Получи документы

Развитие познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности

Елена Скулганова
Развитие познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Технология опыта.

Целью работы автора является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через экспериментально - исследовательскую деятельность. Цель определила следующие задачи:

- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Публикация «Развитие познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности» размещена в разделах

- формирование поисково-познавательной деятельности;

- развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение и др., сообразительности, критичности, самостоятельности;

- обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);

- развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

- вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.

Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.)

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации. (Приложение №1) .

Для реализации всего объема работы автор создал предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможности проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. В группе оборудована мини – лаборатория «Детская лаборатория почемучек». В лаборатории проводятся элементарные опыты по изучению явлений природы, свойств материалов, собственного организма, а также экспериментальные игры с водой, песком, камнями, магнитами и др. Внесение игрового момента в обучении усиливает интерес детей к проведению исследования. Для формирования навыков безопасного поведения во время экспериментирования были разработаны соответствующие правила проведения опытов.

В мини-лаборатории находятся собранные совместно с родителями и детьми коллекции, ракушек, смена и плоды растений, пуговицы, природные материалы: белая и красная глина, почва, речной и строительный песок, каменный уголь, торф, вода морская, озерная, дистиллированная. Кроме того,

оформлены в виде книг коллекции: “Ткани”, “Бумага” и гербарий растений нашего края. Подобран и пополняется иллюстративный материал по темам. Для самостоятельной экспериментальной деятельности детей изготовлены таблицы, схемы с алгоритмами выполнения опытов.

В мини-лаборатории имеется все необходимое оборудование: простейшие приборы-помощники, емкости для проведения опытов, природные материалы, пищевые продукты, красители пищевые и непищевые, медицинские материалы, утилизированный материал (проволока, пробки, кусочки меха, кожи и т. д., технические материалы (гайки, скрепки, болты, детали конструктора и т. д., прочие материалы (зеркала, воронки, воздушные шары, свечи, формы для льда, снегомер и др., модель ДНК, модель строения зуба, модель тела, тонометр, микроскопы; энциклопедии растительного и животного мира, атлас мира, глобус, дидактические игры «Звездное небе», «Явления природы», «Классификация животного мира» «Планеты солнечной системы».Ежемесячно лаборатория наполняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес детей, детям предоставляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

При оборудовании уголка учитывались следующие требования:

- доступность расположения;

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность.

- мобильность;

- материал, находящийся в уголке экспериментирования соответствует среднему уровню развития ребенка, но имеются материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Рядом с мини-лабораторией находится уголок природы, где на полках размещены комнатные растения, подобранные с учетом программных рекомендаций при активном участии родителей.

Для организации экспериментальной деятельности в условиях группы детского сада автор используют следующие формы работы с детьми:

•Специально организованные познавательные занятия, куда включаются демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом, фронтальные эксперименты, где каждый ребенок становится реальным участником совместного поиска.

•Очень эффективной формой работы развитию экспериментально – исследовательской деятельности являются представленные автором проекты.

В процессе реализации проекта «Огород на окне» на “грядках” чудесного “огорода” прорастают лук и морковь, укроп и петрушка, а также здесь можно найти рассаду цветочных культур. Выращивая растения и ухаживая за ними, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают цвет и форму листьев, рассматривают их через лупу, опытным путем определяют условия, необходимые для роста и развития.

Проект «Экспериментирование с воздухом» дал детям знания о том,что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий. Были проведены, такие эксперименты как : «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта», «Плавающий апельсин». Проект,Волшебница вода,позволяет детям сравнить различные состояния воды. («Вижу - не вижу», «Где вода?», «Тонет – не тонет», «Игры с кубиком льда», «Разноцветная водичка», «Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница –вода», «Где больше?»).

Проект: ,Молоко полезное вкусное и свежее, - даёт детям возможность выделить для себя новые свойства молока.. В ходе проекта дети узнали о значимости молока и молочной продукции для развития человека. У детей в ходе проектной деятельности повысилась речевая активность, умение сравнивать по различным признакам, делать выводы, повысился интерес к познанию окружающего мира. Выпущены буклеты для родителей «Полезное молоко»; обновлена сюжетно – ролевая игра «Магазин» (создание отдела «Молочные продукты»); создана книга рецептов из молочных продуктов для детей; изготовлен мобиль - игрушка-корова, с прикреплёнными к ней на ниточках упаковками от молочных продуктов; изготовлены родителями поделки и одежда из упаковок молочной продукции, плакат «Пейте, дети, молоко!».

Чтобы углубленная работа по организации экспериментально - исследовательской деятельности детей дала определенные положительные результаты, необходима поддержка и участие родителей воспитанников. Поэтому через индивидуальные беседы, консультации, выступления на родительских собраниях перед автором была поставлена задача убедить родителей в необходимости повседневного внимания к детским вопросам и интересам, стремлению выяснить непонятное. С этой целью была оформлена Энциклопедия опытов и экспериментов” - описание наиболее интересных опытов, которые можно провести дома. Помимо этого разработаны советы родителям: “Как организовать простейшую исследовательскую деятельность в семье”, “Домашняя лаборатория”, “Учение с увлечением”, “Вкусные загадки”, проведен практикум «Игры с водой и песком». Родителями были изготовлены книжечки с зарисовками и фотографиями опытов и экспериментов, которые они провели с детьми дома. Некоторых родителей заинтересовало экспериментирование с детьми, и они организовали домашние мини-лаборатории, занялись поисками интересных и доступных материалов для осуществления опытов.

Проанализировав результаты педагогической деятельности, Елена Николаевна пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как экспериментально – исследовательская деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков.

Автор убежден, что в экспериментально -исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Подводя итог автор считает,что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментально и- исследовательской деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Публикации по теме:

Мои статьи Создание комплексной системы воспитания и развития ребенка, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, позволяет формировать.

Основные задачи дошкольного воспитания Основные задачи дошкольного воспитания1. Охрана жизни и здоровья ребёнка. 2. Создание условий для формирования основ физической культуры,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности
Опубликовано: 9 марта 2015 в 13:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Скулганова (УИ 261379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД