Папки-передвижки

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии

Наталья Яроцкая
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии

Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию»

Автор опыта:

Яроцкая Наталья Михайловна

воспитатель

МДОУ детского сада № 3

комбинированного вида

города Валуйки Белгородской области

Валуйки

2018

Содержание

Информация об опыте….

3

Технология опыта….

9

Результативность опыта….

14

Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии» размещена в разделах

Библиографический справочник…

17

Приложения к опыту….

18

Раздел I.

Условия возникновение и становления опыта

Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в должности воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области. Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении способствует формированию у детей основ базовой культуры личности, всестороннему развитию психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

ФГОС дошкольного образования, в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Поэтому познавательная активность является важным качеством личности ребенка.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на умственное развитие ребенка через решение следующих задач: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что особой проблемой в воспитании и развитии дошкольников является развитие познавательной активности : дети недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать.

Автора опыта заинтересовала проблема развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию. В мае 2016 года была проведена диагностика по методике О. В. Чиндиловой «Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» (Приложение №1). Анализ полученных данных позволил сделать вывод, высоким уровнем развития обладало только 12% детей, принявших участие в диагностике, средним уровнем – 27 %, низким уровнем - 61 %. Это свидетельствовало о недостаточном уровне развития познавательной активности у выпускников детского сада.

Следовательно, выявленные особенности познавательного развития определили необходимость проведения педагогической работы, направленной на организацию и проведение мероприятий по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию.

Актуальность опыта

Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной активности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Функциональное назначение познавательной активности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств детей, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес, выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их к поисковой и творческой деятельности.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является ТРИЗ технология. Технология ТРИЗ является базой для ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Решение изобретательских задач позволяет активировать все основные направления развития ребенка : волевые, эмоциональные, интеллектуальные, позволяет раскрепостить мышление, помогает избавиться от психологической инерции, развивает воображение, наблюдательность, внимание, формирует умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Поэтому цель работы заключается в том, чтобы научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Решение изобретательских задач позволяет активировать все основные направления развития ребенка : волевые, эмоциональные, интеллектуальные, позволяет раскрепостить мышление, помогает избавиться от психологической инерции, развивает воображение, наблюдательность, внимание, формирует умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

Таким образом, возникает противоречие между пониманием того, что необходимо использовать ТРИЗ технологию в детском саду, традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития познавательной активности.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании ТРИЗ технологии для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом составляет 3 года.

I этап - начальный (констатирующий) май 2016. Началом опыта послужило выявление уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Первый этап был направлен на сбор и систематизацию известных в специальной педагогической литературе теоретических и практических материалов по данному разделу. Проводилась профилактическая работа с педагогами и родителями в МДОУ.

II этап – основной (формирующий) сентябрь 2016 - март 2018 проводилась непосредственная работа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию.

III этап – заключительный апрель - май 2018.

Диапазон опыта

В опыте представлена система работы воспитателя по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию.

Теоретическая база опыта

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности дошкольников.

Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событии окружающего мира, которая активизирует психические процессы, деятельность, познавательные возможности : познавательный интерес - важнейшее новообразование личности, которое не дается ребенку от рождения, а формируется в социальных условиях его существования. Активизируя все психические процессы, интерес выступает как внутренний побудитель познавательной деятельности

Проблема познавательного интереса достаточно широко освещена в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Большой вклад в разработку проблемы познавательного интереса внесли Б. Г. Ананьев; Е. А. Богословская; Л. И. Божович; В. Б. Бондаревский; П. Я. Гальперин; В. В. Давыдов; Н. С. Денисенкова; А. К. Дусавицкий; ЕЛ. Ильин; А. Г. Ковалев; А. И. Кондратюк; С. И. Кудинов; Ю. Н. Кулюткин; А. Н. Леонтьев; А. К. Маркова; М. В. Матюхина; М. Ф. Морозов; Н. Г. Морозова; В. Н. Мясищев; Е. А. Обухова; А. Б. Орлов; Л. Б. Проскурякова; С. Л. Рубинштейн; И. А. Свиридова; Г. И. Щукина;[28] B.C. Юркевич; П. Я. Якобсон и другие[8]

В работах вышеперечисленных отечественных исследователей познавательный интерес предстает как сложное психическое образование, которое изучается как в психологическом, так и в педагогическом аспектах. Что же касается педагогической основы, то ни у кого не возникает сомнения в ведущей роли обучения и воспитания в формировании познавательного интереса у детей.

В отечественной психологии и педагогике имеются давние традиции в изучении проблемы развития познавательного интереса в условиях учебного процесса. К. Д. Ушинский исследовал переход детей от любопытства к любознательности. Имеются наблюдения и некоторые экспериментальные сведения об условиях развития познавательного интереса. Так, известны попытки развития познавательного интереса у детей через введение особого содержания, в частности через увеличение количества естественно - научных знаний, а также через изменение форм и методов работы с детьми - создания на уроке свободной и творческой атмосферы.

Изучая научное наследие Л. С. Выготского, можно заметить, что интересами он называет определенную форму проявления инстинкта. Но как отмечают современные исследователи, Л. С. Выготский, как практический психолог, под «инстинктами» подразумевал потребности, потому что именно они, будучи подвижными, динамичными и социально обусловленными, приобретают новые формы под воздействием социальной среды. Интересы начинают выступать в форме предметного выражения потребностей.

Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно в процессе накопления информации об окружающем характер вопросов меняется. Ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста, а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А. И. Сорокина [13] подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов.

В ходе своих наблюдений Н. А. Менчинская [13] сделала вывод о том, что вопросы дают возможность судить: какие стороны действительности становятся доступными детскому мышлению. Она выделила 6 групп детских вопросов:

-вопросы, направленные на выявление некоторых элементарных признаков

знакомого предмета или явления;

-вопросы, направленные на раскрытие причин явлений;

-вопросы типа «Почему?»;

-вопросы, помогающие ребенку классифицировать предметы и

явления

окружающей действительности;

-вопросы, направленные на познание значения незнакомых слов;

-вопросы оценки поступков, проявлений окружающих (детей и взрослых)[13].

Познавательное развитие ребенка старшего дошкольного возраста предполагает :

1. Становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;

2. Формирование специфических способов познавательной деятельности : навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией, формирование основ логического мышления;

3. Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления.

4. Развитие восприятия. [13]

Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что нужно помочь ребенку в переходе от нерефлексивного к осознанному овладению последовательностью умственных операций, составляющих мыслительный процесс. Внимание педагога должно быть акцентировано не столько на необходимости получения ребенком правильного ответа, сколько на понимании того, каким образом его получить. Одним из таких результативных способов формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и является использование приемов ТРИЗ – технологий (Теория Решения Изобретательских Задач) (Г. С. Альтшуллер).

Основная задача системы образования и внедряемых в настоящее время ФГОС, имеют общую цель с ТРИЗ - технологией Г. Альтшуллера – развитие личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, научить детей учиться и самостоятельно добывать знания. Именно поэтому эта технология позволяет максимально раскрыть возможности познавательной активности старших дошкольников.

На сегодняшний день ТРИЗ технология, как инновационное направление, описано Г. К. Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных программ для дошкольных учреждений, включена в структуру современной педагогики. В основе ТРИЗ технологии лежит проблемно-поисковый метод, что сближает её с развивающим обучением. Поэтому ТРИЗ является одной из технологий развивающего обучения. Дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но прежде всего, учатся самостоятельно их добывать. Начинает вырабатываться творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля. Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у детей интерес к занятию. Г. А. Репина отмечает, что при применение ТРИЗ, каждый чувствует себя умелым, знающим и способным вместе с другими конструктивно справиться с любой задачей.

Технология ТРИЗ является базой для повышения творческого потенциала ребенка и формирования познавательной активности. Самостоятельная экспериментально-исследовательская деятельность позволяет активировать все основные направления развития ребенка : волевые, эмоциональные, интеллектуальные, позволяет раскрепостить мышление, помогает избавиться от психологической инерции, развивает воображение, наблюдательность, внимание, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности. Согласно данной технологии, основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед детьми истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать человека творческого и творящего, владеющего мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и грамотной речью, что на современном этапе развития очень востребовано в обществе.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, познавательного развития и творческого воображения.

Методологическую основу данного педагогического опыта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия.

Теоретическую основу данного педагогического опыта составили методы теории решения изобретательских задач, алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками (Лелюх С. В., Хоменко Н. Н., Сидорчук Т. А. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников», А. В. Корзун «Весёлая дидактика»; И. Я. Гуткович, И. Н. Мурашковская, С. Н. Ладошкина, А. А. Нестеренко, А. М. Страунинг, Н. В. Рубина, М. Н. Шустерман, а также авторские разработки С. И. Гин и др.).

Таким образом, возникшее противоречие между необходимостью развития у дошкольников устойчивой потребности в познании, развития познавательных способностей и отсутствием целенаправленной, систематической работы, привели к выбору темы опыта работы: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию».

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы применения ТРИЗ технологии для развития познавательной активности воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта имеют практическую направленность, могут быть использованы в практике работы в дошкольных образовательных учреждениях. Материал может быть полезен как педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, так и старшим воспитателям при организации методического сопровождения по данной теме.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской.

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Инновационный педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста» .

Развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе реорганизации Все мы знаем, что главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в современных условиях является обеспечение.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. Ребенок – природный исследователь.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ В настоящее время наука и практика образования всё чаще обращает внимание к вопросам развития познавательных интересов детей дошкольного.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с помощью активных средств обучения Стремление к исследованию окружающего мира – естественная потребность ребёнка. Культурная среда, в которой живёт и развивается современный.

Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности Малыш – активный исследователь.

Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Статья: «Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»Дошкольное детство - длительный период, закладывающий.

Консультация «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста» Статья Тема: Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель: Бурдакова Наталья Петровна Ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 11:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД