Юлия Бывшева
Развитие познавательной деятельности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же ведет он себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что-то новое, например любимой кукле надели другое платье или повязали новый бант. Малыш тянется к этой игрушке, хочет взять ее в руки, рассмотреть. Иногда новизна пугает его; он внимательно вглядывается в изображение сказочного персонажа, подолгу рассматривает мордочку игрушки-зверюшки, прежде чем захочет протянуть к ней руку. Все это говорит о том, что у ребенка уже на первом году жизни возникают усиленные ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности. Малыш собирает информацию о предмете доступными для него средствами. Как правило, он не проявляет особой робости при виде незнакомого предмета, взяв его в руки, действует решительно: стучит, переворачивает, ударяет ладонью по поверхности предмета, тянет в рот.
Публикация «Развитие познавательной деятельности ребенка» размещена в разделах
Когда у ребенка еще недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных побуждений, он пользуется выразительными I жестами, вопросительными взглядами, мимикой, стремится вступить в контакт со взрослым, указывая жестом на заинтересовавший его предмет или явление. Он исключительно чуток к эмоциональным проявлениям взрослых. Не зная многого, малыш начинает понимать ситуацию, как бы «считывая» информацию через эмоциональные мимические реакции на лице взрослого человека. Во взглядах малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.
Значительно облегчают ориентировку имеющиеся у малыша элементарные знания, поэтому он обращается к своему, пока еще «большому, опыту. Способность оценивать происходящее на основе личного опыта, находить общее, различное и особенное в создавшейся ситуации указывает на качественное совершенствование его умственной деятельности, на формирование элементов анализа и синтеза в познании наблюдаемых явлений.
Основополагающую роль в познании окружающей среды играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Характерно, что первые действия легкие, пробующие, страхующие, когда малыш еще не знает всех свойств незнакомого предмета и готов даже отказаться от него, если новизна вызывает неприятные эмоции. Если первичное обследование прошло успешно и у малыша не возникает отрицательной реакции, то он переходит к более активным действиям уже познавательного характера.
Реакция отстранения от нового предмета чаще возникает у детей после года. Малыш реагирует так в основном на сюжетные игрушки (образы животных, сказочные персонажи, имеющие яркую, эмоционально-выразительную внешность: оскаленная пасть волка, выпученные глаза совы и т. п.).
Выявляя какие-либо свойства нового предмета или игрушки в процессе самостоятельного поиска информации, малыши применяют определенную тактику, стремясь всесторонне изучить познаваемый предмет в процессе действия.
Постепенно в исследовательском поведении ребенка начинает появляться целенаправленность, устойчивость действий и избирательность реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира. При этом предпочтение одних предметов другим (например, появление любимой игрушки) связано не так с их новизной, как с возможностью разнообразно действовать. Новизна объекта способна стимулировать активность лишь на начальном этапе возникновения ориентировочно-исследовательской деятельности. Далее же малыша увлекают игрушки, богатые по запасу игровых свойств, так как для него важное значение приобретает проблемность действия с ними, решение каких-то конкретных игровых задач. Если игрушка не обладает необходимыми качествами, если ребенок не может открыть для себя ее особенности и возможности использования, он не играет с ней. Вот почему знакомые игрушки дети часто предпочитают новым.
Таким образом, развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о предмете и его свойствах и вызывающих его эмоциональный отклик. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.
На втором и особенно на третьем году у ребенка совершенствуется познавательная деятельность : развивается мотивация поиска, все чаще проявляются элементы, составляющие активную ориентировку (ожидание, поиск, оправдавшееся предположение, целенаправленное достижение результатов). Этот процесс достигает своего наивысшего подъема к 3 г. У детей в большинстве случаев наблюдаются преднамеренный поиск информации, стремление использовать ее в процессе обследования, высокая избирательность реагирования, зачатки планирования и прогнозирования, умение относительно быстро разбираться в ситуации и оценивать отдельные моменты, настойчиво искать решения.
К концу первой половины второго года жизни нарастает устой-чивость и целенаправленность поисковой деятельности малыша. Это свидетельствует о возрастающей способности удерживать в уме замысел, понимать основную задачу, отвлекаться от незначительных для данной деятельности ситуаций. Именно в этом возрасте отчетливее выражены специфические исследовательские действия руки, усиливается речевое общение со взрослым, увеличивается число высказываний, отражающих познавательные потребности детей, они задают вопросы: кто там? что там? и др. Малыши действуют более уверенно в незнакомой для них ситуации.
Теперь их начинает интересовать не только внешняя, видимая сторона предметов и явлений. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе они усваивают объективные связи и зависимости, что обнаруживается прежде всего в стремлении войти в контакт с людьми.
В процессе общения со взрослыми ребенок перенимает их социальный опыт, характер взаимодействий с окружающей средой - обучается человеческому видению мира. Поэтому родители, педагоги ответственны за то, насколько гармонично развивается ребенок. Для этого они создают соответствующие условия: организуют окружающую среду, показывают пример отношения к предметам и явлениям, руководят поведением, чувствами, эмоциями, проявлениями самостоятельности малыша правильно выбирая методы воспитания с учетом своеобразия детского периода.
Взрослые должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка раннего возраста не является только забавой, это — труд, который дает основу первых знаний, а сам малыш — не пассивный созерцатель, он — творец, потому что прикладывает активные, хотя и элементарные усилия к освоению действительности.