаблицами позволяет решать следующие задачи:

- развитие памяти;

- умение анализировать и вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

- развитие логики;

- развитие образного мышления;

- развитие умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

3. Схемы и символы (коллажи, пиктограммы) помогают решать следующие задачи:

- развитие памяти;

- расширение словарного запаса;

- развитие образного восприятия, умения рассказывать;

- развитие фотографической памяти.

Этапы работы:

1. Диагностика (тестирование слуховой, зрительной, смысловой памяти).

2. Знакомство с методами запоминания информации.

3. Самостоятельное использование методов запоминания информации.

Занятия представляют собой систему игр и упражнений, в процессе которых решаются поставленные задачи.

Публикации по теме:

Формирование первоначальных навыков связного говорения (из опыта работы) В своей работе активно использую методику в. К. Воробьёвой. Обучение рассказыванию предполагает понимание сказанного, развитие умения отвечать.

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилинаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие памяти, творческого воображения в процессе обучения рассказыванию с помощью схем и символов
Опубликовано: 5 августа 2013 в 19:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие памяти, творческого воображения в процессе обучения рассказыванию с помощью схем и символов» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Маркович (УИ 119275) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД