МААМ-картинки

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов

Екатерина Козина
Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов

СЛАЙД № 1.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов : цвет, форму, величину, тепло, звук.

СЛАЙД № 2.

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Публикация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов» размещена в разделах

Познавательный интерес зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательного интереса сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в раннем возрасте, наряду с игровой деятельностью значимую роль для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний.

Маленький ребенок - первооткрыватель, исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний, где дети довольны и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием не просто манипулируют предметами, а действуют ими.

Отечественные педагоги Н. Н. Поддьяков,А. П. Усова, Е. Л. Панько выделяют основную особенность познавательной деятельности : «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функции».

СЛАЙД № 3.

По ФГОС ДО программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.

СЛАЙД № 4

По ФГОС задачами познавательного развития являются

Задачи:

развитие любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах: форме, цвете, размере, звучании.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательный интерес ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами и качеством предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

СЛАЙД № 5

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

СЛАЙД № 6

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через сенсорные эталоны.

В развитии познавательного интереса детей раннего возраста ведущую роль играет овладения действиями с предметами, сенсорное развитие, восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета,). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойства привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

СЛАЙД № 7

Хотелось бы отметить, что наш детский сад работает по основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, но также применяются технологии Марии Монтессори. Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Зоны сенсорного развития

по технологии Марии Монтессори:

1. Материалы и упражнения с ними для развития и утончения зрения;

2. Материалы и упражнения с ними для развития термического чувства;

3. Материалы и упражнения с ними для развития и утончение слуха.

СЛАЙД № 8.

Материалы и упражнения с ними для развития и утончения зрения :

1. блоки цилиндров;

2. русская пирамидка;

3. русская матрёшка;

4. формочки – вкладыши

5. розовая башня

6. цветные таблички

СЛАЙД № 9

Материалы и упражнения с ними для развития термического чувства:

1. тепловые бутылочки;

2. тепловые таблички.

СЛАЙД № 10

Материалы и упражнения с ними на развитие и утончение слуха :

1. колокольчики;

2. звоночки;

3. шумящие цилиндры

СЛАЙД № 11.

Русская матрешка.

Материал:

русская деревянная кукла, состоящая из нескольких вложенных в нее таких же кукол, но меньшей величины.

Цели

Прямая: раскрыть матрешку, выстроить ряд куколок от большой к маленькой, а затем вложить их обратно друг в дружку.

Косвенная: концентрация внимания, координация движений, утончение зрительного чувства, умение сравнивать предметы по величине, строить сериационный ряд. Представление «большой-маленький», «глубокий-мелкий», «высокий-низкий», «больше, чем…», «ниже, чем.» и т. д.

СЛАЙД № 12

Самостоятельная работа ребенка.

СЛАЙД № 13.

Формочки-вкладыши.

Материал:

10 формочек в виде пластмассовых стаканчиков различной величины, иногда разного цвета. Формочки не являются классическим материалом М. Монтессори, но могут использоваться в дидактических играх детей как развивающий материал.

Цели.

Прямая: вынуть все формочки из самой большой, выстроить гармоничный ряд, а затем вложить их обратно друг в друга.

Косвенная: развитие визуальных ощущений, пальцев рук, концентрация внимания, координация движений, подготовка к математике.

СЛАЙД № 14.

Блоки цилиндров.

Материал:

Деревянные блоки, изготовленные чаще всего из бука и покрытые бесцветным экологически чистым лаком. В каждом блоке по 5-10 отверстий различной величины, в которые вставлены соответствующие цилиндры с кнопками, за которые их вынимают и вставляют. Цилиндры могут отличатся и совпадать по диаметру и высоте, соответственно глубине и диаметру отверстия.

Цели.

Утончение зрения (ребенок визуально различает размеры цилиндров и вкладывает их в соответствующие отверстия блока). Нахождение пар: цилиндр и его отверстие в блоке. Представление «большой-маленький», «толстый-тонкий», «низкий-высокий». Концентрация внимания, координация движений, развитие моторики.

СЛАЙД № 15.

Самостоятельная работа ребенка.

СЛАЙД № 16.

Тепловые таблички.

Материал:

Деревянная коробочка с пятью отделениями, в которых лежат 5 пар одинаковых по размеру табличек, сделанных из разных материалов: металла, дерева, войлока, стекла, мрамора.

Цели.

Прямая: самостоятельное составление на ощупь ряда из пар табличек, одинаковых по теплоте материала, их которого они сделаны.

Косвенная: тренировка теплового восприятия, термического чувства, координация движений, концентрация внимания.

СЛАЙД № 17.

Презентация материала.

СЛАЙД № 18, 19.

Самостоятельная работа детей.

СЛАЙД № 20.

Шумящие цилиндры.

Материал:

Две деревянные коробки. Одна с красной, другая с синей крышкой. В каждой коробке стоят по 6 цилиндров с красными и синими крышками соответственно, которые по-разному шумят при встряхивании (от самого тихого-к самому громкому). У каждого цилиндра в одной коробке есть пара по звучанию – в другой.

Цели.

Прямая: найти пары одинаково шумящих цилиндров и выстроить их в ряд.

Косвенная: развитие и утончение слуха, пробуждение акустического внимания, координация движений, концентрация общего внимания, подготовка к изучению окружающего мира и к игре на музыкальном инструменте.

СЛАЙД № 21,22.

Презентация материала, работа детей.

СЛАЙД № 23.

Цветные таблички.

Материал:

Небольшая деревянная коробочка с тремя парами табличек основных цветов: красного, синего, желтого. У каждой таблички с двух сторон белый кант.

Цели.

Прямая: выстроить в ряд пары табличек одинакового цвета, распознавать цвета.

Косвенная: утончение зрения, выстраивание сериационного ряда, сравнение и анализ, подготовка к художественному творчеству и изучению мира природы.

СЛАЙД № 24

Трёхступенчатый урок.

1-ая ступень. Педагог оставляет на столе три цветные таблички: красную, синюю и жёлтую. Она кладет их горизонтально перед ребёнком и, указывая на каждую называет их:

- Это- красная, это – синяя, это- жёлтая.

2 –ая ступень. Педагог просит ребёнка дать ей или положить перед ней ту или иную табличку. Она говорит:

- Дай мне красную; дай мне синюю; дай мне желтую.

Ребенок выполняет действия молча.

3-я ступень. Педагог спрашивает ребенка, указывая на табличку:

-Это какой цвет? Ребё нок отвечает:

- Красный!

- А это какой?

- Синий! ДАЛЕЕ СЛАЙДЫ С ФОТО.

Прикреплённые файлы:

kozina-e-p-dlja-mo_7hq2j.ppt | 10466,5 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно – экспериментальной деятельности как средства формирования.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью.

Доклад «Развитие познавательного интереса через ознакомление с природой» (из опыта работы) На сегодняшний день в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», а также с принятием Федерального государственного.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Младший дошкольный возраст важный период в развитии.

Опыт работы «Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой.

Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» СОДЕРЖАНИЕ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3 ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7.

Проект Тема: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру» Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев. Введение Сенсорное.

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Слайд № 1 На все вопросы детей мы пытаемся отвечать по-научному точно, и доступно. Более того, обязательно хвалим за хороший вопрос, за.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 16:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД