Лучший педагог года

Развитие певческого голоса и слуха ребенка

Юлия Лещёва
Развитие певческого голоса и слуха ребенка

Развитие слуха и голоса ребенка, их взаимообусловленность – одна из

фундаментальных проблем певческого воспитания дошкольников. Неслучайно

она была темой научных международных конференций, которые состоялись в 60-

70-х годах в Москве. (СНОСКА, 2 конференции). Наиболее обширные

исследования в этой области были проведены советскими, чешскими и

болгарскими учеными: А. Запорожец, Т. Ендовицкой, Р. Зинич, Н. Ветлугиной, Ф.

Публикация «Развитие певческого голоса и слуха ребенка» размещена в разделах

Лысеком, Е. Седлачковой, Ц. Колевым и др. особенностью конференций было то,

что вопросы вокально-хорового воспитания детей рассматривались педагогами-

музыкантами, психологами, физиологами, врачами-фониаторами, акустиками.

Исследованиями было установлено, что слух является главным регулятором

и корректором певческого поведения голосового аппарата, поэтому именно слуху,

прежде всего, должно быть уделено внимание при формировании певческих

навыков у детей. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосом, а его

развитие и воспитание должно идти всегда впереди. Известная формула

музыкантов-инструменталистов: «вижу—слышу—играю» с заменой последнего

слова на «пою» не теряет своего значения при развитии детского голоса.

Воспитанный в музыкальном отношении слух ускоряет приобретение

необходимых певческих навыков. Ученые утверждают, что звуковые образы

накапливаются в слуховой памяти еще до использования их в речи или пении, в

этом отношении окружающая среда имеет огромное значение для развития

музыкального слуха детей. Поэтому музыкальный слух — это не только следствие

врожденных способностей, но и результат взаимоотношений ребенка с

музыкальной средой, музыкальным воспитанием.

Наблюдения за детьми раннего и дошкольного возраста показали (Ф. Лысек

и др., что музыкальный слух заметно проявляется у детей, которые в период

развития речи — «ползунками» — слышали речь выразительную как

фонематически, так и музыкально. Имитировать слышимую речь ребенок мог тем2

легче, чем больше эта речь основывалась на вокализации — была распевна,

тонально определена и, сверх того, произносилась голосом, близким по звучанию

голосу ребенка (например, женским или детским). Ученый считает, что высота

голоса матери, воспитателей в детских садах оказывает на формирование

подражательных умений ребенка самое существенное влияние. Кроме того, в ходе

становления музыкального слуха ребенка и его музыкально-воспроизводящих

(певческих) умений опора на звучание музыкального инструмента (скрипки,

фортепиано, аккордеона и др.) также является желательной

Исследователи голоса и слуха ребенка отмечают, что в ходе практической

работы с детьми слух нужно развивать и воспитывать не только в отношении

звуковысотности, но и в гармоническом и ладовом отношении, учить детей

различать тембровую окраску, динамику. Одним словом, этот орган должен

оправдать то название, которое дал ему И. П. Павлов, — «анализатор».

Доктор Е. Седлачкова (чешский фониатрический институт, исследуя

причины расстройства детского голоса, также выявила взаимосвязь голоса и

развития музыкального слуха. Она пришла к выводу, что развитие голоса с

младенческого возраста зависит от слухового восприятия, что связь слуховых

стереотипов (т. е. акустических с артикуляционными) с самого начала очень

крепкая. Поэтому работа по совершенствованию музыкального слуха самым

благоприятным образом сказывается на развитии певческих голосов детей. Более

того, у тех детей, кто не имел достаточно развитого музыкального слуха,

расстройства голоса были значительно тяжелей и хуже поддавались

восстановлению (Е. Седлачкова Расстройства голоса у детей//«2-я научная

конференция по вопросам развития слуха и певческого голоса»)

Как уже было отмечено выше, для развития музыкального слуха важное

значение имеет музыкальная среда, которая окружает ребенка. Однако для3

развития слуха одной музыкальной среды недостаточно, поскольку подлинное

слышание — не пассивный процесс восприятия внешних воздействий, а процесс

активный, включающий в себя эффекторные компоненты, воспроизводящие,

моделирующие свойства воспринимающего объекта. Для того, чтобы развить у

ребенка музыкальный слух, необходимо формировать у него определенные

действия, с помощью которых он может отражать окружающую музыкальную

действительность.

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями слуха Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Консультация для педагогов «Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста» Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста. Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях.

Охрана певческого голоса детей. Консультация для родителей ОХРАНА ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА ДЕТЕЙ Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный,.

Развитие фонематического слуха Зачем нужен фонематический слух. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы.

Проблема развития певческого голоса в дошкольном возрасте Проблема постановки певческого голоса в дошкольном возрасте – одна из сложных в музыкальной педагогической практике и теории. Пение - любимый.

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР 5–6 лет с использованием ИКТ «Характеристика звуков»Цель: учить детей давать характеристики звуков. Инструкция:«Произнеси данный звук, нажми на символы которые соответствуют.

Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве (статья) Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве Матвеева Е. Н. музыкальный руководитель МБДОУ № 31, г. Ангарск Очень часто в жизни приходится.

Развитие речевого слуха по методу Э. И. Леонгард Число детей с нарушением слуха – глухих и слабослышащих, к сожалению, растет во всем мире с каждым годом. Дети теряют слух по разным причинам,.

Современные тенденции певческого воспитания детей дошкольного возраста. Охрана детского голоса В методическом пособии «Вокально-хоровая работа в детском саду» автор излагает свой подход к обучению дошкольников пению. Он основан на.

Эффективные методики развития певческого голоса детей старшего дошкольного возраста современного этапа В настоящее время вокальное воспитание дошкольников в нашей стране осуществляется главным образом через хоровое пение в дошкольных образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие певческого голоса и слуха ребенка
Опубликовано: 14 марта 2017 в 08:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД