Лучший педагог года

Развитие позитивных эмоций у детей-инвалидов посредством соприкосновения с миром бумаги («Посмотри на мир глазами художника»)

Галина Абрамова
Развитие позитивных эмоций у детей-инвалидов посредством соприкосновения с миром бумаги («Посмотри на мир глазами художника»)

Развитие позитивных эмоций у детей-инвалидов через соприкосновение с миром бумаги

(«Посмотри на мир глазами художника»)

Актуальность

Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями являются актуальными вопросами современности. Они широко обсуждаются на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Повсеместно подчёркивается предпочтительность и необходимость воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в семье и в образовательных учреждениях, а не в медицинских, так как при организации специального интегрированного подхода, они усваивают формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, развиваются физически.

Публикация «Развитие позитивных эмоций у детей-инвалидов посредством соприкосновения с миром бумаги („Посмотри на мир глазами художника“)» размещена в разделах

Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом в дальнейшем подготовить его к обучению в школе.

Коллектив нашего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 87» города Кургана вносит свой педагогический вклад в развитие и реабилитацию детей с ограниченными возможностями. В течение 25 лет в ДОУ воспитываются дети-инвалиды: с врожденным нарушением опорно-двигательного аппарата.

Проблема

Все эти дети - инвалиды детства, и одной из самых актуальных проблем в их жизни являются трудности социальной адаптации. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности приводят их к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность, агрессия и т. д.). Это становится серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка. «Особому» ребенку необходимы уверенность в себе, стремление к успеху, ему необходимы положительные эмоции. Известный педагог, автор многих книг о воспитании детей А. Нилл подчеркивал:«Все образование направлено на интеллект, но если бы эмоциям была предоставлена истинная свобода, то интеллект сам позаботился бы о себе».

Цели и задачи воспитательно-образовательной работы с детьми - инвалидами

В Федеральном законе 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится об организации получения образования детей с ОВЗ (ст. 79) и одно из приоритетных направлений работы нашего детского сада является внедрение инклюзивного образования в ДОУ. Для оказания помощи детям в ДОУ организована целенаправленная педагогическая деятельность. Работа строится в тесной взаимосвязи специалистов ДОУ: педагог-психолог, инструктор по ЛФК, музыкальный руководитель, воспитатели, старшая медсестра. Мы разрабатываем и реализуем индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми - инвалидами, которая позволяет наметить индивидуальную траекторию развития ребёнка.

Цель воспитательно-образовательной работы с детьми - инвалидами: на основе взаимодействия с родителями развивать те качества и сформировать у них те навыки, которые подготавливают социальную адаптацию и интеграцию в общество, сначала в детском саду, в дальнейшем в образовательных учреждениях.

Для достижения обозначенной цели педагоги решают следующие задачи:

- развитие психических функций (речевых, познавательной деятельности).

-формирование правильного, культурного поведения, умения взаимодействовать со сверстниками, с взрослым, в том числе выполнять его инструкции, достигать общих целей.

- освоение доступных навыков самообслуживания, простейших трудовых навыков.

- развитие социально - бытовой ориентировки.

- создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности.

- формирование у ребёнка, адекватной современному уровню знаний и степени обучения, целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе.

- улучшение здоровья детей через ЛФК, кружковую, оздоровительную работу.

Педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится на основе сочетания восстановления нарушенных функций организма с формированием приё мов их компенсации:

- разработка и реализация индивидуальной программы коррекционно-педагогической помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, динамическая психолого-педагогическая диагностика его развития в условиях обучения.

- помощь в решении личных проблем родителей, связанных с появлением ребёнка, имеющего проблемы в здоровье.

- информирование и консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка - инвалида в семье, помощь в адекватной оценке возможностей ребёнка.

- интегрированный подход к планированию воспитательно-образовательного процесса.

В ДОУ разработана программа психолого-педагогической коррекции. Программа состоит из пяти разделов:

1. «Мир моего детства» - знакомство с ребёнком, его интересами, выявление его проблем. Наблюдение на занятиях в группе. Применение диагностических методик.

2. «Мир вокруг меня» - расширение кругозора, развитие эмоционально-волевой сферы. Формирование позитивного отношения к своему «Я» через общение со сверстниками. Активизация коммуникативных возможностей.

