МААМ-картинки

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности (1 фото)

Елена Бедрина
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

азвитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К. Е. Тимирязев.

Публикация «Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности» размещена в разделах

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.

Работая в детском саду, приходишь к выводу, что дети лучше усваивают знания, полученные самостоятельно.

После проведения нескольких экспериментов с детьми, в группе была проведена диагностика:

по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности.

по методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования

по методике «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников.

диагностическое задание «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Исходя из результатов диагностики, я определила цель опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности – расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Активизировать интерес детей к окружающему миру.

2. Систематизировать знания детей о явлениях природы

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

3. Развивать у детей умственные способности:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа;

- обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; - активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации.

4. Развивать у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

В основе моей работы лежит опыт Николая Николаевича Поддьякова. Новизной данного опыта является комплексное использование ранее известных элементов и современных методик детского экспериментирования в комплексе с познавательными занятиями.

В старшей группе мы организовали центр экспериментирования, в соответствии с возрастными особенностями детей. А оснастить этот центр нам помогли родители (ведь у каждого в доме найдутся бутылочки, стаканчики, формочки, лоскутки, крупа и т. п.). В нашем центре есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.

В процессе применения разработанного мной фрагмента основной образовательной программы дошкольного образования, в части формируемой участниками образовательных отношений: познавательное развитие, мной использовались:

НОД в комплексе с экспериментированием,

самостоятельное экспериментирование детей во второй половине дня

индивидуальная работа во второй половине дня - экспериментирование.

Раз в неделю в группе проводились интегрированные занятия, на которых дети сначала слушали рассказ педагога о предмете, веществе или природном явлении, а затем детям предлагалось выдвинуть гипотезы о свойствах этих объектов, либо получить их аналог в условиях группы.

Дети с огромным удовольствием, активно участвовали в этих занятиях. Одни старались подтвердить гипотезу, другие – опровергнуть ее. Из одного эксперимента часто возникала еще одна гипотеза и ребята стремились ее проверить.

В рамках опытно-экспериментальной работы был проведен констатирующий этап, в ходе которого использовались различные диагностические методы: наблюдения, беседы, опросы, анализ результатов деятельности дошкольников.

Результатам этого этапа опытно-экспериментальной работы уровень сформированности познавательно-исследовательской деятельности у детей стал выше по сравнению с началом учебного года.

Дети научились делать выводы, фиксировать результаты, активно выдвигать гипотезы.

Поэтому, я считаю, что использование опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности в познавательном развитии дошкольников сейчас особенно актуально и позволяет обогатить это развитие за счет использования новых технологий и их многообразия.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экологического воспитания Цель. Развивать познавательный интерес у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитание экологического сознания.

Развитие познавательного интереса у детей 4–7 лет посредством опытно-исследовательской деятельности Опыт работы по теме: «Развитие познавательного интереса у детей 4-7 лет, используя опытно-исследовательскую деятельность при ознакомлении.

Мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников посредством бумажного творчества (техника «Айрис фолдинг») государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школы пос. Просвет структурное подразделение.

Мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников с помощью использования мультимедийных презентаций» К. Д. Ушинский сказал: «Детская природа требует наглядности». Сегодня схемы, таблицы и картинки заменяются более близкой детской природе.

Ознакомление детей с окружающей действительностью в процессе опытно-экспериментальной деятельности воспитателя и ребёнка Наумова Евгения Викторовна БДОУ «Детский сад №8 г. Тары» Воспитатель 1 категории Ознакомление детей с окружающей действительностью в процессе.

Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природойРазвитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой Проект. Название: "Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с.

Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Известно, что многие.

Развитие познавательного интереса у дошкольников Развитие познавательного интереса у дошкольников. Разнообразные занятия развивают познавательный интерес дошкольника, заставляют работать.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд. Педагогический опыт работы Евдокимовой Натальи Владимировны. 2 слайд. Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по теме:.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством опытно-эксперементальной деятельности Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через опытно-эксперементальную деятельность. Самое лучшее открытие –это то, которое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
Опубликовано: 9 сентября 2016 в 06:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД