Вера Зворыгина
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Целью организации познавательно – иследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у детей исследовательского типа мышления. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дети выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений- устанавливают причинно – следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в детском саду» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) [3] говориться, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путем прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами.
При организации познавательно – исследовательской деятельности необходимо применять следующие приемы и методы:
- Эврестический метод. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эврестические беседы, в основе которых лежат вопросы – проблемы. Например, «Почему в теплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибгость, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые птицы перелетные?».
- Наблюдение. Организованные в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей.
Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всеми разнообразием зрительныхобразов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно – исследовательской деятельности.
-Опыты и эксперименты. Ставя элементарные пыты над предметами (уронить на стол, попытаться разломить, извлечь звук и прочее, ребята приобредают сведения об их свойствах. Дети с большим удовольствием участвуют в проведении экспериментов со знакомыми веществами, усовершенствуя свои знания: ставя опыты с водой в твердом и жидком состоянии, с камнями, с землей, с растениями и тд. Этот метод развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочению колектива.
- Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и родителей и воспитателя. В достижение познавательной цели проекта задействуется не только мыслительные способности ребенка, но и его творческие навыки. Воспитатель побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.
- ТРИЗ – технологии. Суть этой технологий: в побуждении ребенка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникающей проблемы. В детском саду ТРИЗ – технологии реализуютс чаще всего в форме игровых заданий: «Кукла Катя – растеряша потеряла стакан, как ей теперь выпить сок?», «Зайка не может найти зонтик, кк ему в дождливую погоду дойти до бабушки зайчихи?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.
Этапы исследовательской деятельности
Этап исследования Пример структуры исследования «Как растения пьют воду»
Постановка проблемы Выяснить, каким образом растения пьют воду.
Целеполагание Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят к мнению, что нужно провести наблюдение за потреблением воды каким – либо растением
Выдвижение гипотиз Дети размышляют, как можно сделать этот процесс зримым для человеческого глаза (дать растению выпить цветной воды).
Проверка гипотезы Каждый ребенок разводит в баночке с водой пишевой краситель, ставит в раствор лист китайской капусты или другое растение.
Анализ полученного результата Утром ребята видят, что капустные листья приобрели оттенки, что и растворы, в которых они простояли ночь.
Формулирование выводов Вода поднимается по стеблю к верхушке растения. Соответственно, если растение произрастает в почве, то начинает «пить воду»нижней своей частью – корнями.
К видам познавательно – исследовательской деятельности относятся :
- Поисково – исследовательская. Совместная работа воспитателя и детей по решению проблемных вопрсов. Реализуется в эврестических беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», наблюдениях (за прирдными явлениями и объектами, простыми веществами).
- Учебно – познавательная. Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретенных в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ – технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышленя; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.
- Познавательно – практическя. Стихийная или организованная воспитателем деятельность воспитанников по получению информации практическим путем. Реализуется в опытах и экспериментах.
- Предметно – исследовательская. Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно – следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага, краски и др., живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.
Воспиатель должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведется в нескольких направлениях( «художественно – эстетическое направление», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и др., отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира [2].
Картотека тем по познавательно – исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста.
Тема исследования «Энергия. Ток бежит по проводам». Задачи при исследовании: расширение и обобщение знаний об электричестве и его использовании на производстве и в быту; закрепление безопасного обращение с электроприборами.
Тема исследования «Удивительный магнит». Задачи при исследовании: формирование представлений о свойстве магнита притягивать предметы: расширение знаний об использовании магнита в жизни человека.
Тема исследования «Подушка». Задачи при исследовании: развитие умения сравнивать, обобщать и делать выводы (на примере исследования подушек с различными наполнителями – синтепон, вата,пух, солома, гречневая шелуха).
Тема исследования «Вулкан». Задачи при исследовании: совершенствование умения работать с различными материалами и веществами во время проведения опыта.
Тема исследования «Червячки». Задачи при исследовании: расширение знаний о почве; формирование представлений о пользе жизнедеятельности червей для роста растений.
В рамках обозначенной темы речь идет не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах – плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что ученые (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы. К которым они приходят в процессе изучения каких – либо явлений или свойствизучаемых предметов.
Для записи наблюдений можно использовать такие формы как:
- Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки (зарисовывают, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
- Личный дневник наблюдений. Эта форма распологает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Детям можно расширить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
- Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивание плана проведения опытов, диаграм, фотографий с результатами.
- Лэпбуки – изготовленные своими руками папки на темы проведенных исследований («Насекомые», «Вода», «Воздух» и др.). В изготовлении лэпбуков могут принимать участие родители.
Воспитателю рекомендуется вести диагностические карты на каждого ребенка, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.
Таким образом, в процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ, развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности[ 1].
Литература:
1 Вераксы, Н. Е. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников/ Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимова. – Москва: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2014 г.
2. Мамаева, О. Р. Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через эксперименты с физическими явлениями / О. В. Мамаева // Дошкольная педагогика. - №3- 2014г
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образоввании в Российской Федерации»