Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру

Христина Плаксова
Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру

1) Актуальность и перспективность опыта:

Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни - он определяет свое место, свой путь среди людей.

Следовательно, необходимо формировать, расширять, обогащать, развивать и поддерживать познавательную активность старших дошкольников. Стремление ребенка познавать и изучать окружающий мир предоставляет педагогу широкую возможность через интеграцию образовательных областей дать ребенку все необходимые знания для развития игровой деятельности.

Поэтому мне предоставляется актуальной возможность частично восполнить пробел над выбранной мной темой самообразования "Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру. Особая актуальность данной темы состоит в особенностях выбранного возраста (старший дошкольный возраст). У детей этого возраста появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Воспитатель берет на себя не основную, а второстепенную роль. Игровая деятельность должна стать источником самореализации внутренних сил ребенка. Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка, основами такого взаимодействия является изучение познавательной активности и особенностей освоения игровой деятельности в ходе педагогической деятельности.

2) Цель и задачи:

Целью является создание системы занятий с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие их познавательной активности.

Задачи:

1. Раскрыть сущность познавательной активности, как качества личности дошкольника.

2. Описать психолого-педагогические особенности старших дошкольников, способствовать развитию познавательной активности.

3. Применять в работе сюжетно-ролевую игру для старших дошкольников, направленную на развитие познавательной активности.

3) Ведущая педагогическая идея:

Процесс развития познавательной активности дошкольников будет проходить более эффективно при условии использования педагогически обоснованных методических приемов в сюжетно-ролевых играх.

4) Новизна опыта:

Разработка и апробация методических приемов в развитии познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру, определение ее результативности.

5) Педагогические принципы организации сюжетной игры:

Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку».

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется. И не только по тематическому содержанию. Само по себе тематическое содержание не является критерием уровня развития игры. Сюжетная игра, независимо от темы, в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в ещё более сложном виде – как последовательность разнообразных событий.

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».

Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.

Первый принцип, заключается в том, что для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Воспитатель, общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимает позицию учителя, т. е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. В совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.

Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Однако, эти принципы «повиснут в воздухе», если не будет определена реальная опора, на которую может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей.

Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольников.

С возрастом детей должна меняться форма совместной игры со взрослым и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках отведенного режимом времени.

Вывод. Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов. Основной путь воспитания в игре - влияние на её содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

6) Планирование работы:

Место проведения:

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №64», старшая группа №12.

Время проведения:

июль 2014г. – май 2015г.

Этапы проведения:

1 этап – подготовительный (июль-август 2014г.)

Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Диагностические мероприятия: использование методик, анализ, планирование и разработка мероприятий.

2 этап – практический (сентябрь 2014г. - май 2015г.)

Проведение мероприятий согласно плану, составленному на 1 этапе;

Отчет о результатах 2 этапа на педсовете.

3 этап – заключительный (май 2015г.)

Диагностические мероприятия: использование методик, составление аналитической справки по данным диагностики.

Отчёт о результатах 3 этапа на педсовете.

Участники проекта:

• Педагоги

• Родители

• Воспитанники

1 этап

Подготовительный:

(июль-август 2014г.)

№ Мероприятия: Ожидаемый результат:

1 Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы. Будет способствовать

лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной актуальной теме.

2 Диагностика

"Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры" (автор Солнцева О. В.) см. приложение №1 Выявление уровня освоения сюжетно-ролевой игры, познавательной сферы воспитанников.

3 Подготовка таблиц.

Диагностика познавательной сферы (психологические тесты, тесты Эльконина) см. приложение №2 Выявление уровня познавательной активности детей.

4 Анкетирование родителей. Тема «Ребенок и игра» см. приложение №3 Анализ результатов анкетирования.

5 Разработать методические приемы для развития познавательных интересов.

Создание условий для развития познавательной активности, развития сюжета игры.

6 Консультация для родителей: «Зачем ребенку играть? Какие игрушки нужны детям см. приложение №4 Обогатить знания родителей о значимости детских игр и игрушек.

3 этап

Заключительный:

(май 2015г.)

№ Мероприятия: Ожидаемый результат:

1 Родительское собрание "Почему ребенку нужна игра?" Анализ эффективности всех мероприятий на уровень развития сюжета игры дошкольников.

2 Итоговая диагностика. Подведение итогов. Оформление результатов.

3 Выступление с результатами на педагогическом совете. Обмен опытом.

7) Адресная направленность:

Опыт моей работы может быть использован любым воспитателем детского сада, а также родителями для планирования сюжетно-ролевой игры в домашних условиях, если они заинтересован в развитии познавательной активности каждого ребенка, воспитания и формирования творческой личности.

Прикреплённые файлы:

mbdou-centr-razvitija-rebenka-detskii-sad_nqbs0.pptx | 2143,35 Кб | Скачан: 240
 
Публикации по теме:

Проект «Мылики-пузырики» (первая младшая группа) Проект: Мылики - пузырики! Разработала: Гуляева Танзиля Нурисламовна воспитатель 1 младшей группы. Игра - это огромное светлое окно, через.

Воспитание детей с учетом гендерных особенностей в сюжетно-ролевой игре Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру
Опубликовано: 8 апреля 2015 в 21:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

«Барыня-яблоня, будь при памяти — яблок принеси, деток позабавь» — с такими словами, поклоном и почтением наши предки на Евтихия обращались к яблоням. 19 апреля по народному календарю праздник Евтихий...

19 апреля. Международный день подснежника

Подснежники растут во многих странах: их насчитывается два десятка видов, однако уже все они попали в Красную книгу. Почему так получилось? Подснежник – олицетворение чистоты, красоты и наступающей весны....

Фотоотчет. Посткроссинг «Апрельский сюрприз от солнечных «Маргариток»
Фотоотчет. Посткроссинг «Апрельский сюрприз от солнечных «Маргариток». Лариса Гацко. Блог. В карусели праздников весенних, Март растаял звонкою...
Проект «Водный мир и его обитатели»
Проект "Водный мир и его обитатели" Карелина Елена ( подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составитель проекта: воспитатель Карелина Е....
Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»
Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим коллективом...