Марианна Соснина
Развитие певческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:
- эмоциональная отзывчивость на музыку,
- ладовое чувство,
- музыкально-слуховое представление,
- чувство ритма.
Публикация «Развитие певческих способностей в музыкально-театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Музыкальные способности необходимы, чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, т. е. творчески проявить себя в песенной импровизации. Так в процессе песенного творчества у детей развиваются музыкально-творческие способности. Ребята приобретают необходимые знания, умения, навыки для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления в песенном творчестве. Все это наталкивает на мысль углубленно заниматься пением.
Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроения; постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, очень способствует этому. " Оно является важнейшей основой для развития «музыкально – слуховых представлений», которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей (Беркман Т. Л.).
Занимаясь проблемой развития певческих способностей с детьми, убеждаешься, что дети старшего дошкольного возраста имеют желание не только петь в хоре, в ансамбле, но и солировать, появляется истинная увлеченность пением. У детей возникает огромное желание разыгрывать небольшие музыкальные диалоги, сценки, инсценировки, спектакли. Дети увлечены танцевально-игровым творчеством, театром, желанием играть разные роли. Формируется навык эстетической оценки.
В песне ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Она играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребенка. Песня воспитывает, образовывает, придает уверенность в своих силах, раскрывает духовный и творческий потенциал детей. Она дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Ожидаемые результаты - воспитание любви к музыке и желание развивать свои певческие способности.
Из всего перечисленного можно сделать следующие выводы:
- в процессе занятий пением расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия;
- развиваются и совершенствуются психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, ощущения, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности;
- успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка;
- активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, специфические знания о музыке;
- совершенствуются: координация, плавность, выразительность движений, воображение, фантазия в музыкальном творчестве детей;
- развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческо-поисковой активности, самостоятельности;
- занятия пением доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Занятия пением позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации непосредованно, от лица какого-либо персонажа; это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.
Итак, занятия пением имеют большое значение для всестороннего развития ребенка, поэтому являются основой для развития творческих способностей детей. Поэтому музыкальный руководитель обязан:
1. Создавать условия для реализации художественно-творческого опыта ребенка.
2. Приобщать ребенка к самостоятельному творческому воплощению музыкального образа в доступных для него формах: песенных, танцевально-игровых импровизациях, музыкально-дидактических играх, в театральной деятельности.
Сказки и спектакли пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее на и как актеры – исполнители, и как зрители. Перевоплощаясь в тот или иной образ дошкольники смеются, когда смеются их персонажи, грустят вместе с ними, они чувствуют и думают также, как и их сказочные герои. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми предъявляет к педагогу ряд требований:
1. Развитое профессиональное мышление;
2. Знание педагогики;
3. Осмысленная жизненная позиция.
Важно, чтобы педагог понимал смысл своей деятельности и мог сам себе ответить на вопросы: зачем, с какой целью я это делаю, что я могу дать ребенку, чему дети могут научить меня? Важно также, чтобы в процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог был озабочен прежде всего процессом воспитания, а не обучения. Следует отметить, что исполняя музыкальные партии в сказках, опереттах, операх, у детей появляется желание петь лучше и лучше. Здесь мы решаем и следующую проблему – развитие певческих навыков.
Певческие навыки могут успешно развиваться лишь там, где планомерно и систематически проводится работа по развитию у детей звуковысотного и ритмического восприятия.
Театрализованная игра должна быть направлена не только на приобретение положительного опыта, но и не следует бояться неудач. Они прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать и воспитывают способность уступать другому, а это так важно в жизни. Взрослый обязательно должен выявить и подчеркнуть положительные качества персонажей сказки и осудить отрицательные. Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, если его представить так, чтобы он вызвал всеобщий смех и осуждение. И эти роли лучше всего в спектаклях поручать взрослому.
Так как я веду планомерную работу по развитию певческих способностей и занимаюсь театрализованной деятельностью в детском саду, то я решила в своей работе объединить эти два вида музыкальной деятельности. Ввиду того, что дети очень любят сказки и любят петь, возникла идея ставить музыкальные детские оперетты, спектакли, оперы и т. д.
Нельзя сказать, что этот вид деятельности был новым для нашего детского сада. Педагоги в своей работе традиционно используют театрализованные игры, драматизация сказок, кукольные спектакли. Музыкальный руководитель большое внимание уделяет фольклорной, классической музыке, музыкально – пластическим импровизациям, позволяющим детям в движении выразить чувства, рожденные музыкой.
Такая форма изложения сказки, в виде музыкально – театрализованного представления, понравилась и взрослым, и детям. Нами были поставлены следующие музыкальные сказки:
1. «Заюшкина избушка» (по мотивам р. н. с.)
2. Детская опера «Колобок» (по мотивам р. н. с.)
3. «Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко»
4. «Как избушка стала дворцом» Олифировой.
5. «Стрекоза и Муравей»
6. «Гуси – лебеди» (по мотивам р. н. с.)
7. "Снегурочка"
Постановка спектакля «Гуси – лебеди» стала для нас целым событием. Спектакль мы готовили 2 месяца. Начали с выбора сказки. Хотелось, чтобы в сказке были заняты все дети. Воспитатели читали ее детям, обсуждали каждого героя, пытались разобраться в мотивах их поведения, переживаниях и чувствах, пересказывали вместе с детьми отдельные фрагменты сказки. Из практики видно, что гораздо проще детям работать со стихотворным текстом, и поэтому мною был составлен стихотворный текст сказки, который дополнял музыкальную составляющую сказки. Для того, чтобы в сказке были задействованы дети всей группы, а не только те, которые играли главных персонажей, я включила хороводную игру «Гори ясно», русскую народную попевку «Патока с имбирем» и хоровод «А я по лугу»,танец "По малинку в сад пойдем". Так что в сказке звучало не только индивидуальное пение, но и хоровое.
Параллельно с этим мы готовили декорации к спектаклю, подбирался дополнительный музыкальный материал., разрабатывали костюмы для каждого героя сказки (Яблонька, речка, печка, баба- яга и другие. На помощь пришли родители, которые умели шить.
Есть дети, у которых все получается сразу хорошо, другие же должны приобрести определенные знания и умения, понаблюдать за сверстниками. Так как роль Бабы – Яги отрицательная = предложила всей группе поиграть в Бабу - Ягу. Все решили, что на роль Бабы – Яги идеально подходит Маша – «такая веселая Баба – Яга у Маши, как настоящая». И так постепенно из маленьких зарисовок получился большой красивый спектакль – детская опера, которую полюбили в нашем детском саду и взрослые, и дети. Премьера удалась! Это был настоящий праздник!
Затем зрителями нашего спектакля стали родители всего детского сада. Замечательная игра детей тронула всех.
В процессе творческой работы над спектаклем дети стали более общительными, доброжелательными, внимательными, часто приходили друг другу на помощь. Повысилась самооценка детей со средними способностями, изменились отношения в группе. Так мы решили еще и проблему нравственного воспитания подрастающего поколения.