3. Сказкотерапия. «Мир внутреннего творчества и фантазии» -развитие средств общения (речевых и невербальных, саморегуляции, творческих способностей и воображения. Ощущение чувства радости и уверенности в себе.

4. «Мой внутренний мир» - развитие эмоционально-волевой сферы (саморегуляция, самоконтроль, эмпатии и умения слушать; активизировать потенциал личности.

5. «Коррекционно-развивающие игры», «Психогимнастика» - работа по развитию чувствования собственного тела; снятие утомления, тонизирование организма, установка на преодоление трудностей.

Данную программу реализуют все педагоги ДОУ. Но особая роль в ней отводится именно воспитателю, особенно в создании эмоциональной атмосферы, его собственному настрою, эмоциональности его поведения. По мнению многих отечественных авторов, среди которых А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, М. И. Лисина, Т. А. Репина, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей - инвалидов, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во - первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во - вторых, управлять своими эмоциями. Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Нельзя произвольно, по заказу вызвать то или иное чувство. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через деятельность, в которой они и проявляются, и формируются, то есть через продуктивные виды деятельности ребенка дошкольника: игру, художественное творчество.

В развитии позитивных эмоций у детейинвалидов мы выделили главные задачи:

- создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;

- вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление);

- развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;

- формировать у ребенка позитивный образ своего «я»;

- закреплять желание и готовность к совместной деятельности со взрослыми;

- учить детей обращаться друг к другу по имени, здороваться,

прощаться, проявлять симпатию, сочувствие,

- развивать у детей умения и навыки выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояния;

- содействовать оптимизации детско - родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям.

Одним из средств достижения этих задач мы решили использовать бумагу.

Бумага- это особый вид конструктивного материала. Она, как правило, очень непрочная (легко рвется и мнется в руках ребенка). Вместе с тем, бумага обладает богатыми возможностями для развития детской творческой деятельности.

Для работы с бумагой от ребенка не требуется высокого уровня владения изобразительными средствами и техническими приемами. Эти средства успешно осваиваются детьми, способствуют общему психическому и эстетическому развитию, способствуют формированию позитивных эмоций и «ручной умелости».

Организация работы воспитателя

Для решения задач по развитию у детей с ДЦП положительных эмоций был создан курс занятий с использованием игр и упражнений с бумагой (элементы арт – терапии).

Цель курса – развитие позитивных эмоций у детей-инвалидов через соприкосновение с миром бумаги.

Продолжительность курса 4 года. Занятия проводятся с детьми 2 младшей, средней и старшей группах 2 раза в месяц. Продолжительность занятий в младшей группе – 10-15 минут; в средней – 15-20 мин. ; старшей- 20-25 мин.

Курс занятий включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений с бумагой, направленных на эмоциональное развитие дошкольника. В игре с бумагой активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.

Приведем несколько игр, способствующих оптимизации эмоционально - чувственной сферы ребенка:

1. Игры с бумагой на накопление эмоций. Цель данной игры - создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.

2. Игры с бумагой на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.

3. Игры на преодоление негативных эмоций через бумагу. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.

4. Игры с бумагой на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.

5. Игры с бумагой на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать.

Материал для занятий подбирается с учетом темы, а так же возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знакомясь с разными видами искусства, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это побуждает у детей стремление передавать воспринятую красоту в создании своих изделий.

В трехлетнем возрасте ребенок может бумагу лишь порвать, но год спустя готов активно работать с этим чудесным материалом. В четырехлетнем возрасте происходит творческий контакт с листком бумаги. Он может ее сворачивать, сгибать, склеивать. Дети начинают понимать, что из бумаги можно изготовить различные поделки, а затем играть с ними. При этом они начинают осваивать первые инструменты, которые необходимы в работе (ножницы). А еще узнают о чудесном составе из тюбика под названием «клей». Взрослея, дети учатся выполнять долее сложные работы из бумаги.

Дети - инвалиды любят делать поделки из бумаги своими руками, для изготовления которых не требуется инструментов, а нужна лишь ловкость рук. Складывая определенным образом бумагу, получаются забавные игрушки (лодочка, кошелек)

Так же в работе с детьми используются различные техники вырезания узоров; поделки из бумаги под названием «вытынайки»; квиллинг (птичье перо) – скручивание в спираль бумажных полосок. Чем глубже ребенок начинает погружаться в мир бумажных поделок, тем больше удивляется его красоте и широким горизонтам («смотрит на мир глазами художника»). Использование различных техник в работе с бумагой дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление об окружающем, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления.

Для развития позитивных эмоций у ребенка – инвалида необходимо создание не просто предметно - развивающей среды, а эмоционально - развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально - чувственной сферы ребенка – инвалида. Поэтому особое внимание было отведено оформлению интерьера группы (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы - это наличие специально - организованных зон, среди которых: «Уголок уединения, «Уголок настроения» и т. д.) (См. фото на слайдах).

Для обогащения средствами, обеспечивающими эмоциональное развитие ребенка - инвалида созданы картотеки игр и упражнений на каждый возрастной период. Разработаны схемы-анализы по изготовлению поделок из бумаги, расширен ассортимент бумаги, собрана коллекция бумаги. Разработаны текстовые рекомендации в виде памяток по сериям: «Создание условий психологического комфорта в группе» и «Способы эффективного общения с детьми».

Для отслеживания эффективности использования бумаги, как средства развития положительных эмоций у детей-инвалидов на различных этапах проводилась диагностика – обследование возможностей детей, эмоционально-личностного отношения к данной деятельности.

Наблюдая за детьми во время занятия, можно сделать выводы об эмоциональности детей, способности включаться в деятельность, об умении развития навыков сотрудничества и общения, о конфликтности. Как развита мелкая моторика у ребенка, его способность координировать движения рук, кистей рук, глаз, насколько целенаправлен замысел, и может ли он реализовать его. Раскрываются личностные особенности ребенка: концентрация внимания, умение доводить задуманное до конца.

В результате работы с бумагой нами отмечается динамика в развитии детей : преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипов, внимание становится более устойчивым, повышается самоконтроль. Формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

Традицией детского сада стало проведение Декады инвалидов, посвящённой Международному Дню инвалида. В рамках декады дети – инвалиды готовят персональные выставки по изодеятельности, фотоальбомы «Вот как мы живем в детском саду», показывая свои достижения.

При организации педагогической деятельности с детьми-инвалидами самое важное помнить о том, что это не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие лицо и характер, которые проживают свою единственную жизнь. Усилия нашего педагогического коллектива направлены на то, чтобы наполнить эту жизнь и сделать ее яркой и неповторимой. А самое главное, что наш детский сад обеспечивает воспитанникам условия для реабилитации, социальной адаптации и дальнейшей интеграции в общество сверстников сначала в дошкольном учреждении, а затем и в школе.

Публикации по теме:

«Осень глазами детей». Художественно-эстетическое развитие«Осень глазами детей». Художественно-эстетическое развитие "Осень глазами детей" Осень-прекрасная пора. Осенние наряды природы вдохновляют и детей и взрослых. Детям очень нравится изображать осень.

Игра на развитие положительных эмоций детей старшего дошкольного возраста «Фея Динь Динь. Лес эмоций» Педагоги дошкольных образовательных организаций отмечают, что год от года у детей наблюдаются трудности в эмоциональной сфере. Современные.

Консультация для родителей «Развитие позитивных детско-родительских отношений» Консультация «Развитие позитивных детско-родительских отношений». Выполнила: воспитатель Печерина Н. В. Детский сад «Березка» Детско-родительские.

Обобщение опыта через открытый просмотр «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры» Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры». Сегодня я поделюсь своим.

Проект «Природа глазами художника» ВИД ПРОЕКТА: творческий, краткосрочный. ЦЕЛЬ: Приобщать детей к художественному творчеству. развивать интерес к художникам и их произведениям.

Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей Система работыТема: «Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей».

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» Развитие речи.

Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста Материал направлен на создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением со сверстниками, профилактику возникновения.

Стихи к пиктограммам на развитие у детей дошкольного возраста эмоцийСтихи к пиктограммам на развитие у детей дошкольного возраста эмоций Я улыбаюсь! Как прекрасно на свете нам жить! Радость, счастье друг другу дарить! Улыбаться, любить, помогать, Восхищаться, творить и играть.

В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку осознать свои эмоции?Что бы ответить на этот вопрос, мы в нашей группе создали уголок эмоций. Подобрали материал, который.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие позитивных эмоций у детей-инвалидов посредством соприкосновения с миром бумаги («Посмотри на мир глазами художника»)
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 06:31
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД