Юлия Лещёва
Развитие певческого голоса и слуха ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие слуха и голоса ребенка, их взаимообусловленность – одна из
фундаментальных проблем певческого воспитания дошкольников. Неслучайно
она была темой научных международных конференций, которые состоялись в 60-
70-х годах в Москве. (СНОСКА, 2 конференции). Наиболее обширные
исследования в этой области были проведены советскими, чешскими и
болгарскими учеными: А. Запорожец, Т. Ендовицкой, Р. Зинич, Н. Ветлугиной, Ф.
Публикация «Развитие певческого голоса и слуха ребенка» размещена в разделах
Лысеком, Е. Седлачковой, Ц. Колевым и др. особенностью конференций было то,
что вопросы вокально-хорового воспитания детей рассматривались педагогами-
музыкантами, психологами, физиологами, врачами-фониаторами, акустиками.
Исследованиями было установлено, что слух является главным регулятором
и корректором певческого поведения голосового аппарата, поэтому именно слуху,
прежде всего, должно быть уделено внимание при формировании певческих
навыков у детей. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосом, а его
развитие и воспитание должно идти всегда впереди. Известная формула
музыкантов-инструменталистов: «вижу—слышу—играю» с заменой последнего
слова на «пою» не теряет своего значения при развитии детского голоса.
Воспитанный в музыкальном отношении слух ускоряет приобретение
необходимых певческих навыков. Ученые утверждают, что звуковые образы
накапливаются в слуховой памяти еще до использования их в речи или пении, в
этом отношении окружающая среда имеет огромное значение для развития
музыкального слуха детей. Поэтому музыкальный слух — это не только следствие
врожденных способностей, но и результат взаимоотношений ребенка с
музыкальной средой, музыкальным воспитанием.
Наблюдения за детьми раннего и дошкольного возраста показали (Ф. Лысек
и др., что музыкальный слух заметно проявляется у детей, которые в период
развития речи — «ползунками» — слышали речь выразительную как
фонематически, так и музыкально. Имитировать слышимую речь ребенок мог тем2
легче, чем больше эта речь основывалась на вокализации — была распевна,
тонально определена и, сверх того, произносилась голосом, близким по звучанию
голосу ребенка (например, женским или детским). Ученый считает, что высота
голоса матери, воспитателей в детских садах оказывает на формирование
подражательных умений ребенка самое существенное влияние. Кроме того, в ходе
становления музыкального слуха ребенка и его музыкально-воспроизводящих
(певческих) умений опора на звучание музыкального инструмента (скрипки,
фортепиано, аккордеона и др.) также является желательной
Исследователи голоса и слуха ребенка отмечают, что в ходе практической
работы с детьми слух нужно развивать и воспитывать не только в отношении
звуковысотности, но и в гармоническом и ладовом отношении, учить детей
различать тембровую окраску, динамику. Одним словом, этот орган должен
оправдать то название, которое дал ему И. П. Павлов, — «анализатор».
Доктор Е. Седлачкова (чешский фониатрический институт, исследуя
причины расстройства детского голоса, также выявила взаимосвязь голоса и
развития музыкального слуха. Она пришла к выводу, что развитие голоса с
младенческого возраста зависит от слухового восприятия, что связь слуховых
стереотипов (т. е. акустических с артикуляционными) с самого начала очень
крепкая. Поэтому работа по совершенствованию музыкального слуха самым
благоприятным образом сказывается на развитии певческих голосов детей. Более
того, у тех детей, кто не имел достаточно развитого музыкального слуха,
расстройства голоса были значительно тяжелей и хуже поддавались
восстановлению (Е. Седлачкова Расстройства голоса у детей//«2-я научная
конференция по вопросам развития слуха и певческого голоса»)
Как уже было отмечено выше, для развития музыкального слуха важное
значение имеет музыкальная среда, которая окружает ребенка. Однако для3
развития слуха одной музыкальной среды недостаточно, поскольку подлинное
слышание — не пассивный процесс восприятия внешних воздействий, а процесс
активный, включающий в себя эффекторные компоненты, воспроизводящие,
моделирующие свойства воспринимающего объекта. Для того, чтобы развить у
ребенка музыкальный слух, необходимо формировать у него определенные
действия, с помощью которых он может отражать окружающую музыкальную
действительность.