Папки-передвижки

Развитие познавательной активности дошкольников через ознакомление с окружающим миром

Галина Блинова
Развитие познавательной активности дошкольников через ознакомление с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

(Методический проект для педагогов)

В современном обществе снизилась мотивация детей к процессу приобретения знаний. В связи с этим, происходит поиск новых технологий, методов и приёмов, которые бы не снижали интерес к познанию. Актуальным становится использование активных методов обучения (АМО, которые вовлекают дошкольников в активную познавательно-исследовательскую деятельность, организованная деятельность носит творческий характер.

Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников через ознакомление с окружающим миром» размещена в разделах

Ознакомление детей с окружающим миром приобретает всё большую активность. В помощь воспитателям для работы с детьми было разработано методическое пособие «Познавательное развитие детей 5- 7 лет», в котором раскрыты близкие, доступные детям темы: «Моя семья», «Мой дом», «Домашние животные», «Птицы», «Виды транспорта», «Профессии»… В конце каждой темы – подборка игр, игровых упражнений, стихов, вопросов,направленных на развивающее обучение.

В 2012 году методическое пособие вошло в основной список литературы в соответствии с ФГТ по образовательной области «Познание» рекомендовано, как основное в образовательной области «Познание», раздела «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

В соответствии с ФГТ, копилка познавательного материала, постоянно пополняется, её могут использовать педагоги, планируя НОД и итоговые мероприятия по тематическим неделям, создавать электронные презентации для познавательных вечеров, викторин, совместных с родителями мероприятий.

Цель:

Развитие инновационного потенциала педагогического проектирования, направленного на реализацию ФГТ.

Задачи:

• научить педагогов самостоятельно проектировать образовательную работу с детьми в соответствии с ФГОС;

• обогатить педагогический процесс новыми возможностями.

Познавательная активность выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

С появлением технических средств в ДОУ, у педагогов появилась возможность разнообразить НОД с детьми, повысить её эффективность. Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения детьми, позволяют повысить мотивацию к познанию окружающего мира.

Игры с применением электронного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной. Минимум утомляемости, повышается интерес к обучению, любая информация усваивается детьми быстрее и лучше.

Познавательная информация не только расширит кругозор ребёнка, но и станет необходимым фундаментом его дальнейшего успешного обучения в школе. В процессе ознакомления с окружающим миром у ребенка формируется образ или картина мира.

Одной из главных особенностей ознакомления детей с окружающим миром является ее комплексный, системный характер, поэтому необходимо составить примерное комплексно-тематическое планирование на учебный год.

Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром должен включать не только НОД, но и воспитательно-образовательную работу педагогов с детьми в повседневной жизни в условиях детского сада (наблюдения в быту, на прогулках, этические беседы, а также семейное воспитание. Необходимо предоставить детям возможность отразить впечатления, полученные в НОД, во время экскурсий, прогулок, в рисунках, творческих рассказах.

Особенности работы с детьми

• Предоставление воспитанникам возможности задавать вопросы, не сдерживать их активность и инициативу.

• Стремление к созданию успеха для каждого ребёнка.

• Привлечение к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире.

• Использование личного опыта каждого ребёнка.

• Использование наглядного материала. Дети познают окружающий мир через яркие образы, конкретно и наглядно.

• Создание «трудных ситуаций», как возможностей применения новых знаний.

Чередование видов работ, типов деятельности, для снижения утомляемости детей.

• Продумывание педагогом возможностей для ребёнка проявить себя.

• Педагоги ДОУ используют в обучении дошкольников игровую форму, увлекая их в мир знаний с помощью дидактических игр, двигательных и развивающих упражнений, творческих заданий, познавательных рассказов, решения проблемных ситуаций.

• Дети лучше усвоят знания об окружающем, если им покажут небольшой фильм, используя ИКТ. Это может быть история России, нашего города, каких-то предметов, животный и растительный мир Самарского края, мультфильм, неправильное поведение героя которого, привело к большим неприятностям.

• Велико значение сказки, как средству приобщения к миру человеческих судеб, к миру историй, к творческим преобразованиям.

• Положительный компонент. На фоне положительных эмоций лучше развиваются все психические процессы. Позитивные настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Ощущения счастья и радости имеют тенденцию способствовать эффективному выполнению разнообразных познавательных задач, увеличивают мотивацию к учебной деятельности.

• Очень актуальна на современном этапе тематика основ безопасности дошкольников. Организуя с детьми НОД, беседуя на различные темы, можно устраивать минутки безопасности.

• Всё больше внимания рекомендуется уделять социально-нравственному воспитанию, ознакомлению детей с общепринятыми в обществе правилами, основами ЗОЖ. Наглядного материала, доступного детям, к сожалению пока недостаточно. Можно подобрать серию небольших фильмов, доступных для детского восприятия.

Формы работы с детьми

• Непосредственно - образовательная деятельность.

Познавательные вечера, викторины, конкурсы.

• Наблюдения, опыты, эксперименты.

• Чтение энциклопедической и детской художественной литературы.

• Организация выставок, коллекций.

• Посещение музеев (с родителями).

• Встречи с интересными людьми.

• Демонстрация небольших фильмов, сказок, презентаций.

Рекомендации по формированию познавательных интересов

Всем педагогам известно, что информация, которая вызвала у детей интерес, усваивается гораздо лучше, поэтому, эффективно:

• использование сюрпризных моментов (двигающие, плавающие игрушки, магнитный театр)

• внесение новых и знакомых детям предметов (электронная карта, кормушка для птиц);

• использование загадок, хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои;

• доброжелательное и уважительное отношение к детям;

• поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный;

• использование игровой формы, предложения что-то придумать, задать интересующие вопросы по предложенной теме;

• адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности воспитанника (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).

Важно:

• вовлекать ребёнка в активное освоение окружающего мира,

овладеть способами познания помогают игры и игровые упражнения;

• организовывать работу по темам, возникающим в течение учебного года на основе вопросов и пожеланий детей, по темам вызывающим у детей особый интерес, для этого необходимо оставлять определённый промежуток времени, составляя перспективный план тематических недель;

• задавать, как можно чаще, вопросы типа: «Как ты думаешь?»,

всегда внимательно выслушивать рассуждения ребёнка;

• рассматривать любопытные вещи, книги, истории;

• больше общаться, чаще говорить с каждым ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем признаки и свойства предметов; рассуждать вслух и обосновывать свои суждения;

•использовать загадки, пословицы и поговорки, в основе которых народная мудрость.

•проводить с детьми эксперименты и опыты, они помогают расширить кругозор детей, учат устанавливать простейшие взаимосвязи.

•творчески использовать метод проектов, мыслительные карты.

Мыслительные карты

Представить окружающий мир в разных взаимосвязях, связав продуктивную детскую деятельность общим содержанием, сделав её осмысленной. Таким требованиям отвечает метод использования ментальных карт, который давно применяется в дошкольном воспитании многих зарубежных стран.

С помощью интеллект – карты можно в наиболее естественной и забавной манере превратить познавательный материал в логически связанную карту и помочь ребёнку усвоить его.

Темы, по которым можно составить мыслительные карты могут быть самыми различными. Одна из тематических недель перспективного годового планирования посвящена теме «Сказки». Детей можно познакомить с видами сказок, способом передачи сказок, показать воспитательную ценность сказки, познакомить с профессиями, которые связаны со сказками, играми различными по содержанию.

Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, педагогам важно сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Формы работы с родителями

• Лекции об особенностях познавательной деятельности ребёнка с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.

• Размещение рекомендаций на информационном стенде, сайте ДОУ.

• Семейные проекты «Моя семья»,«Генеалогическое древо нашей семьи».

• Родительские встречи, позволяющие рассказать о собственных хобби, «Мамины и папины уроки»

• Семинар - практикум по организации познавательно –исследовательской и проектной деятельности дошкольников.

Познавательные вечера по различной тематике, где родители – активные участники.

Перспективы

Работа педагогов по готовым конспектам всё больше уходит в прошлое. Творческий воспитатель стремится сам проектировать образовательный процесс, учитывая и уровень развития детей группы, и собственные интересы, и возможности ДОУ, и тенденции образовательной системы города, страны. Важно научить педагогов самостоятельно проектировать образовательную работу с детьми во всём многообразии, взаимосвязях.

Важно разработать систему развивающего материала, в котором раскрыть перед детьми окружающий мир во всём многообразии и разных взаимосвязях. Широко использовать ИКТ, электронные презентации для более эффективного и качественного усвоения информации дошкольниками.

Использовать копилку электронных дисков с презентациями различной тематики в работе с родителями (ребёнок, долго не посещающий ДОУ по какой-либо причине, может получить необходимые знания дома, просмотрев с родителями электронный диск).

Используемая литература:

1. Козлова С. А. Мой мир. М. ,2000

2. Козлова С. А. Программа «Я – Человек». М., 2004

3. ДыбинаО. В. Ребенок и окружающий мир. М., 2005

4. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. М., 2010

5. Карунова Л. А. Использование элементов современных педагогических технологий в деятельности ДОУ. Самара, 2005

Публикации по теме:

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Театрализованные игры в период адаптации к детскому садику Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию небольшую презентацию в которой я хочу поделиться опытом успешного преодоления адаптационного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности дошкольников через ознакомление с окружающим миром
Опубликовано: 21 января 2014 в 16:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности дошкольников через ознакомление с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Галина Блинова (УИ 168853) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД