Лучший педагог года

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников на примере творчества К. Д. Ушинского

ирина овчинникова
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников на примере творчества К. Д. Ушинского

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА К. Д. УШИНСКОГО)

Овчинникова Ирина Николаевна, воспитатель,

Деева Ольга Владимировна, воспитатель

БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 37»

г. Омск

E-mail :ovchinnikova1310@mail.ru

«Сказки – это первые и блестящие попытки

русской народной педагогики, и я не думаю,

чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться

Публикация «Развитие познавательно-речевой активности дошкольников на примере творчества К, Д, Ушинского» размещена в разделах

в этом случае с педагогическим гением народа.»

К. Д. Ушинский

Мир вокруг нас постоянно изменяется. В жизнь наших детей основательно вошли компьютерные игры, современное искусство, напряжённая социальная обстановка. Всё это заряжено негативом и агрессией. Наблюдается недостаток живого общения, неумение слушать и отсутствие желания знакомиться с художественными произведениями. Всё многообразие мира дети воспринимают не так, как взрослые, их мысли связаны с предметами и конкретными образами. В связи с этим, перед нами встала необходимость способствовать познавательно – речевому развитию детей, ознакомлению с художественными произведениями различных жанров.

Стараясь пробудить интерес детей к познанию окружающего мира через художественные произведения, мы решили познакомить детей с творчеством К. Д. Ушинского. Сказки и рассказы этого замечательного русского педагога и писателя посвящены тому, что близко детям, родной природе и её жителям, людям и их делам, тайнам огромного мира, который окружает всех нас. Именно сказки помогают детям ориентироваться в этом огромном мире. Сказка для ребёнка выступает средством осмысления жизненных ситуаций, норм морали и является духовной пищей для детей. Сказку можно назвать добрым «доктором» детской души, она пробуждает в детях радостные чувства и добрые эмоции. Слушая сказку, ребёнок становится её активным участником, а именно тем, кто борется за справедливость, спасает попавших в беду.

Творчество К. Д. Ушинского трудно переоценить, его сказки имеют большое воспитательное значение. Он создавал короткие, но очень умные и добрые сказки. В основе сказок лежит идея народности. Писатель восторгался сказками русского народа и считал, что сказки являются одной из форм обучения и воспитания детей, в них таится огромная воспитательная и образовательная сила. В дружественной, эмоциональной, познавательной форме Ушинский учит детей быть щедрыми, добрыми, трудолюбивыми, честными, учит любить своё отечество и людей, которые живут рядом. Его произведения привлекают детей своей простотой и доступностью.

Приступая к работе над знакомством дошкольников с творчеством К. Д. Ушинского, мы подобрали необходимую методическую и художественную литературу. Определили цель нашей работы: познакомить детей с произведениями К. Д. Ушинского, побудить у детей интерес к художественным произведениям, желание слушать и рассказывать сказки.

Мы работаем по программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости». Н. М. Крылова так определяет одну из задач развития и воспитания дошкольников : «Содействовать обогащению развития представлений воспитанника об окружающем мире на основе понимания им монологической речи взрослого, разных видов устных текстов, дополненных наглядностью… содействие совершенствованию монологической связной речи…» [1, с. 211].

Руководствуясь этим, мы поставили перед собой следующие задачи:

• Способствовать формированию связной речи дошкольников.

• Формировать познавательный интерес к окружающему миру через знакомство с произведениями К. Д. Ушинского.

Художественные произведения Ушинского для детей обращены к их внутреннему миру, чувствам, переживаниям, отношениям. Поэтому недостаточно только прочитать детям текст и спросить – понравилось им или нет. Необходимо поговорить о том, что оказалось в этом произведении интересным, грустным или смешным, кто был из героев добр, щедр, ласков, т. е. надо проанализировать текст на доступном для детей уровне.

В своей работе мы определили несколько этапов работы над каждым произведением К. Д. Ушинского :

- Выразительное чтение текста (при повторном чтении можно использовать разные виды театра).

- Пояснение незнакомых слов.

- Работа над содержанием произведения (по вопросам, которые помогают выделить главную идею произведения, охарактеризовать героя, вспомнить нужный эпизод; у отвечающего - мячик, который передаётся следующему).

- Упражнения (например : «Новое название», «Украсим слово», «Доскажи словечко», «Пофантазируем», «Придумай новый конец сказки»).

- Работа с иллюстрациями к произведению (учим дошкольников запоминать внешность героев, окружающие его предметы, время года).

- Работа с пословицами, поговорками, скороговорками (текст тесно перекликается с народным фольклором, объясняем пословицу, вспоминаем похожие).

- Решение проблемной ситуации (создание похожей ситуации, поиск решения).

- Творческая деятельность (оригами, аппликация из жатой бумаги, обрывная аппликация, лепка из солёного теста, рисование героев сказки, рисование эмоций, конструирование из природного материала, пробуем штрихами и пятнами изобразить настроение и характеры героев, драматизация).

- Домашнее задание ( поисковая работа с родителями: подобрать картинки, придумать загадку, похожую ситуацию, нарисовать героев, рассказать о них).

В процессе работы мы стали наблюдать, что дети с большим удовольствием стали ждать наших «посиделок» в назначенное время, чтобы послушать ещё одну сказку Ушинского, им стало интересно пересказывать его сказки и драматизировать их. В рисунках детей присутствовали практически только яркие, радужные краски, картинка получалась доброй и радостной, а не злой и отталкивающей. К концу года мы с ребятами, при содействии родителей, оформили выставку детских работ, смастерили самодельную книжку с рассказами и сказками К. Д. Ушинского, для которой иллюстрации нарисовали наши детки, для родителей мы подготовили консультацию «Книги и дети».

Проведённая нами работа содействует разностороннему развитию ребёнка – дошкольника как индивидуальности в процессе творческого знакомства с художественными произведениями К. Д. Ушинского.

К. Д Ушинский писал : «Обучение может доставлять ребенку всевозможные знания, развивать психические способности, изощрять и восприятие, и память, и мышление, но не культивировать в нем нравственных чувств, не учить его соотносить личные интересы с интересами других, окружающих его людей, не приучать его оценивать свои поступки с точки зрения их общественной пользы. А между тем именно это и является задачей «гораздо более важной, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [3, с. 74].

Список литературы:

1. Крылова Н. М., Детский сад– Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. – Пермь: «Книжный мир», 2005.

2. Ушинский К. Д. /Избранные труды. Учебное пособие; ВУЗ; В 4кн. - М. «Дрофа», 2005

3. Чикин С. А. К. Д. Ушинский о физическом и всестороннем воспитании детей/С. В. Чикин//Вопросы охраны материнства и детства. -1989.-№7.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирования речевой активности» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие) Современный ребенок.

Значение инновационных технологий в развитии речевой активности у дошкольников В современных условиях развития общества и модернизации образования особую активность приобретает совершенствование воспитательно - образовательной.

Конспект родительского собрания в форме круглого стола «Развитие речевой активности у дошкольников» Конспект родительского собрания в форме круглого стола «Шаг за шагом» Тема: «Развитие речевой активности у дошкольников»». Цель: повышение.

Организация работы по использованию проектной деятельности, направленной на развитие речевой активности Консультация Тема «Организация работы по использованию проектной деятельности, направленной на развитие речевой активности» В последнее.

Коучинг-сессия на тему «Организация Рппс для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадкой» Коучинг - сессия на тему: «Организация РППС для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадкой». Цель: сформировать.

Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности дошкольников (младшая группа) Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать.

Презентация «Отчет по самообразованию «Развитие речевой активности детей раннего возраста средствами фольклора» Тема: «Развитие речевой активности детей раннего возраста средствами фольклора» Третий год жизни является самым благоприятным для развития.

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательно-речевой активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности» В 2018-2019 учебном году мною была изучена тема «Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством.

Программа по саморазвитию «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» Пояснительная записка Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников на примере творчества К. Д. Ушинского
Опубликовано: 9 августа 2019 в 19:45
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД