Папки-передвижки

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно — экспериментальной и исследовательской деятельности

Елена Кочеткова
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно — экспериментальной и исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад №3 «Березка»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

Детский сад №3 «Березка»

___О. О. Филатова

Приказ № от___

ПЛАН

ПО САМООБРОЗОВАНИЮ

(на 2016 - 2019гг.)

Тема: «Развитие познавательного интереса у детей до-школьного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности».

Публикация «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно — экспериментальной и исследовательской деятельности» размещена в разделах

Воспитатель:

Е. А. Кочеткова

г. Навашино

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он распола-гает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Л. С. Выготский.

Актуальность темы

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, са-мостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный раз-вивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объек-та, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обо-значающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством (рисо-вание) тоже двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способ-ности ребёнка, тем точнее будет изображён результат опыта.

В тоже время, чем глубже ребёнок изучает объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной дея-тельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны : развитие наблюдательности и способность отражать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с ФЭМП (формирование элементарных математических познаний). Во время проведе-ния опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравни-вать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим пред-ставлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими способностями облегчает экспериментирование, проведение опытов.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно - исследо-вательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – лич-ностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

- изучить методики, технологии по познавательно - исследовательской дея-тельности;

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, само-стоятельность;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирова-ния;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Этапы работ по самообразованию:

1 этап – информационно - аналитический

2 этап – практический

3 этап – обобщающий: представление опыта работы по теме

Три уровня овладения детьми навыками экспериментирования :

- педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют реше-ние проблемы вместе с воспитателем.

- педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого находят решение и осуществляют эксперимент.

- постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно.

План работы

1 этап – информационно-аналитический

(01.09.2016 г. - 01.09.2017г.)

Содержание работы Период деятельности. Результат.

Изучение нормативно правовых документов, научно-методической литературы, современ-ных образовательных технологий.

В течение года Приобретение теорети-ческих знаний по теме. Приобретение методи-ческой литературы.

Изучение передового педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной и исследовательской дея-тельности дошкольни-ков (интернет - ресур-сы).

Разработка плана по те-ме самообразования. В течение года

Август Внедрение в практиче-скую деятельность пе-редового педагогиче-ского опыта по данному направлению.

План самообразования

Разработка плана заня-тий с детьми по теме самообразования.

Сентябрь-октябрь

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Посещение районных методических объеди-нений воспитателей ДОУ

В течение года

Повышение уровня профессионального ма-стерства в организации воспитательно - образо-вательного процесса в ДОУ

Изготовление пособий. Оформление дидактиче-ских игр. Создание кар-тотеки опытов и экспе-риментов для детей до-школьного возраста.

В течение года Мини лаборатория -оснащение необходи-мыми материалами и пособиями для опытов.

Дидактический и наглядный материал. Выставка дидактических игр.

Разработка конспектов с элементами экспери-ментирования.

ООД

Декабрь-май

НОД с использованием разработанных конспек-тов.

Открытый показ НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.

Создание «копилки опытов и эксперимен-тов». В течение года

Обобщение опыта детей средней группы в экспе-риментальной деятель-ности

Создание условий для детского эксперименти-рования (исследователь-ские центры, центры иг-ровой деятельности и пр.) В течение года Исследовательская дея-тельность детей в тече-ние года. Интерес детей к исследовательской де-ятельности.

План работы

2 этап- практический

Примерный перспективный план работы с детьми средней группы

Месяц Тема Цель

Сентябрь 1. «Какая бывает вода». Узнать о свойствах воды (про-зрачная, без запаха, растворяют-ся вещества).

2. «Игры с султанчика-ми». Познакомить со свойством воз-духа – движение.

3. «Мутная водица». Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

4. «Сладкая водичка». Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар.

Октябрь 1. «Узнай по запаху». Дать представление об органах чувств (нос).

2. «Поиграем с ветер-ком». Учить умению обнаруживать движение воздуха.

3. «Разноцветная води-ца». Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.

4. «Почва». Познакомить со свойствами поч-вы.

Ноябрь 1. «Поиграем с песком». Дать представление о свойствах песка.

2. «Тяжелый – легкий». Учить определять и группиро-вать предметы по весу.

3. «Узнай по звуку». Определять и называть издавае-мые звуки.

4. «Свойства глины». Учить определять качество гли-ны (мягкая, пластичная).

Декабрь 1. «Холодный – горя-чий». Учить определять температуру воды.

2. «Чудесный мешочек». Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

3. «Водичка – водичка». Закрепить свойства воды.

4. «Откуда сосулька». Познакомить детей об образова-нии льда.

Январь 1. «Какой это снег». Познакомить со свойствами сне-га (белый, пушистый).

2. «Как превратить снег в воду». Формировать простейшие пред-ставления о свойствах снега.

3. «Превращение воды». Закрепить свойства воды (пре-вращение в лёд).

4. «Воздух невидимка». Дать представление о воздухе невидимке и где его найти.

Февраль 1. «Цветные льдинки» Познакомить с одним из свойств воды.

2. «Ветер, ветер ты мо-гуч» Познакомить с природным явле-нием – ветер.

3. «Свойство льда» Закрепить знания о свойстве льда».

4. «Игры с соломинкой» Дать представление о том, что воздухом дышат.

Март 1. «Плавает или тонет» Учить определять тяжелые и легкие предметы.

2. «Свойство бумаги» Учить узнавать предметы, сде-ланные из бумаги и знанию о её свойства.

3. «Посадим лук» Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

4. «Что тонет, а что пла-вает» Познакомить со свойствами предметов

Апрель 1. «Веточки» Наблюдать за появлением ли-сточков на веточках.

2. «Поиграем с солнеч-ным зайчиком» Дать представление о том, что это луч солнечного света.

3. «Деревянные предме-ты и их свойства» Учить определять свойства де-ревянных предметов.

4. «Где воздух» Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас.

Май 1. «Ткань, её свойства и качества» Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

2. «Мы печём пироги» Расширять знания о свойствах песка.

3. «Сравнить песок, поч-ву, глину» Учить сравнивать и делать вы-воды. Закрепить свойства.

4. «Отчего вода имеет вкус» Дать детям представление о сладкой и соленой воде.

Перспективный план работы в средней с родителями

Сроки рабо-ты Формы работы Практический выход

Сентябрь Консультация для родите-лей на тему «Опытно-экспериментальная дея-тельность детей раннего возраста» Анкетирование

Октябрь Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментиро-вания Беседы с родителями

Ноябрь «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познава-тельному экспериментиро-ванию» Памятка

Декабрь «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Родительское собрание

Январь Открытый показ образова-тельной деятельности «Царство трёх ветров» День открытых дверей.

Февраль Консультация «Игры с во-дой и песком. Это интерес-но. Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интерес-но.

Март «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Консультация

Апрель «Юные исследователи» (фотографии детей во вре-мя экспериментирования, познавательно-исследовательской дея-тельности.) Фотовыставка

Май Фотовыставка «Семейная лаборатория»

Фотоколлаж. Представление родителями своего первого опыта

Перспективный план работы старшей группы

по опытно - экспериментальной деятельности.

Месяц Тема Цель

Сентябрь.

1."Воздух и его свой-ства" Формирование представлений о воз-духе. Развитие способностей к преобразованию.

2. "Прозрачная вода" Расширение представлений о свой-ствах воды - без запаха, прозрачная, льётся, имеет вес.

3."Солнечные зайчики" Расширение представлений о свой-ствах света.

4." Игры с песком" Закрепление представлений о свой-ствах песка. Развитие любознатель-ности, наблюдательности, конструк-тивных умений.

Октябрь 1. "Термометр и температура" Формирование представлений о тем-пературе окружающей среды и соб-ственного тела.

2. "Часы и время" Формирование представлений о вре-мени.

3. "Газ-свойство воздуха" Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на ос-нове элементарного эксперимента и делать выводы.

4. "Отражение света. Зеркало. " Развитие способности рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей

Ноябрь.

1. "Воздух вокруг нас" Формирование представлений о зна-чении воздуха для практических це-лей человека.

2. "Термометр" Формирование представлений о теп-лопередачи, нагревании и охлажде-нии. Развитие способностей к преоб-разованию.

3. "Чудо-вода" Закрепление знаний об агрегатном состоянии воды, развивать анализи-рующее восприятие предметов неживой природы в экспериментировании с жидкостями.

4. "Сравнение песка и камня" Уточнять представление детей о свойствах песка и камня, объектов неживой природы. Развивать умение сравнивать материалы проводя эле-ментарные эксперименты. Познако-мить с увеличительной лупой.

Декабрь.

1. "Эксперименты с водой" Закрепление свойств воды в процессе экспериментирования. Знакомство с человечками жидкого вещества.

2. "Отчего происходит смена дня и ночи" Развитие умений устанавливать при-чинно-следственные отношения.

3."Удивительные свойства льда" Расширение представлений о свой-ствах льда

4. "Всё увидим, всё узнаем" Формирование представлений об увеличительном стекле - лупе.

Январь.

1. "Свойства твёрдого вещества" Знакомство с человечками твёрдого вещества. Развивать у детей иссле-довательский интерес, творческие способности, умение зарисовывать опыты.

2. "Снег и лёд" Знакомство детей с тем, что боль-шую часть земли занимает вода, уточнить представление детей о разных состояниях воды. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду.

3. "Испытание магни-та" Закрепление представлений о свой-ствах магнита. Развивать мыслитель-ные операции, умение выдвигать ги-потезы.

4. "Вода растворяет некоторые вещества" Знакомство с новым свойством воды растворять некоторые вещества, развивать умение работать с моделями.

Февраль.

1."Маленькие волшеб-ники" Расширение знаний о свойствах льда, актуализировать знания о свойствах дерева, магнита. Развивать умение формулировать проблему.

2. "Лёгкий - тяжёлый" Сформулировать представление о свойствах камня.

3. "Воздух невидимка" Закрепление представлений о свой-ствах воздуха на основе элементар-ных опытов.

4. "Что узнал незнайка о сахарном песке и со-ли" Развитие познавательного интереса детей в процессе исследовательской деятельности, умение делать выводы.

Март.

1. "Поговорим о весне" Обобщить знания по теме весна, учить видеть смысловые ошибки и исправлять их. Воспитывать желание проводить опыты, эксперименты.

2. "Дышат ли прорас-тающие семена" Формирование представлений о том, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.

3. "С водой и без воды, в тепле и в холоде" Формирование представлений о фак-торах внешней среды, необходимых для роста и развития растений. (вода, свет, тепло)

4."Знакомый незнако-мец апельсин" Формирование представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в природе. Расширение знаний детей о составляющих здорового образа жизни - показать зависимость здоро-вья от правильного питания.

Апрель.

1."Помощница води-ца" Развитие познавательной активно-сти, подводить к пониманию эколо-гических проблем.

2. "Стекло, фарфор, пластмасса" Развивать умение сравнивать внеш-ний вид и качество материалов, целесообразность их применения.

3. "Волшебный лучик. Радуга" Показать детям, что солнечный луч может стать разноцветным

4. "Сравнение свойств песка и глины" Формирование знаний о свойствах песка и глины, обобщить представление об их использовании.

Май.

1. "Дерево, уголь" Знакомство детей с видами топлива, сравнивать материалы по внешнему виду, уточнить знания детей о их значении в жизни человека.

2. "Какими бывают камни" Формирование представлений о раз-нообразии внешнего вида камней.

3. "Где лучше расти" Формирование представлений о необходимости почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

4. "Опыты и игры с песком и глиной" Показать детям наглядно связи между живым и неживым в природе.

Перспективный план работы с родителями и коллективом детского сада.

Сроки рабо-ты Формы работы Практический выход

Сентябрь «Экспериментальная деятельность дошкольника»

«Выявление отношения родителей к опытно - экспериментальной активности детей»

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Оформление информационного стенда

Анкета для родителей

Консультация для родителей

Октябрь "Экспериментирование как средство познавательного и речевого развития дошкольников" Консультация для педагогов:

Ноябрь «Экспериментирование с водой» Памятка для родителей

Декабрь «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Мастер-класс для педагогов

Январь «Разные ткани», «Бумажная страна». Привлечение родителей к пополнению коллекции

Февраль «Мы экспериментируем» Фотовыставка для родителей

Март «Игры, развивающие познавательную активность детей» Практикум для родителей

Апрель «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ». Презентация

Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. фотовыставка

Публикации по теме:

Формирование интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно — экспериментальной деятельности Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности и.

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментированияРазвитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Ребёнок дошкольного возраста – природный.

Доклад «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» МДОУ ИРМО «Карлукский детский сад общеразвивающего вида» Доклад по теме самообразования «Развитие поисково-исследовательской деятельности.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Итак, как и большинство слов русского языка, "экспериментирование" является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если.

Обмен опытом работы «Влияние опытно-экспериментальной деятельности на познавательное развитие дошкольников» Слайд Добрый день, уважаемые члены жюри! Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Влияние опытно-экспериментальной деятельности.

Проект в средней группе «Развитие познавательного интереса у детей средствами опытно-экспериментальной деятельности» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Развитие познавательного интереса у детей через опытно-экспериментальную деятельность" МБДОУ «ЦРР».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования Сегодняшний деловой мир очень конкурентноспособен и быстро изменяется. Современная ситуация требует формирования социально-развитой личности,.

Консультация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное учреждение д/с № 12 «Солнышко» Камышловского района Свердловской области План по самообразованию на 2018.

Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности Овладение родным языком, развитие речи.

Использование детской экспериментальной деятельности в формировании познавательного интереса к природе у старших дошкольников Статья по теме : «Использование детской экспериментальной деятельности в формировании познавательного интереса к природе у старших дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно — экспериментальной и исследовательской деятельности
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 19:20
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно — экспериментальной и исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кочеткова (УИ 222263) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД