Светлана Исаева
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста посредством экотуризма
▼ Скачать + Заказать документы
АВТОРСКАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА
«Туристический поход Весёлого Язычка».
Цели:
- развивать у дошкольников артикуляционную и общую моторику,
лексико-грамматический строй речи,
- учить правильно использовать знаки-символы,
- закреплять умение читать топографическую карту.
История 1 «Путешествие на пруд через лес».
Публикация «Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста посредством экотуризма» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Наступило лето. Стало жарко. Захотелось Язычку искупаться и половить рыбу. Одному идти было на пруд скучно, и он позвал с собой ребят. Вместе они стали изучать карту и условные обозначения. Язычок был послушным, очень внимательным и быстро запомнил, что прежде чем отправится на пруд, он решил закрепить свои знания с ребятами и поиграл в игру: «Весёлая дорожка». Цель: закрепление маршрута с помощью карточек (карточки прилагаются, сопровождающееся артикуляционной гимнастикой:
1. «Влево-вправо» - поворот
2. «Вверх-вниз» - подъём, спуск
3. «Ровная дорога» - расслабление языка («блинок»)
4. «Овраг» - «чашечка», «качели»
5. «Лес», «деревья» - «дятел стучит»
6. «Дорога» - «широкий язык»
7. «Тропинка» - «узкий язык»
8. «Привал» - «валик»
9. «Ручей, родник» - журчание воды (с-с-с)
10. Гудит самолёт (л-л-л)
11. Комары зудят (з-з-з)
12. Жуки жужжат (ж-ж-ж)
13. Трава шумит (ш-ш-ш)
14. Животные рычат (р-р-р)
Язычок с ребятами решил отправиться на прогулку на пруд, сначала он сел на лошадку (арт. упражнение «лошадка») и поскакал во весь опор. Быстро добравшись до леса, они остановили лошадку (арт. упражнение «натяни поводья», кучерское «тпру») и пошли пешком. Сильно дул ветер (упражнение «ветерок», шумели деревья «ш-ш-ш», весело стрекотали кузнечики «ц-ц-ц», слышалось стуканье дятла «д-д-д» - звукоподражание сопровождается ритмическими движениями.
Спустились в овраг, поднялись на пригорок (арт. упр. «качели») и побежали бегом по ровной тропинке до самого пруда.
Возле пруда язычок с ребятами решили немного отдохнуть.
Упражнения на релаксацию:
-лечь на спину, закрыть глаза, расслабиться и послушать звуки журчащей воды, пение птиц, окружающей среды.
А когда они отдохнули, им захотелось порыбачить (имитация закидывания удочки). Первый карась попался язычку быстро, он открывал и закрывал рот, как будто, что-то хотел сказать (арт. упр. «рыбка»).
Язычок поймал 5 карасей и 2 пескаря. Ребята тоже наловили много рыбы и стали собираться домой, но вдруг увидели большую красивую улитку. Она то выглядывала из своего домика, то пряталась (арт. упражнение «улитка», и довольные ребята отправились домой, напевая весё лую песню:
По сухой лесной дорожке,
Топ-топ-топ – топочут ножки,
На носочках осторожно,
Перейти мосточек можно.
По извилистой тропинке
Постараемся пройти,
Чтоб с извилистой тропинке
Не сумели б мы сойти (речь, движение, музыка).
История 2 «В лесу»
Бабушка попросила Язычка нарвать грибов для супа, так как она постилась и мясо не ела. Язычку не хотелось идти одному и он позвал ребят в лес за грибами. Сначала они вместе изучали путь до леса, по карте, чтобы не заблудится (работа по карте). Потом ребята взяли корзины и отправились в лес. По дороге им пришлось перебраться через ручей (арт. Упр. «Ручеёк» : губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя проходит по середине языка и при этом «стекает» до нижней губы и до подбородка). Вода в ручейке была холодная, Язычок почувствовал это, когда опустил в неё руку (кинетические ощущения под подбородком). Чтобы не промочить ноги, Язычок и ребята воспользовались мостиком (арт. упр. «мостик» : рот широко открыт, язык упирается в нижние зубы и круто выгибается) – ходьба по доске на носочках.
Вот они пришли в лес. Сразу повеяло прохладой (арт. упр. «ветерок» : рот открыт, язык распластан на нижней губе, длительная воздушная струя идёт по языку). Вдруг все услышали стук, это был дятел (арт. упр. «дятел» : рот широко открыт, язык стучит за верхними зубами). На краю полянки дети увидели грибок, это был подберёзовик. (Арт. Упражнение «грибок» : широкий язык присосан к нёбу, рот открыт). А под ёлкой спрятался боровичок… А каких только грибов не было в лесу. Игра по картинкам на классификацию «Съедобные и несъедобные грибы». Под вечер дети и Язычок вернулись домой немного усталые, но довольные, потому, ч о собрали полные корзинки грибов. Бабушка похвалила ребят и попросила рассказать о том, что они делали в лесу, что там видели? А Язычок сказал, что они могут не только рассказать, но и показать.
Пальчиковая гимнастика: «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять,
Ребята вышли погулять:
Этот мальчик – гриб сорвал,
Этот мальчик – чистить стал,
Этот мальчик – резал,
Этот мальчик – ел,
Ну, а этот лишь смотрел.
Бабушка сварила вкусный, ароматный суп из свежих грибов и угостила всех ребят.
Речевые игры с использованием карточек с условными обозначениями.
Цель: развитие звуковой культуры речи, лексико-грамматического строя речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)
1). Слова – синонимы.
Дидактическая цель : вызывать интерес детей к понятию «слово» через игру «Вокруг света».
Коррекционная цель: формировать умения подбирать слова, близкие по значению знакам-символам (условным обозначениям,автоматизировать поставленные звуки в словах.
Игровые действия: откручивание крышечек с игрового поля и подбор слов, сходных по значению ( пример: овраг – яма, канава, углубление, выемка и т. д. ; горка – возвышенность, бугор, холм и т. д.).
Игровые задачи: сравнивать слова-синонимы по назначению, по географическому значению и расположению.
2). Слова – антонимы.
Коррекционная цель: закреплять правильное произношение звуков (л (р(ш (ж) в словах, расширять словарный запас через подбор слов, противоположных по значению знакам-символам. ( Пример: привал – поход, ходьба; гора – овраг, низина).
3). Слова – омонимы.
Развивающая цель : формировать у детей понятие «многозначности слова», развивать умения находить слова с одним названием, но с различными значениями
( Пример: карта – географическая, игральная, медицинская; ключ – дверной, питьевой, музыкальный, слесарный, расширять словарный запас.
4). Один – много.
Коррекционная цель: совершенствование грамматического строя речи через словообразование. Воспитатель называет один предмет, а дети – несколько. ( Пример: река – реки, ручей – ручьи, лес – леса).
5). Весёлые рифмы.
Дидактическая цель : учить детей различать слова, отличающиеся одним или несколько звуками.
Коррекционная цель: развитие слухового восприятия,внимания воображения.
Игровые действия:
Нужно подобрать слова в рифму т. е. близкие по произношению слова символам. ( Пример: дорога – берлога, тропка – пробка, родник – дневник).
6). Я путешествую.
Цели: развитие творческого воображения, закрепление умения составить предложения или рассказ, используя знаки-символы, расставленные в определённом порядке.
Игровые действия: педагогом расставляются знаки-символы на плоскости местности или на карте в определенном порядке и просит детей рассказать о своем путешествии.
7). Да-нет на плоскости.
Дидактическая цель : развитие умения находить заданный предмет по словесной инструкции, закреплять знания детей о географических объектах (из 6 (12) предметов).
Игровые действия: одним участником игры загадывается предмет (объект) по дидактическому пособию «Вокруг света», карты местности, а дети сужают поле поиска посредством вопросов «Этот предмет находится слева от реки?» и т. д., в результате чего находят загаданный географический объект
8). Что лишнее.
Коррекционно-развивающие задачи :
Развитие словесно-логического мышления, развитие умения обобщать слова по существенным признакам, активизировать словарный запас.
Игровые действия : исключить лишний предмет из обобщающего ряда. ( Пример: рюкзак, кеды, кепка, сковорода; осень, зима, лето, озеро).
9). Деформированный рассказ. «Найди ошибку».
( Пример: «Наступило жаркое лето. Ребята собрались идти в поход в парк. Они одели тёплые, шапки, резиновые сапоги и куртки и отправились в путь…»).
10). Пересказ с картинками.
Воспитатель рассказывает детям рассказ, они пересказывают его по опорным картинкам.
Цель: использование знаков-символов при проведении артикуляционной гимнастики, развитие фонематического слуха и восприятия.
1). Мой любимый звук.
Коррекционная цель: закрепление умения находить слова с заданным звуком, определять его место в слове, закреплять правильное произношение заданного звука, развитие фонематического внимания и восприятия.
Игровые действия: найди значок на заданный звук. ( Пример: мой любимый звук – «р», я нашёл картинку (значок) – ручей, река, овраг, дерево, гора).
2). Первый звук.
Цель развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
Например: найди первый звук в каждом символе-значке. ( Пример: овраг – «о», привал – «п»).
3). Определи место звука в слове-символе.
Цель: учить выделять в словах изучаемый звук.
4). Артикуляционная гимнастика через символы.
Коррекционная цель: совершенствование и развитие артикуляционной моторики через игровые технологии. Например: изобрази горку с помощью язычка.
Цель: развитие словесно-логического, абстрактного мышления и воображения.
1). Отгадывание и составление загадок на экологическую тему.
Рукотворный и природный мир с использованием знаков-символов.
2). Классификация предметов по обобщающим понятиям (живое – неживое, используя картинки.
3). Я мечтаю…
Таким образом, занимаясь экотуристической деятельностью, у детей происходит развитие артикуляционной моторики, закрепляется правильное произношение как отдельных звуков, так и использование их в связной речи- во время игр на свежем воздухе, оздоровительных мероприятий, наблюдений за природой и деятельностью людей.