Приложение МААМ

Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования

Наталья Хмелевских
Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

«Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка».

(Л. С. Выготский)

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования» размещена в разделах

Познавательное развитие по ФГОС в дошкольной организации предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.

Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента :

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

•Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

.Развивается речь

•Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения

определённого результата.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения

общего уровня двигательной активности.

Цель моей работы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире, сенсорное развитие, развивать любознательность и познавательную мотивацию.

2. Формировать познавательные действия при проведении игр

экспериментов.

3. Развивать воображение и творческую активность.

4. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира о свойствах в отношениях объектах окружающего мира (форма, цвет, размер, материал)

5. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать.

6. Уметь устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Содержание познавательной исследовательской деятельности проходит через:

- Первичные представления об окружающем мире

• Устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

• Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).

• Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина, их свойствами (прочность, твердость, мягкость).

• Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения.

• Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется).

• Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная)

-Дидактические игры

Дети получают знания, развитие логического мышления, выполнять правила игры.

• Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие,

• Собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности ;

• Собирать картинку из частей.

• В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

-Сенсорное развитие

• Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи.

• Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).

Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

• Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.);

развивать умение воспринимать звучание раз- личных музыкальных инструментов, родной речи.

• Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

• Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямо- угольная и квадратная)

Для реализации поставленных задач необходимо:

создание условий для экспериментирования : зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки т. д.

Процесс экспериментальной деятельности проходит в течении всего дня, «Мини – лаборатория». В свободной деятельности дети используют игры с песком, карты – схемы, вертушки для игры с ветром, рассматривание альбомов с объектами не живой и живой природы.

Подобрана познавательная литература, дидактические игры

На прогулке, во время наблюдения, дошкольники знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла, камней, например, дети замечают, что снег лежит и не тает, а стоит взять его в руки - превращается в воду. Почему? Пришли в группу начали искать ответы. Сделали вывод, что снег в тепле превращается в воду.

В игровой деятельности дети закрепляют знания о песке. Учатся выкладывать формы из влажного песка («День рожденья куклы Маши») самостоятельно определять качества песка — сухой, влажный. («В гости к мышке). Получают знания о свойствах воды — окрашиваться («Разноцветная водичка», превращаться в лёд («Какая разная вода»).

Выступая как партнер, в непосредственно образовательной деятельности, вместе с детьми решаем проблемные ситуации: ««Как надуть самый большой пузырь?». Затем совместно с детьми делаем выводы.

По окончании серий занятий, для закрепления знаний нами организуются развлечения или выставка работ.

В работе использую информационно- коммуникативные технологии.

(презентации, игры), и проектная деятельность:

«Огород на подоконнике», «От куда пришла соль», «Как появляется мёд» и др.

Чтобы работа с дошкольниками была эффективной, необходимо повысить педагогическую грамотность родителей, Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители делятся своими впечатлениями, обмениваются опытом и активно участвуют в жизни группы и детского сада.

Таким образом, я пришла к выводу, экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими

правилами жизни в обществе.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской.

Формирование познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования» Мастер-класс «Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования» СЛАЙД 1 Подготовила педагог высшей квалификационной.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Проект «Развитие познавательной активности у дошкольников путем коллекционирования»Проект «Развитие познавательной активности у дошкольников путем коллекционирования» Актуальность В настоящее время общество крайне изменилось и соответственно меняются семейные отношения. Во времена Советского Союза практически.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. Ребенок – природный исследователь.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ В настоящее время наука и практика образования всё чаще обращает внимание к вопросам развития познавательных интересов детей дошкольного.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию» Автор опыта: Яроцкая Наталья.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования В современном обществе происходят перемены, затрагивающие и систему образования, которая находится на этапе модернизации. Система дошкольного.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии. Описание опыта Раздел II. Технология описания опыта Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие познавательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования
Опубликовано: 17 марта 2019 в 12:45
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Хмелевских (УИ 1688672) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД