Приложение МААМ

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста посредством экотуризма

Светлана Исаева
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста посредством экотуризма
▼ Скачать + Заказать документы

АВТОРСКАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

«Туристический поход Весёлого Язычка».

Цели:

- развивать у дошкольников артикуляционную и общую моторику,

лексико-грамматический строй речи,

- учить правильно использовать знаки-символы,

- закреплять умение читать топографическую карту.

История 1 «Путешествие на пруд через лес».

Публикация «Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста посредством экотуризма» размещена в разделах

Наступило лето. Стало жарко. Захотелось Язычку искупаться и половить рыбу. Одному идти было на пруд скучно, и он позвал с собой ребят. Вместе они стали изучать карту и условные обозначения. Язычок был послушным, очень внимательным и быстро запомнил, что прежде чем отправится на пруд, он решил закрепить свои знания с ребятами и поиграл в игру: «Весёлая дорожка». Цель: закрепление маршрута с помощью карточек (карточки прилагаются, сопровождающееся артикуляционной гимнастикой:

1. «Влево-вправо» - поворот

2. «Вверх-вниз» - подъём, спуск

3. «Ровная дорога» - расслабление языка («блинок»)

4. «Овраг» - «чашечка», «качели»

5. «Лес», «деревья» - «дятел стучит»

6. «Дорога» - «широкий язык»

7. «Тропинка» - «узкий язык»

8. «Привал» - «валик»

9. «Ручей, родник» - журчание воды (с-с-с)

10. Гудит самолёт (л-л-л)

11. Комары зудят (з-з-з)

12. Жуки жужжат (ж-ж-ж)

13. Трава шумит (ш-ш-ш)

14. Животные рычат (р-р-р)

Язычок с ребятами решил отправиться на прогулку на пруд, сначала он сел на лошадку (арт. упражнение «лошадка») и поскакал во весь опор. Быстро добравшись до леса, они остановили лошадку (арт. упражнение «натяни поводья», кучерское «тпру») и пошли пешком. Сильно дул ветер (упражнение «ветерок», шумели деревья «ш-ш-ш», весело стрекотали кузнечики «ц-ц-ц», слышалось стуканье дятла «д-д-д» - звукоподражание сопровождается ритмическими движениями.

Спустились в овраг, поднялись на пригорок (арт. упр. «качели») и побежали бегом по ровной тропинке до самого пруда.

Возле пруда язычок с ребятами решили немного отдохнуть.

Упражнения на релаксацию:

-лечь на спину, закрыть глаза, расслабиться и послушать звуки журчащей воды, пение птиц, окружающей среды.

А когда они отдохнули, им захотелось порыбачить (имитация закидывания удочки). Первый карась попался язычку быстро, он открывал и закрывал рот, как будто, что-то хотел сказать (арт. упр. «рыбка»).

Язычок поймал 5 карасей и 2 пескаря. Ребята тоже наловили много рыбы и стали собираться домой, но вдруг увидели большую красивую улитку. Она то выглядывала из своего домика, то пряталась (арт. упражнение «улитка», и довольные ребята отправились домой, напевая весё лую песню:

По сухой лесной дорожке,

Топ-топ-топ – топочут ножки,

На носочках осторожно,

Перейти мосточек можно.

По извилистой тропинке

Постараемся пройти,

Чтоб с извилистой тропинке

Не сумели б мы сойти (речь, движение, музыка).

История 2 «В лесу»

Бабушка попросила Язычка нарвать грибов для супа, так как она постилась и мясо не ела. Язычку не хотелось идти одному и он позвал ребят в лес за грибами. Сначала они вместе изучали путь до леса, по карте, чтобы не заблудится (работа по карте). Потом ребята взяли корзины и отправились в лес. По дороге им пришлось перебраться через ручей (арт. Упр. «Ручеёк» : губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя проходит по середине языка и при этом «стекает» до нижней губы и до подбородка). Вода в ручейке была холодная, Язычок почувствовал это, когда опустил в неё руку (кинетические ощущения под подбородком). Чтобы не промочить ноги, Язычок и ребята воспользовались мостиком (арт. упр. «мостик» : рот широко открыт, язык упирается в нижние зубы и круто выгибается) – ходьба по доске на носочках.

Вот они пришли в лес. Сразу повеяло прохладой (арт. упр. «ветерок» : рот открыт, язык распластан на нижней губе, длительная воздушная струя идёт по языку). Вдруг все услышали стук, это был дятел (арт. упр. «дятел» : рот широко открыт, язык стучит за верхними зубами). На краю полянки дети увидели грибок, это был подберёзовик. (Арт. Упражнение «грибок» : широкий язык присосан к нёбу, рот открыт). А под ёлкой спрятался боровичок… А каких только грибов не было в лесу. Игра по картинкам на классификацию «Съедобные и несъедобные грибы». Под вечер дети и Язычок вернулись домой немного усталые, но довольные, потому, ч о собрали полные корзинки грибов. Бабушка похвалила ребят и попросила рассказать о том, что они делали в лесу, что там видели? А Язычок сказал, что они могут не только рассказать, но и показать.

Пальчиковая гимнастика: «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,

Ребята вышли погулять:

Этот мальчик – гриб сорвал,

Этот мальчик – чистить стал,

Этот мальчик – резал,

Этот мальчик – ел,

Ну, а этот лишь смотрел.

Бабушка сварила вкусный, ароматный суп из свежих грибов и угостила всех ребят.

Речевые игры с использованием карточек с условными обозначениями.

Цель: развитие звуковой культуры речи, лексико-грамматического строя речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)

1). Слова – синонимы.

Дидактическая цель : вызывать интерес детей к понятию «слово» через игру «Вокруг света».

Коррекционная цель: формировать умения подбирать слова, близкие по значению знакам-символам (условным обозначениям,автоматизировать поставленные звуки в словах.

Игровые действия: откручивание крышечек с игрового поля и подбор слов, сходных по значению ( пример: овраг – яма, канава, углубление, выемка и т. д. ; горка – возвышенность, бугор, холм и т. д.).

Игровые задачи: сравнивать слова-синонимы по назначению, по географическому значению и расположению.

2). Слова – антонимы.

Коррекционная цель: закреплять правильное произношение звуков (л (р(ш (ж) в словах, расширять словарный запас через подбор слов, противоположных по значению знакам-символам. ( Пример: привал – поход, ходьба; гора – овраг, низина).

3). Слова – омонимы.

Развивающая цель : формировать у детей понятие «многозначности слова», развивать умения находить слова с одним названием, но с различными значениями

( Пример: карта – географическая, игральная, медицинская; ключ – дверной, питьевой, музыкальный, слесарный, расширять словарный запас.

4). Один – много.

Коррекционная цель: совершенствование грамматического строя речи через словообразование. Воспитатель называет один предмет, а дети – несколько. ( Пример: река – реки, ручей – ручьи, лес – леса).

5). Весёлые рифмы.

Дидактическая цель : учить детей различать слова, отличающиеся одним или несколько звуками.

Коррекционная цель: развитие слухового восприятия,внимания воображения.

Игровые действия:

Нужно подобрать слова в рифму т. е. близкие по произношению слова символам. ( Пример: дорога – берлога, тропка – пробка, родник – дневник).

6). Я путешествую.

Цели: развитие творческого воображения, закрепление умения составить предложения или рассказ, используя знаки-символы, расставленные в определённом порядке.

Игровые действия: педагогом расставляются знаки-символы на плоскости местности или на карте в определенном порядке и просит детей рассказать о своем путешествии.

7). Да-нет на плоскости.

Дидактическая цель : развитие умения находить заданный предмет по словесной инструкции, закреплять знания детей о географических объектах (из 6 (12) предметов).

Игровые действия: одним участником игры загадывается предмет (объект) по дидактическому пособию «Вокруг света», карты местности, а дети сужают поле поиска посредством вопросов «Этот предмет находится слева от реки?» и т. д., в результате чего находят загаданный географический объект

8). Что лишнее.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развитие словесно-логического мышления, развитие умения обобщать слова по существенным признакам, активизировать словарный запас.

Игровые действия : исключить лишний предмет из обобщающего ряда. ( Пример: рюкзак, кеды, кепка, сковорода; осень, зима, лето, озеро).

9). Деформированный рассказ. «Найди ошибку».

( Пример: «Наступило жаркое лето. Ребята собрались идти в поход в парк. Они одели тёплые, шапки, резиновые сапоги и куртки и отправились в путь…»).

10). Пересказ с картинками.

Воспитатель рассказывает детям рассказ, они пересказывают его по опорным картинкам.

Цель: использование знаков-символов при проведении артикуляционной гимнастики, развитие фонематического слуха и восприятия.

1). Мой любимый звук.

Коррекционная цель: закрепление умения находить слова с заданным звуком, определять его место в слове, закреплять правильное произношение заданного звука, развитие фонематического внимания и восприятия.

Игровые действия: найди значок на заданный звук. ( Пример: мой любимый звук – «р», я нашёл картинку (значок) – ручей, река, овраг, дерево, гора).

2). Первый звук.

Цель развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Например: найди первый звук в каждом символе-значке. ( Пример: овраг – «о», привал – «п»).

3). Определи место звука в слове-символе.

Цель: учить выделять в словах изучаемый звук.

4). Артикуляционная гимнастика через символы.

Коррекционная цель: совершенствование и развитие артикуляционной моторики через игровые технологии. Например: изобрази горку с помощью язычка.

Цель: развитие словесно-логического, абстрактного мышления и воображения.

1). Отгадывание и составление загадок на экологическую тему.

Рукотворный и природный мир с использованием знаков-символов.

2). Классификация предметов по обобщающим понятиям (живое – неживое, используя картинки.

3). Я мечтаю…

Таким образом, занимаясь экотуристической деятельностью, у детей происходит развитие артикуляционной моторики, закрепляется правильное произношение как отдельных звуков, так и использование их в связной речи- во время игр на свежем воздухе, оздоровительных мероприятий, наблюдений за природой и деятельностью людей.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев»Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев» Проблема развития речи детей – одна из основных задач детского образовательного учреждения, так как речь – это главное орудие человеческого.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста посредством экотуризма
Опубликовано: 17 марта 2024 в 11:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста посредством экотуризма» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Исаева (УИ 3379694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД