Получи документы

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Евдокимова Наталья
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности

1 слайд.

Педагогический опыт работы Евдокимовой Натальи Владимировны.

2 слайд.

Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по теме: «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно – экспериментальной деятельности».

3 слайд.

Восточная мудрость гласит:

«Скажи мне - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай сделать мне самому – и я пойму»

Публикация «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Свою работу по данной теме я начала год назад, когда мои дети были первая младшая группа. Так как именно в два три года идет восприятие мира ребёнком через чувства и ощущения.

На первом этапе подбора и изучения литературы эта тема вызвала у меня огромный интерес. В процессе, как ребёнок, узнаешь что-то новое и интересное. Она полностью отвечает требованиям ФГОС, реализует целевые ориентиры образования в раннем возрасте. Уже непосредственно применяя элементы экспериментирования в образовательной деятельности я обратила внимание, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей она представляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

4 слайд.

В этом возрасте они доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную, практическую со взрослым деятельность. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками», они по своей природе исследователи. В повседневной жизни ребёнок сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него возникает желание узнать это новое. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

5 слайд.

Говоря об актуальности, хочется отметить, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, активно проявляющей исследовательско - творческое отношение к миру.

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка.

6 слайд.

Для достижения наилучшего результата я поставила следующие задачи:

- поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворяя детскую любознательность;

- активизировать и развивать познавательные способности детей;

- развивать психические процессы;

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам поведения;

- учить соблюдать технику безопасности в ходе проведения опытов и экспериментов.

7 слайд.

Свою опытно - экспериментальную работу с детьми строю с учё том принципов: развивающего обучения; научности; целостности; систематичности и последовательности; индивидуально - личностной ориентации воспитания; доступности; активного обучения; результативности.

8 слайд.

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка в нашей группе, я создала мини – лабораторию «Почемучка» для качественной и продуктивной работы в данном направлении, она обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Содержание корректирую ежегодно с учётом комплектования группы и индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника.

9 слайд.

Содержание опытно-экспериментальной работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса :

•непосредственно организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с включением опытов по заданной теме;

•совместная деятельность педагога с детьми;

•свободная самостоятельная деятельность детей.

10 слайд.

Основное оборудование уголка экспериментирования: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

11 слайд.

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ; красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.); материалы прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито, мерные ложки и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитываю следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность, соответствие возрасту и задачам работы.

12 слайд.

Каждый детский эксперимент имеет строго - определё нную структуру:

•постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

•целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

•выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

•проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

•анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

•формулирование выводов.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует всё. Я не тороплюсь с ответом, а стараюсь, чтобы дети нашли его самостоятельно.

13 слайд.

Для того чтобы заинтересовать малышей побудить в них творческую активность я предлагаю им различные игровые ситуации, организовываю непосредственную образовательную деятельность. Игры с элементами экспериментирования открывают широкие возможности для познавательного развития. Насыпая и пересыпая песок в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием снега и льда, малыши получают новые впечатления испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами разных веществ и предметов. Работа в уголке экспериментирования находит отражение в самостоятельной творческой деятельности детей. Так после проведения экспериментов дети отражают свои знания в рисунках по изучаемым темам. В конце учебного года для родителей и педагогов проводится открытая образовательная деятельность, где можно наблюдать как дети демонстрируют своё умение думать, рассуждать, быть самостоятельными.

14 слайд.

Для поддержания интереса я практикую задания, в которых проблемная ситуация моделируется от лица сказочного героя. В местах экспериментирования «поселила» персонажи, помогающие детям через ассоциацию достигнуть более продуктивного результата. Участвуя в процессе экспериментальной деятельности, ребёнок учится работать в коллективе, обмениваться информацией, планировать художественно - творческую деятельность, а также координировать свои действия.

15 слайд.

Неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие, в этом мне помогает опыт коллег, который презентуется на страницах интернет порталов и в методической литературе по данной теме.

1. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование».

2. Г. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми».

3. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом».

4. Н. Рыжова «Наш дом природа».

5. А. И. Иванова «детское экспериментирование-как метод обучения».

6. В. А. Кайе «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет».

7. Дошкольное воспитание №2, 2000 г., №11 2004г.

8. О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004.

10 Интернет порталы.

16 слайд.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен.

Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков.

Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Для повышения своего уровня профессионального мастерства и компетентности, а также расширения знаний детей об окружающем мире по данной теме я планирую работать ещё два года. В процессе своей работы планирую пополнить копилку игр опытов – экспериментов.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Изучив опыт педагогов А. И. Савенкова.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в условиях ДОУ «Волшебная соль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 г. Шахтерска Углегорского муниципального.

Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного.

Мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников с помощью использования мультимедийных презентаций» К. Д. Ушинский сказал: «Детская природа требует наглядности». Сегодня схемы, таблицы и картинки заменяются более близкой детской природе.

Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Семинар с презентацией ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Всем педагогам-дошкольникам известно, что в соответствии с современными.

Ознакомление детей с окружающей действительностью в процессе опытно-экспериментальной деятельности воспитателя и ребёнка Наумова Евгения Викторовна БДОУ «Детский сад №8 г. Тары» Воспитатель 1 категории Ознакомление детей с окружающей действительностью в процессе.

Перспективный план работы на учебный год по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников 5–7 лет Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности Месяц 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Сентябрь.

Развитие у детей познавательного интереса к природе Алтайского края средствами экспериментальной деятельности Пояснительная записка Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Понимая значение экспериментирования.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности с целью формирования познавательного интереса к окружающему миру «Маленькие дети испытывают безграничную жажду знаний, и надо очень постараться, чтобы не отбить у них всякое желание получить новую информацию».

Консультация «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей посредством ознакомления с неживой природой» К моменту поступления в школу ребенок должен иметь достаточно полное и правильное представление, как о внешних свойствах явлений неживой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 19:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД