Лучший педагог года

Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством ознакомления с пространственными отношениями

ЛАРИСА ВИЛКОВА
Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством ознакомления с пространственными отношениями

При практической реализации программы любой педагог, сталкивается с недостаточным разнообразием вариативности для того, чтобы выполнить другую цель программы, как развитие самостоятельности в использовании детьми полученных знаний в других видах деятельности. Поэтому, своей работы я разработала перспективный план, который обогатила разделом: «Развивающие игры и дидактические материалы, используемые в других видах деятельности».Для овладения детьми умением пользоваться планом я использовала способ наглядного моделирования- графический план разных помещений (групповая комната, раздевалка, спальня первого этажа детского сада, этажа, где находится группа, участок детского сада.) В умении пользоваться графическим планом есть этапы его усвоения: Знакомство с различными планами; Введение условных обозначений на планах; Самостоятельное использование планов. Моя работа по знакомству с планами помещений началась со знакомства с планом спальни. Рассматривая план, я детям объяснила где на плане находятся двери, стены, окна. На занятиях я задаю много вопросов поискового характера: «как ты думаешь, где на плане находится твоя кровать, почему?». Я показывала кровать в дальнем углу и просила узнать, где эта кровать на плане. Такие задания я предлагала дифференцированно, учитывая индивидуальные возможности детей. Увидев, что несколько детей быстро справляются с заданием, мне пришлось думать, а как их можно разнообразить (усложнив для некоторых детей и что-то добавить). Для этого я условно поделила детей на две подгруппы: Первая(1) и Вторая(2). Дети первой подгруппы справлялись с заданием самостоятельно, дети второй подгруппы с моей помощью. Например, поиск игрушки на плане в помещениях всей групповой комнаты- дети первой подгруппы находили спрятанную игрушку по плану самостоятельно, а дети второй подгруппы игрушку находили по наводящим вопросам. Если я видела, что ребенок трудно ориентируется в пространстве с помощью плана, то я давала ему задание индивидуального характера: «Покажи на плане, где твой шкафчик, пойдем посмотрим в раздевалке, где он находится, около окна, посчитай который по счету от окна, пятый, а теперь посмотри и почитай на плане, где пятый шкафчик от окна». Именно действия в пространстве расширяют возможности самостоятельно анализировать реальную ситуацию, так и в ситуациях общения. Развитии замыслов- умение создавать идею будущего продукта (Сюжет игры, образ постройки, план микрорайона) и план ее реализации. Для индивидуальной работы я объединяла детей из первой и второй подгруппы. Осуществляя индивидуальную работу, можно использовать различные приемы- я намеренно создаю ситуацию, когда ошибаюсь и не могу по плану найти спрятанную игрушку. Ребенок меня поправляет, объясняет, как надо искать, пользуясь планом. Развивающее обучение в первую очередь характеризуется самостоятельным поиском ребенка при решении различных проблем, развитием активности,самостоятельности. Усложнения на занятиях по работе с планом является то, когда план помещения переворачивается на 180 градусов. На таком плане ребенок должен соотнести реальное помещение и мебель. В данной ситуации я использовала игру «Найди свой стульчик».По ознакомлению с планом первого этажа и этажа, где находится группа, предшествует большая предварительная работа- экскурсия на кухню, в кабинет медицинской сестры, заведующей, завхоза, во время экскурсии идет знакомство с помещением, с людьми и их трудом. Расширяются знания детей. Ведь интерес как раз и возникает там, где у ребенка уже есть какие-то знания, но они еще не достаточны, не точны и их очень мало, и новые сведения об окружающем дополняют ранее известное. Когда новые сведения ложатся на подготовленную почву, они легко включаются в приобретенный ребенком ранее опыт познавательной деятельности, дополняют его, расширяя преставления о различных областях окружающей действительности, стимулируют познавательное отношение к ней.

Публикация «Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством ознакомления с пространственными отношениями» размещена в разделах

На итоговом занятии, когда рассматриваются все знакомые детям планы, мы анализируем их и делаем вводы- чем они отличаются, что общего у всех планов. На таком занятии интересна совместная деятельность детей (2-3 человека). Дети объединяются между собой, берут планы, договариваются между собой, куда спрячут игрушку, отмечают на плане это место, другие дети находят игрушку. Для закрепления у детей умения пользоваться планами мне помогли развивающие игры : «Кукла Маша купила мебель», «Куда спрятался жучок?», «Кукла Маша купила пианино», «Найди игрушку», «Чье это место?», «Секреты».

Придя в старшую группу с определенными знаниями, полученными в средней группе на занятиях по ознакомлению с пространственными отношениями, дети уже самостоятельно вводили условные обозначения на планах- предметы, находящиеся в помещениях рисовали в виде различных геометрических фигур, а иногда с детьми можно условиться как изобразить определенные предметы (например, стулья).

Важно, чтобы дети самостоятельно использовали планы. Для этого создаю проблемные ситуации, затем дети используют планы по своему замыслу. Главное. Чтобы дети могли соотносить план с реальной комнатой, то есть выяснить какие именно предметы мебели соответствуют заместителям и как они располагаются в пространстве (на плане у окна и в реальном помещении тоже, значит, это тот самый стол).

Занятия по работе с планами- это второй тип моделирования, когда используют сами модели (план, модель- план дает взрослый в готовом виде, а задача ребенка с ее помощью решить познавательную задачу. Для этого необходимо ребенку за каждым элементом видеть ту действительность, которую он замещает, уметь сопоставить отношения между заместителями с отношениями между реальными предметами. Следующая задача это формирование представления у детей о масштабе, сторонах света. Развивать пространственные отношения у детей- процесс весьма сложный, длительный, последовательный. Вот почему вначале я подводила детей к понимаю масштаба. Детям предлагалось два разномасштабных плана одной и той же местности. На первом, крупномасштабном, было изображено здание и участок детского сада, на втором. Задача, которая встала перед детьми, увидеть на двух планах одни и те же предметы. Решение этой задачи являлось показателем понимания масштаба. На каждом из этих планов была дорожка, ведущая в детский сад: на первом плане она крупная, на втором мелкая. Перед детьми ставилась задача: вначале дорожки стоит мальчик (первый план, вначале улицы стоит девочка (второй план). Мальчик и девочка вышли одновременно и идут с одинаковой скоростью. Как вы думаете, кто из них пройдет дорожку быстрее. Дети учли реальную протяженность дорожки в детский сад и улицы. Говорит Ира: «Дорожка в детский сад занимает меньше места, поэтому мальчик пройдет дорожку быстрее чем девочка». Говорит Саша: «Мальчик пройдет быстрее дорожку, поэтому что он идет по дорожке в детский сад, а девочка, а девочка идет по улице». Собственный опыт, ежедневные передвижения по знакомой местности помогли детям разобраться в поставленной задаче. В данной ситуации они смогли соотнести дорожку и улицу на плане с действительной протяженностью местности. И эта способность обнаружить в одинаково воспринимаемых линиях различные расстояния свидетельствуют об формировании у детей понимания масштаба. Когда детям дается для сравнения несколько планов, дети рассматривают их, им задаются поисковые и проблемные вопросы. В итоге дети приходят к выводу, что площадь на плане всегда меньше реальной площади. Разные по площади помещения могут быть представлены в планах на одинаковых по размеру лист бумаги, в зависимости от размеров общего плана можно изобразить разное количество его элементов и размер каждого из них будет связан как то с размером всего помещения.

Следующая задача, которая решается на занятиях-развивать у детей умение ориентироваться на местности. Эту задачу я решала поэтапно:

1. Подбор условных обозначений для изображения предметов местности.

2. Изображение схематически протяженности ближайшей к детскому саду улицы.

3. Самостоятельное схематическое изображение пути от собственного дома ребенка до детского сада или до ближайшего транспорта (это третий тип наглядного моделирования- построение модели).

Показав детям начерченный план участка (только периметр) и беседуя о нем, дети приходят к выводу, что на плане не нарисованы различные строения (веранда, песочница, лавочки и т. д., как их изобразить предлагают дети. Например, Кирилл предложил на месте веранды нарисовать большой прямоугольник, а где стоят лавочки, там нарисовать маленькие прямоугольники, Настя песочницу предложила изобразить в виде квадрата. Лиза предложила клумбы изобразить в виде кругов.

Используя план участка, и компас дети играют в игры: «Найди клад», «Поиски сокровищ», «Секреты». У игр несколько вариантов: игрушки уже спрятаны и на плане места поиска отмечены кругами; на плане отмечены места куда нужно спрятать и дети прячут; на плане описан поиск игрушек и дети ищут их с помощью компаса.

Здесь дети лбъединяются в группы по 2-3 человека и выполняют разное действие по игре. К поиску игрушек (кладов) нужно подходить дифференцированно- дети первой подгруппы могут самостоятельно спрятать игрушки, отметить их на плане и в дальнейшем найти. Дети второй подгруппы прячут игрушки самостоятельно, но на плане эти места отмечаю с моей помощью. Чтобы дети хорошо ориентировались на местности для этого нужна большая предварительная работа- прогулки по улице, на которой находится наш детский сад. Гуляя, я обращая внимание, как расположена наша улица, ходит ли по ней транспорт, есть ли тротуары, какие дома и строения размещены вдоль нее, есть ли пресекающие ее переулки, куда эта улица ведет с одной стороны, с другой. Обращалось внимание на основные ориентиры- магазины, почта, соседний детский сад, клуб «Каравелла» и др. С детьми обсуждали и придумывали условные обозначения для них. На прогулке составляется черновик плана улицы. В группе на занятиях по моему устному рассказу дети рисовали план улицы, используя черновик, который составили на прогулке. Результаты обсуждали.

В дальнейшем дети самостоятельно схематически изображали путь от собственного дома до детского сада. Здесь построение модели- плана осуществлялся самим ребенком. Детям я давала задание- внимательно посмотреть на все, что встречается на пути от дома до детского сада, подумать вместе с родителями как можно изобразить на плане эти предметы. Этому предшествовала предварительная работа: играли в игры «Приглашаем в гости», «Как к нам добраться». В этих играх дети по телефону рассказывали друг другу как добраться до дома. Например, Женя рассказывает по телефону Кате: «Ты переходи через дорогу, по которой едет машины, тебе на пути встретится магазин, переходи опяиь через дорогу, где едут поезда, немножко пройдешь по тропинке, и мой дом».

Публикации по теме:

Развитие умственных способностей старших дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий Долгосрочный психолого – педагогический проект «Развитие умственных способностей старших дошкольников через использование здоровьесберегающих.

Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности через окружающий мир» Мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди, человечество – часть этого мира – открывают для себя всё новые и новые объекты.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности» Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности"На современном этапе образование.

Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование и проектную деятельность Цель:Познакомить педагогов с экспериментированием и проектной деятельностью в детском саду и её ролью в развитии познавательной активности.

Организация предметно-пространственной среды для развития познавательной активности старших дошкольников Дошкольная пора – это мир первооткрывателей и исследователей. С самого рождения ребёнок активно познаёт мир, который его окружает. Ему интересно.

Развитие познавательно — интеллектуальных способностей старших дошкольников через интеллектуальные игры Развитие познавательно – интеллектуальных способностей старших дошкольников через интеллектуальные игры Каждый родитель мечтает о том, чтобы.

Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру 1) Актуальность и перспективность опыта: Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок,.

Развитие познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития средствами экспериментальной деятельности В воспитательно – образовательном процессе коррекционных групп традиционно присутствует обучающее занятие по “ознакомлению с окружающим”,.

Развитие познавательной и творческой активности старших дошкольников в процессе организации работы по вышиванию Вышивка является одним из видов художественной деятельности, где дети могут выразиться, раскрыть свои способности, спрятанные буквально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством ознакомления с пространственными отношениями
Опубликовано: 29 сентября 2015 в 17:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД