Лучший педагог года

Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

Наталья Ботоногова
Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом

«Историческое значение каждого

человека, его человеческое достоинство

измеряется силой его патриотизма»

Н. Г. Чернышевский

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС – актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

Без патриотизма невозможно создать сильную державу, привить взрослым и молодежи понимание их гражданского долга.

Патриотическое воспитание - источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Публикация «Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом» размещена в разделах

В основе патриотического воспитания ребенка лежит развитие нравственных чувств : чувства долга, чести, патриотизма.

. «Ничто – ни слово, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования : в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», говорил К. Д. Ушинский (4)

.ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА ПО СВОЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ОЧЕНЬ разнообразно. ЭТО И ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ Родине, к своему народу, гордость за него, за достижения своей страны. Это ощущение своей неразрывности со всем окружающим, своей страной, желание сделать что-то нужное и полезное ей.

Это чувство очень сложное. Нужно ли его воспитывать у дошкольников? Если мы послушаем разговоры детей, их вопросы взрослым, то услышим в них их суждение о добре и зле, о правде и лжи, о несправедливости. Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Есть крылатая фраза: «Все начинается с детства»

Воспитание патриотических чувств у детей начинается с чувства любви к родителям, к родному дому, к детскому саду, затем к городу, ко всей стране.

Одним из этапов формирования у детей любви к своей Родине является знакомство с родным городом. Начиная работу с детьми по данной теме, я поняла, что многие из них не знают в каком городе они живут, его историю, достопримечательности, на какой улице они живут, в честь кого она названа, какие замечательные люди жили и живут в нашем городе. Все это побудило меня к выбору темы моей работы.

Воспитание чувств—процесс долговременный, его нельзя поместить в какие-то определенные рамки. Он должен осуществляться постепенно и ненавязчиво, и большая роль в нем отводится совместной деятельности воспитателя с детьми.

Свое знакомство с городом мы начали с его истории. Как на месте слияния двух рек Волги и Оки на Дятловых горах русский князь Юрий Всеволодович основал город, и назвал его Нижний Новгород. Затем наша работа была продолжена по принципу от знакомого к неизвестному. Экскурсии и прогулки проводились на территории детского сада, месте знакомом и близким дошкольнику. Дети узнали о том, кто планировал, строил, украшал, кто поддерживает чистоту на территории сада. Они осознали сколько труда вложили сотрудники д/с в работу. Большое удовольствие доставляли детям прогулки за территорией сада. Они видели свои дома, места где часто бывали со своими родителями. Мы знакомились с названием улиц нашего микрорайона В Печеры, в честь кого они были названы. В результате нашего знакомства с микрорайоном была составлена его схема. Ребятам очень нравилось играть с ней.

Следующим этапом знакомства с городом было знакомство с его историческим центром – Нижегородским Кремлем, пл. Минина, ул. Б. Покровская, откосом, архитектурными памятниками и другими достопримечательностями Н. Новгорода. Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, я использовала дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывали и рассказывали о достопримечательностях города : о памятниках, зданиях.

В канун праздника Народного Единства ребята узнали о своем замечательном земляке Козьме Минине,о его подвиге на благо любимой Отчизны. Так же знакомясь с другими известными людьми, своими земляками дети почувствовали гордость за свой город.

Так, знакомясь с родным городом, дети получали положительный эмоциональный настрой, видели красоту города, значимость труда горожан, у них расширились знания о родном городе, представления о профессиях людей, живущих здесь, воспитывалось уважение к результатам труда, к подвигу солдат, сражавшихся за свою Родину, и чьими именами названы улицы города.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь в тесном взаимодействии с семьей. Вместе с родителями мы собрали богатый наглядный-дидактический материал на данную тему:

Лепбук «Нижний Новгород», «Нижегородский Кремль»

Книга «История Н. Новгорода»

Папки-передвижки «Знаменитые нижегородцы», «Нижегородцы – герои В. О. В.»

Фотогалерея «Достопримечательности Н. Новгорода»

Выставка рисунков «Родной город»

Макет Нижегородского Кремля.

Результаты моей работы показывают, что использование в работе иллюстраций по знакомству детей с родным городом, достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвояемого материала.

К сожалению, большой проблемой в настоящее время стала организация экскурсий. Не оценима поэтому нам помощь родителей в этом. Но современные технологические средства помогают нам частично решать эту проблему. Используя телевизор, интерактивную доску, компьютерные презентации, видеофильмы, просмотр слайдов, диафильмы мы можем знакомить детей с родным городом.

Работая над этой темой, мы использовали разные формы, методы и приемы взаимодействия с детьми.

Основной формой ознакомления дошкольников с окружающим миром являются тематические занятия. Планируя их, мы учитывали тот факт, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Поэтому все занятия необходимо превращать в увлекательный рассказ. Нами использовался такой прием как приглашение сказочного персонажа: Незнайки, Буратино, Маши и Медведя. Такая форма проведения занятий способствует созданию особой эмоциональной атмосферы и повышению познавательной активности детей.

Большая часть работы проходит вне занятий - это беседы, игры-беседы, легенды, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций с видами родного города. Закрепление знаний проходит на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, аппликации.

Поддержанию интереса к родному городу во многом способствуют и дидактические игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Расширить, закрепить, уточнить представления детей о достопримечательностях Нижнего Новгорода нам помогали игры : лото «Нижний Новгород», «Заколдованный город», «Было-есть», «Подбери такую же», «Сложи картинку», «Узнай и назови». Расширять, закреплять знания детей о родном городе помогают и такие дидактические игры как «Да – нет», «Ты катись, катись, клубочек», «Где я был (а) не скажу, лишь об этом расскажу». Умение рассказывать требуется и в игре «Волшебный микрофон» Дети, передавая из рук в руки «волшебный микрофон», рассказывают, где они побывали.

В результате целенаправленной и системной работы по расширению

знаний детей о своём родном городе осуществляется приобщение дошкольников к истории, культуре и природе родного края, местным

достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а также привязанность к своей малой Родине.

Так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

Библиография

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М. : Творческий Центр Сфера, 2007. - 208 с.

3. Комратова Н. Г. Грибова Л. Ф. Моя малая Родина: / Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород, 2005

4. Фролова, О. К. К. Д. Ушинский о воспитании детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1956.№3 С. 8-9

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом» Воспитание патриотизма начинается.

Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю.

День Победы в детском саду. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрастаДень Победы в детском саду. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста .

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность Цель проекта: Формирование нравственных ценностей. ЗАДАЧИ: -Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. -Расширение знаний.

Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста Бочкарева Дарья Олеговна Русакова Ольга Александровна.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД Педагогический проект воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида.

Презентация «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом посредством регионального компонента» Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного.

Презентация «Разработка программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом» Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из.

Проект «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной» МБДОУ детский сад «Солнышко» п. свх. Прибытковский Грязинского муниципального района Липецкой области Проект «Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом
Опубликовано: 10 июня 2019 в 14:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД