Наталья Хмелевских
Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка».
(Л. С. Выготский)
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования» размещена в разделах
Познавательное развитие по ФГОС в дошкольной организации предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Что дает познавательная деятельность
В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.
Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.
Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента :
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
•Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
.Развивается речь
•Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения
определённого результата.
•Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения
общего уровня двигательной активности.
Цель моей работы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире, сенсорное развитие, развивать любознательность и познавательную мотивацию.
2. Формировать познавательные действия при проведении игр
экспериментов.
3. Развивать воображение и творческую активность.
4. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира о свойствах в отношениях объектах окружающего мира (форма, цвет, размер, материал)
5. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать.
6. Уметь устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Содержание познавательной исследовательской деятельности проходит через:
- Первичные представления об окружающем мире
• Устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
• Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).
• Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина, их свойствами (прочность, твердость, мягкость).
• Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения.
• Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется).
• Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная)
-Дидактические игры
Дети получают знания, развитие логического мышления, выполнять правила игры.
• Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие,
• Собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности ;
• Собирать картинку из частей.
• В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
-Сенсорное развитие
• Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи.
• Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).
• Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
• Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.);
• развивать умение воспринимать звучание раз- личных музыкальных инструментов, родной речи.
• Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
• группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
• Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
• Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямо- угольная и квадратная)
Для реализации поставленных задач необходимо:
создание условий для экспериментирования : зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки т. д.
Процесс экспериментальной деятельности проходит в течении всего дня, «Мини – лаборатория». В свободной деятельности дети используют игры с песком, карты – схемы, вертушки для игры с ветром, рассматривание альбомов с объектами не живой и живой природы.
Подобрана познавательная литература, дидактические игры
На прогулке, во время наблюдения, дошкольники знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла, камней, например, дети замечают, что снег лежит и не тает, а стоит взять его в руки - превращается в воду. Почему? Пришли в группу начали искать ответы. Сделали вывод, что снег в тепле превращается в воду.
В игровой деятельности дети закрепляют знания о песке. Учатся выкладывать формы из влажного песка («День рожденья куклы Маши») самостоятельно определять качества песка — сухой, влажный. («В гости к мышке). Получают знания о свойствах воды — окрашиваться («Разноцветная водичка», превращаться в лёд («Какая разная вода»).
Выступая как партнер, в непосредственно образовательной деятельности, вместе с детьми решаем проблемные ситуации: ««Как надуть самый большой пузырь?». Затем совместно с детьми делаем выводы.
По окончании серий занятий, для закрепления знаний нами организуются развлечения или выставка работ.
В работе использую информационно- коммуникативные технологии.
(презентации, игры), и проектная деятельность:
«Огород на подоконнике», «От куда пришла соль», «Как появляется мёд» и др.
Чтобы работа с дошкольниками была эффективной, необходимо повысить педагогическую грамотность родителей, Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители делятся своими впечатлениями, обмениваются опытом и активно участвуют в жизни группы и детского сада.
Таким образом, я пришла к выводу, экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими
правилами жизни в обществе.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.